"Все падежи. Обобщение знаний о падежах", 3 класс, "Школа России"
план-конспект урока (3 класс)

Гавришко Елена Владимировна

Цель: 

Создать условия для обобщения и закрепления знаний о падежах имён существительных, падежных вопросах и предлогах, употребляемых с падежами, формирования навыков распознавания падежей имён существительных.

Задачи: 

Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

Тип урока: 

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта215.37 КБ
Файл Презентация967.37 КБ
Файл Портфель знаний677.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Учитель: Гавришко Елена Владимировна

Тема: «Все падежи. Обобщение знаний о падежах»

Цель урока

Задачи

  • Создать условия для обобщения и закрепления знаний о падежах имён существительных, падежных вопросах и предлогах, употребляемых с падежами, формирования навыков распознавания падежей имён существительных.

Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

Тип урока

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).

Планируемые результаты

(предметные)

Владение  первоначальными навыками определения падежных форм  имён существительных в словосочетаниях и  предложениях, умением различать внешне сходные падежные формы, обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.

Личностные результаты

Владение  первоначальными навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. в информационной деятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты, выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты, обобщать, работать со словарём.

Регулятивные: уметь определять учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника,   оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: уметь выражать  свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Основное содержание темы, понятия и термины

Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи.

Образовательные ресурсы

Книгопечатные: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, 3 класс (УМК «Школа России»); Портфель знаний для обучающихся, карточка-таблица «Падежи», алгоритм определения падежей.

ЦОР: презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1 этап: организационный

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Проверяют готовность к уроку.

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – Р.

2 этап: мотивация учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.  

- Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по теме «Имя существительное».

 

- Чтобы наше путешествие  было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся Портфелями знаний, на которых даны задания. Они помогут нам  самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое  выполненное задание вы оцените по 5-бальной шкале

Знакомятся с маршрутными картами (Портфель знаний)

-самоопроеделение к деятельности - Л;

-смыслообразование- Л;

- целеполагание - П;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками - К;

- эмоционально положительное восприятие учения – Л.

3 этап: актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация используемых способов

действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности   и  мотивация на новый способ деятельности

Мы поиграем в игру, которая называется «Веришь ли ты». Я задаю вам вопрос, а вы, если согласны с ним, то поднимаете карточку с «+», а если нет – карточку с «+»

Если ответ верный, то на доске откроется буква.

В результате появляется запись «Падежи».

- Что получилось?

Показывают нужную карточку.

1.К именам существительным можно поставить не только вопросы кто? что?( - )

2.Имена существительные имеют ед. и мн. числа? ( + )

3.Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы? ( - )

4.Имена существительные бывают только мужского и среднего рода? (-)

5.Имена существительные чаще всего в предложении являются подлежащими или второстепенным членом? (+)

6.Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными? (+)

мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение) - П;

-извлечение необходимой информации – П;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К.

4 этап: постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока.

Назовите тему урока.

- А какая главная задача у нас сегодня будет?

- А сейчас проведем орфографическую минутку

- А что нам необходимо вспомнить, повторить? Какие знания нам необходимы?

Алгоритм определения падежа им.сущ.

Определяют тему.

Называют задачи урока

(Уметь определять падеж имени существительного)

По цепочки дети выходят к доске и записывают слова:

Дорога, земляника, коллектив, обезьяна, Россия, спасибо, товарищ, фамилия, чувство.

Нам нужно вспомнить порядок падежей, их вопросы и предлоги

Дети выполняют задание на доске.

1 уч – выставляет порядок падежей

2 уч – вопросы

3 уч - предлоги

- смыслообразование – Л;

- стимулирование к выражению собственного мнения – К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К.

5 этап: первичное закрепление во внешней речи.

Цель: формирование у обучающихся способности к  новому способу действия, разным формам организации  деятельности

Пробное действие.  

Карман 1. У вас даны словосочетания, необходимо определить падеж.

- фронтальная работа.

Проверка.

Дети работают самостоятельно, опираясь на  алгоритм определения падежей.

Оценивание своей работы.

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К.

6 этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Карман 2 Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания.

Вариант 1 – легкий

Вариант 2 – сложный

После 3-4 минут выполнения – проверка по эталону.

Для 1 варианта, потом для 2 варианта.

Взаимопроверка работ.

ФИЗМИНУТКА

Если правда то хлопок,

если нет- тогда прыжок

Именительный падеж

Кто? Что?

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кем? Чем?

Хохотательный  

Почему? Зачем?

Предложный

О ком? О чем?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Кто? Кого?

Выполняют самостоятельную работу в Портфеле знаний по вариантам.

Выполняют взаимопроверку.

Сравнивают работу соседа с эталоном. Оценивают друг друга.

Сильные обучающиеся могут выполнить дополнительное задание.

-рефлексия способов и условий действий – П;

- планирование успешного сотрудничества – К;

- следование моральным нормам и этическим требованиям – Л;

- культура поведения в учебном диалоге – Л;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р.

7 этап: включение в систему знаний и повторение. 

Цель:   включение  способа действия в  систему знаний и применение на практике

Наше путешествие приводит нас к следующему заданию. Найдите карман 3.

Определите падеж имен существительных.

(проверка на документ – камере – работа 1 ученика) 

Работают с деформированным предложением.

(Дедушка шел в деревню по лесной дорожке)

Записывают составленное предложение в Портфеле знаний. Определяют падеж существительных, выделяют главные члены предложения.

При проверке задания дети

читают составленные предложения, проверяют, оценивают.

-мыслительные операции – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;

8 этап: рефлексия деятельности.

Цель: самооценка учащимися своей деятельности,  метода преодоления затруднений, оценка  нового способа действия

Работа в группах.

Опорный конспект. За 1 минуту надо вставить недостающие слова. Представитель от группы выходит к доске, вставляет недостающие записи и комментирует.

Как определить падеж?

Какие для этого нужны знания?

Над чем надо поработать на следующем уроке?

Д/з – Повторить падежи. Карман 5.

Дети работают с карманом 4  Портфеля знаний.

Рисунок2.png

При проверке по очереди выходят представители групп и заполняют пропуски.

Дети оценивают себя, суммируя все заработанные баллы.  Рисунок4.png

- контроль своей деятельности по результату - Р;

-самооценка на основе  критерия успешности -Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности - Л;

- объективная оценка результатов деятельности – Р;

- адекватное понимание оценки взрослого и сверстника - Р  



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс

Слайд 2

1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным . 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая . 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно . 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать . В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём.

Слайд 3

ПОРТФЕЛЬ ЗНАНИЙ

Слайд 4

«Веришь ли ты…» 1.К именам существительным можно поставить не только вопросы Кто? Что? П 2.Имена существительные имеют единственное и множественное числа? А 3.Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы? Д 4.Имена существительные бывают только мужского и среднего рода? Е 5.Имена существительные чаще всего в предложении являются подлежащими или второстепенным членом? Ж 6.Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными? И

Слайд 6

Д.п. к чему ? с чего ? Р.п. на чём ? П.п. что ? В.п. перед чем ? по чему ? Т.п. Д.п.

Слайд 8

Подсчитай баллы. 1 – 8 баллов 9 – 16 баллов 17 – 20 баллов Всего баллов:



Предварительный просмотр:

Рисунок11.png

Рисунок4.png

Алгоритм определения падежей.

• Найди слово, от которого зависит имя существительное.

• Поставь от этого слова нужный вопрос к имени существительному.

• По вопросу и предлогу определи падеж имени существительного.

• Если затрудняешься, вспомни слово – помощник.

Алгоритм определения падежей.

• Найди слово, от которого зависит имя существительное.

• Поставь от этого слова нужный вопрос к имени существительному.

• По вопросу и предлогу определи падеж имени существительного.

• Если затрудняешься, вспомни слово – помощник.

ЭТАЛОН ДЛЯ ПРОВЕРКИ (Карман 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Обобщение знаний о падежах имён существительных.Цели урока: Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных.Планиру...

Образовательная программа "Школа России". 3-й класс. Урок русского языка. "Все падежи. Обобщение знаний".

ВСЕ ПАДЕЖИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ.Образовательная программа "Школа России". 3-й классЭчко Светлана Николаевна, учитель начальных классовРазделы: Начальная школаЦель: развить умение определять пад...

Тема: Урок – игра «Банк знаний» по теме« Обобщение знаний о падежах»

Задачи:Образовательные:1.     Проверить знания, умения, навыки по теме «Обобщение знаний о падежах»2.     Устранить пробелы в знаниях.Развивающие:1....

Урок русского языка в 3 классе "Все падежи.Обобщение знаний о падежах" УМК "Школа России"

Урок - путешествие по "Городу падежей!" Цель: обобщение знаний о падежах имен существительных....