Использование методов ейдетики в начальной школе
материал (3, 4 класс)

           В настоящее время в "Школе Эйдетики" насчитывается 27 методов и многочисленные упражнения к ним.

       В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.  Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти. 

          Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

          В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?

            Система эйдетики - память без границ.

            "Эйдос" в переводе с греческого - "образ".

Человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забыть ненужное, быстро изучать иностранные языки.

              «Школа Эйдетики» предлагает новый подход к образовательным и воспитательным технологиям, который дает возможность каждому ученику легко и с удовольствием получать знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metodov_eydetiki_v_nachalnoy_shkole.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

I

           "Чтобы быть хорошим учителем,

            Нужно любить то, что ты делаешь,

           И любить тех, для кого ты это делаешь"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ЭЙДЕТИКИ

НА УРОКАХ   В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

          Учебно-воспитательный процесс в начальной школе должны обеспечивать специалисты начальной школы, которые знакомы с психолого-педагогическими и возрастными особенностями учащихся, владеют и используют в практической работе современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии.

      Сегодня перед многими учителями стоит вопрос: каким методам и приёмам обучения отдать предпочтение? Что нужно делать, чтобы каждому ученику было интересно получать знания? Сейчас предлагается много интересных методик и одна из них – « Школа Эйдетики» меня заинтересовала.  

           В настоящее время в "Школе Эйдетики" насчитывается 27 методов и многочисленные упражнения к ним.

       В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.  Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.  

          Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

          В большинстве образовательных учреждениях методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить?

            Система эйдетики - память без границ.

            "Эйдос" в переводе с греческого - "образ".

Человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забыть ненужное, быстро изучать иностранные языки.

              «Школа Эйдетики» предлагает новый подход к образовательным и воспитательным технологиям, который дает возможность каждому ученику легко и с удовольствием получать знания.

         Ведь главный принцип эйдетики:  фантазия +

         положительные эмоции = запоминание информации

                Задания эйдетики:

- РАЗВИТИЕ ВСЕХ  ВИДОВ ПАМЯТИ

- РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ   И ВООБРАЖЕНИЯ

- РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО   МЫШЛЕНИЯ

- ОБУЧЕНИЕ МЕТОДАМ И ПРИЁМАМ   ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ   МОТОРИКИ РУК

- АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА   В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

- ОБУЧЕНИЕ МЕТОДАМ И ПРИЁМАМ   ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

- РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ   И ПОЗИТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ

           « Плохой памяти вообще не существует – есть только неумение пользоваться её возможностями» - утверждает Е. Антощук.

        Тренинги эйдетики – это игры. Когда я впервые познакомилась с тренингом «Игра со словами», то попробовала провести её на уроке русского языка. Я прочла 12 слов и попросила детей их воспроизвести. Большинство детей запомнили 5-6 слов. Потом, следуя методике эйдетики, предложила прочитать слова, представить образ каждого слова и мысленно связать их друг с другом. Например:

Береза –  высокая, на ветках висит

Завтрак – сладкий, падает с ветки в

Комната – большая, в углу растёт  

Картофель - вкусный, который любит

Отец –  который выращивает

Овощи – которые садит в

Песок –  ним мама измазала

Платье – такого же цвета как

Помидор – который летит как

Ракета – и падает прямо на

Трамвай – в котором мы везём с рынка

Яблоко.

 Результат меня поразил: ученики смогли назвать все слова.

Ряд слов можно усложнить и разнообразить: найти орфограммы, подобрать однокоренные слова, составить предложение с одним из слов и т.д.

На первых этапах я помогала детям, учила представлять, помогала фантазировать, а только потом нацеливала их на то, что представить нужно что-то весёлое, необычное, не нужно запоминать, нужно только представить слова и в мыслях связать их в цепочку необычных действий. Я столкнулась с тем, что у некоторых детей недостаточно развита фантазия.

         И опять на помощь пришла «Школа Эйдетики», а именно метод парадоксальных превращений.

Например: урок русского языка, закрепление темы «Имя прилагательное».

Дети записывают в столбик 10 существительных. Затем, с помощью метода парадоксальных превращений, прошу подобрать к каждому существительному необычный, не свойственный ему признак – имя прилагательное.

Стол – бумажный,

Самолет – пушистый,

Солома – железная,

Слон – лёгкий,

Ручей – сладкий, и т.д.

Далее задания можно усложнить, используя упражнения на закрепление морфологических признаков: указать род, число, окончание имени прилагательного.

       Часто учителя задумываются: как заставить ребенка пересказать текст, который трудно представить, как написать изложение близко к тексту или как быстро и легко запоминать стихотворения? Ответы на эти вопросы дает эйдетика.

Для этого младшим школьникам нужно использовать графическое изображение  понятия. Я познакомила детей с пиктограммами, значками, в которую можно вставить любую информацию. Сначала я читала им слова и предложения, а дети ассоциировали их с определенным значком. Затем, смотря на пиктограммы, ученики слово в слово повторяли текст. Этим методом я пользуюсь для написания изложений. Они получаются более подробными и полными.

Благодаря умению составлять пиктограммы, ученики легко запоминают любые тексты на уроках чтения, природоведения. С помощью пиктограмм они легко запоминают стихотворения.

         На уроках по развитию речи я использую мнемотаблицы, что  позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 

       Например, на уроках  развития речи я использовала мнемотаблицы  «Зима», «Весна».

Работа с мнемотаблицей состоит из следующих этапов:

  1. Рассматривание мнемотаблицы

2. Перекодирование информации.

  1. Воспроизведение таблицы по памяти.

       В своей работе я также использую упражнения из опыта работы эйдетики, которые направлены на тренировку фотографической памяти. Например: дети бросают на стол несколько счетных палочек ( от 3 до 10 ). 2-3 секунды смотрят на них, накрывают листом бумаги. Потом представляют как они падали и воспроизводят их на рисунке. Такое упражнение можно делать несколько раз, постепенно увеличивая количество предметов.

Также можно использовать игры « Найди отличия», которые также развивают фотографическую память учащихся.

           Считается, что запоминать цифры сложнее, чем любую другую информацию. Я попробовала в 1 классе по правилам эйдетики, играя с цифрами вместе с детьми, превратить каждую из них в образ, который она им напоминает. Изучение каждой цифры начиналось со слов: «Представьте себе!» Каждой цифре дети придумали свой образ.

      После того, как мы «оживили» все цифры, не возникает проблем с запоминанием чисел разных разрядов. Главное представить свою сказку. Все действия должны необычными, яркими и веселыми.

             Очень интересными для детей являются задания с цифрами, которые относятся к методу графических импровизаций.

        На уроках математики я также использую метод графических диктантов. Он способствует развитию памяти и воображения у детей.

           Когда я впервые применила игры по методике эйдетики, я сразу заметила, что детям интересно. На каждом новом уроке они ждали от меня новых упражнений и игр, которые начинались словами «Представьте себе!» Эти слова я старалась использовать на разных этапах урока.  И не только на уроках. Во время воспитательных мероприятий я также использую игры и методы эйдетики. На «Математическом КВНе мы оживляли цифры, сочиняли математические стихи;  на классных часах детям нравится игра «О словах без слов» - пантомима, «Сломанный телевизор». Работа с коллегами – это творческая группа по эйдетике. А также работа с родителями: беседы, рекомендации родителям по развитию воображения и памяти детей, проведение собрания «Путешествие в страну Эйдетики».

     

    Когда видишь, как горят огоньки в глазах детей, хочется работать дальше, использовать новые методы и приёмы эйдетики, чтоб эти огоньки не погасли, а горели ещё ярче на каждом уроке. Я хочу, чтобы каждый ребёнок поверил в себя. Поэтому я и применяю игры и приёмы эйдетики, которые развивают детское воображение, фантазию и память, что обязательно отразится на  учебном процессе.

         По-моему, принцип « Школы Эйдетики» : «ХОЧУ! МОГУ! БУДУ!» относится как к детям, так и к учителям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

Использование метода моделирования в начальной школе

Использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при о...

«Использование метода проектов в начальной школе»

статья «Использование метода проектов в начальной школе»...

Использование метода проектов в начальной школе

Материалы методического объединения...

Использование метода проектов в начальной школе

В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....