Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Планируемые результаты

Предметные: знать характерные черты сложного предложения и  простого предложения;
                        уметь выделять грамматическую основу предложения;
                        уметь определять вид предложения ;
                        уметь ставить знаки препинания между частями предложения .

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный интерес к предмету.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.; презентация, раздаточный материал

Челябинск,2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:22.09.20                                                                                                ФИО учителя Кошкина Ирина Ивановна

Школа:№152                                                                                                ФИ студента Масальских Наталья

Класс: 4 «Д»                                                                                                            ФИО методиста Кондратьева Ирина Ивановна

Кабинет: 210

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Планируемые результаты

Предметные: знать характерные черты сложного предложения и  простого предложения;
                       
уметь выделять грамматическую основу предложения;
                       
уметь определять вид предложения ;
                       
уметь ставить знаки препинания между частями предложения .

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный интерес к предмету.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.; презентация, раздаточный материал

Челябинск,2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

Метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

16:40-16:42

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

К: настраиваться на урок.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесн.; учебный диалог.

Практич.; орфографическое задание.

16:43-16:48

Фронтальная форма работы

-Начнем мы наш урок с одного очень интересного задания. Но сначала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

Словарная работа

-Ребята, начнём мы наш урок со словарного диктанта. (Один ученик работает на закрытой части доски, остальные все в тетради).

Я буду диктовать вам словосочетания, ваша задача- записать слова и подчеркнуть в них ошибкоопасные места.

Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта.

Проверка:

-Мы закончили выполнять это задание, и теперь я предлагаю проверить ,что получилось.

(Ученик, который работал у доски проверяет написание слов вслух, а остальные в своих тетрадях).

-Поднимите руки те, у кого слова написаны по-другому?
-Кто выполнил работу без ошибок?
Как оценим работу учащегося?

Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта.

П:классификация объектов по выделенным признакам.

П:поиск и выделение необходимой информации.

III. Постановка учебной задачи

Словесн.:учебный диалог

Практич.; синтаксический анализ.

Практич.; орфографическое задание.

16:48-16:52

Фронтальная форма работы

-Ребята, посмотрите, у меня на доске написаны два предложения. Прочитайте их.

Со…нце встало и осв…тило окрес…ность.

Со…нце встало, и окрес…ность оз…рилась светом.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.(Один ученик работает у доски, остальные в тетради)

-Найдите и подчеркните главные члены предложения, подпишите, какой частью речи они выражены.

-Хорошо! Ребята, а чем  похожи эти предложения?
-Чем они отличаются?

-Как вы думаете, почему?

-Назовите грамматическую основу в перовом предложении?

-Какую роль играет в этом предложении союз и?
-Нужна ли здесь запятая?

-Найдите грамматическую основу во втором предложении.

-Какую роль играет в этом предложении союз и?
-Нужна ли здесь запятая?

-Хорошо! Совершенно верно!

-А как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

-О каких предложениях?

-Тема нашего урока звучит так: «Простые и сложные предложения»

-Сформулируйте цель нашего урока?

-Вот мы и поставили цель! Молодцы! А теперь начнем работать, чтобы достичь поставленных целей

 

Солнце(сущ.) встало (глаг.) и осветило(глаг.)  окрестность.

Солнце (сущ.) встало(глаг.), и окрестность (сущ.) озарилась (глаг.) светом.

В них содержится одна и та же мысль.

Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет.

Солнце встало и осветило.

Он объединяет однородные члены предложения.
Нет, не нужна.

Солнце встало, озарилась светом.

Он соединяет две части сложного предложения.

Да,нужна.

О предложениях.

О предложениях сложных и простых.

Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие- сложными, научиться различать простые и сложные предложения.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.

П: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Р:постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Практич.: анализ языкового материала.

Словесн.: учебный диалог.

Практич.; синтаксический анализ.

Наглядн.: демонстрация ответа учащихся.

16:52-17:00

Парная форма работы

-Сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас на парте лежат карточки с заданием. Послушайте, что нужно сделать!

-Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного. Распределите предложения по двум группам: простые предложения и сложные предложения. Это задание вы выполняете в парах.

Карточка

Распредели предложения в две группы: простые предложения и сложные. В таблицу ответов запишите только номер предложения.

1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6)Молодые побеги сморщились и завяли.

7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Простые предложения

Сложные предложения

-Поднимите руку, кому непонятно задание? На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.

Проверка:

--На экране вы видите правильные ответы. Сравните с тем, что получилось у вас.

-Чем похожи пары предложений?

-Чем отличаются предложения?

-На что стоит обратить внимание, чтобы не допускать ошибки при постановке запятых?

-Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Что не получилось?

-Ребята, скажите, чем простое предложение отличается от сложного предложения?

-Давайте проверим себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните» на с.36 учебника.

Простые предложения

Сложные предложения

2,3,6,7

1,4,5,8

Один и тот же союз.

По структуре.

На союзы. А, но – всегда ставится запятая.
и -      и      ;                 , и

В простом предложении одна грамматическая основа ,а в сложном предложении две и более.

П:поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практич.:списывание, синтаксический анализ.

Наглядн.: демонстрация ответа учащихся.

17:00-17:05

Работа по вариантам

-Найдите упр.49 на с.36.Ребята, прочитайте задание!
-Прочитайте выразительно поэтические строки. Хорошо!

-Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении.
-Какую роль эти слова играют в тексте?

-Послушайте, что вам нужно сделать. Это задание мы будем выполнять по вариантам.

1 вариант списывает первое предложение.

2 вариант списывает второе предложение.

-Выделить грамматическую основу в предложении, определить и определить, какое это предложение сложное или простое.

Проверка:

-Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим устно. Прочитайте предложение, которое вы списали, и скажите простое оно или сложное? Как определили? Докажите.

-Итак, ребята, скажите, чем отличается сложное предложение от простого предложения?

-Как связаны, части сложного предложения?

Динамическая пауза

-Дежурные, проведите, пожалуйста, физминутку.

Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.

1 вариант:

Заунывный ветер гонит 

Стаю туч на край небес.

Простое предложение т.к одна грамматическая основа

2 вариант:

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

Сложное предложение т.к две грамматических основы.

В простом предложении одна грамматическая основа ,а в сложном предложении две и более.

Интонацией.

П:поиск и выделение необходимой информации.

К:умение слышать и слушать.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: синтаксический анализ.

17:05-17:10

Индивидуальная форма работы

-Теперь я хочу проверить, как вы научились отличать сложные предложения, от простых предложений. Каждый выполняет работу индивидуально.

-Прочитайте задание. Поднимите руку, кому непонятно, что нужно сделать?

-Приступайте к заданию, на это у вас есть 4 минуты и будем проверять. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Карточка

Отметьте галочкой сложные предложения.

Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.

Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.

Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.

Солнце сияло, но не грело землю.

Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.

Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.

На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.

Проверка:

-Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим устно. Прочитайте предложение, которое вы отметили галочкой и докажите, почему оно является сложным?

Вывод:

-Как отделяются части сложного предложения?

-Какие предложения называются сложными?

-Какие предложения называются простыми?

Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.(Две грамматические основы: деревья выбросят, грачи прилетят)

Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник. .(Две грамматические основы: одуванчики подняли ,шиповник зацвел)

Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом. .(Две грамматические основы: выглянуло солнце, земля озарилась)

На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись. .(Две грамматические основы: почки набухли, листья не проклюнулись)

Части сложного предложения отделяются запятыми и союзами.

Сложными называются предложения, имеющие в составе две и более грамматические основы.

Простыми называются предложения, имеющие одну грамматическую основу.

П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.

К:умение слышать и слушать.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VII.Включение в систему знаний, повторение

Практич.: списывание, синтаксический анализ.  

17:10-17:15

Фронтальная форма работы

-Для того чтобы закрепить наши знания, мы с вами поработаем с упр.50 на с.36.Прочитайте предложения.

-Ребята, подумайте и скажите,  с помощью чего части  предложения объединяются в сложное предложение? (Ученики указывают способ связи в каждом предложении)

-Давайте сравним наши наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

-Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении?

-Спишите предложение под №  4, вставляя пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу.

-Назовите грамматическую основу предложения.

-Хорошо! Молодцы!

Вывод:

-Какие предложения называются сложными?

-Назовите способы связи частей в сложном предложении?

Словарная работа

-Ребята, подберите синонимы к слову прекрасный.

-Подчеркнем в этом слове непроверяемую гласную и поставим ударение.

-Запишите это слово в свою тетрадь.

1 вариант придумывает сложное предложение с этим словом и записывает его в тетрадь.
2 вариант придумывает простое предложение и записывает его в тетрадь.

Проверка:

-Зачитайте ваши предложения и назовите грамматическую основу.

1.Безсоюзная связь.

2.Союзами.

3.Союзами.

4.Союзами.

5.Союзами.

Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.

Осень наступила, высохли цветы, глядят кусты.

Сложными называются предложения, имеющие в составе две и более грамматические основы

Интонацией (без союзов),интонацией и союзами и, а, но.

-Красивый ,превосходный, удивительный, чудный и тд.

П:поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Практич.: синтаксический анализ.  

17:15-17:20

-Наш урок подходит к концу. Скажите, какая тема урока у нас сегодня была?

-Какие цели мы ставили на урок?

-Хорошо, молодцы!

-Прочитайте предложения, которые представлены на доске и соотнесите их со схемами.

Предложения:

В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки.

Труд кормит, а лень портит.

Мы зашли к старику, а потом  отправились дальше.

Схемы:

           и

           ,а

                       , а

-Ребята, посмотрите на доску, перед вами начало фразы:

  • сегодня я узнал…
  • было трудно…
  • я научился…
  • было интересно узнать, что…
  • я смог…

Вам нужно дополнить эти предложения устно. Спасибо за урок!

Простые и сложные предложения.

Цели: вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие- сложными, научиться различать простые и сложные предложения.

Р:оценивание  качества и уровня усвоения материала.

Р:оценка результата работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Простые и сложные предложения» Цель урока : вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие – сложными; научиться различать простые и сложные предложения.

Слайд 2

Простые предложения Сложные предложения 2,3,6,7 1,4,5,8

Слайд 3

сегодня я узнал … было трудно… я научился… было интересно узнать, что… я смог… Дополните предложения устно

Слайд 4

Тема урока: «Простые и сложные предложения» Цель урока : вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие – сложными; научиться различать простые и сложные предложения.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ В ПАРАХ

Карточка№1

Распредели предложения в две группы: простые предложения и сложные. В таблицу ответов запишите только номер предложения.

1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6)Молодые побеги сморщились и завяли.

7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Простые предложения

Сложные предложения

ЗАДАНИЕ В ПАРАХ

Карточка №1

Распредели предложения в две группы: простые предложения и сложные. В таблицу ответов запишите только номер предложения.

1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6)Молодые побеги сморщились и завяли.

7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Простые предложения

Сложные предложения

ЗАДАНИЕ В ПАРАХ

Карточка №1

Распредели предложения в две группы: простые предложения и сложные. В таблицу ответов запишите только номер предложения.

1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6)Молодые побеги сморщились и завяли.

7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Простые предложения

Сложные предложения

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карточка №2

Отметьте галочкой сложные предложения.

Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.

Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.

Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.

Солнце сияло, но не грело землю.

Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.

Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.

На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карточка №2

Отметьте галочкой сложные предложения.

Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.

Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.

Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.

Солнце сияло, но не грело землю.

Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.

Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.

На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карточка №2

Отметьте галочкой сложные предложения.

Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.

Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.

Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.

Солнце сияло, но не грело землю.

Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.

Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.

На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карточка №2

Отметьте галочкой сложные предложения.

Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.

Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.

Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.

Солнце сияло, но не грело землю.

Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.

Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.

На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.

В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки.

Труд кормит, а лень портит.

Мы зашли к старику, а потом отправились дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 4 класса по теме : " Простое и сложное предложение".

Тест на отработку понятия " Сложное предложение" в 4 классе....

План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Простое и сложное предложения".

Урок закрепления знаний по теме: "Простое и сложное предложение"....

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение"

Данный материал  поможет провести учителям  начальных классов урок по данной теме в свете современных требований....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...

Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Простое и сложное предложение»

Анализ урока русского языка в 3 классе по теме «Простое и сложное предложение»...