Программа курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1−4 классов
календарно-тематическое планирование

Янпольская Ирина Анатольевна

Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_deyatelnosti_2023-24.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по формированию универсальных учебных действий

у учащихся 1−4 классов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …………………………………………………         2

1. 1. Цели, задачи и структура курса ………………………………………..         2

1. 2. Организация образовательного процесса ……………………………         3

1. 3. Место курса в учебном плане …………………………………………          4

1. 4. Диагностическая база ………………………………………………….          5

2. Учебное содержание курса «Мир деятельности»

для 1−4 классов начальной школы ……………………………………...          7

1 класс ………………………………………………………………………...          7

Метапредметные результаты освоения курса

«Мир деятельности», 1 класс …………………..…………………………..          8

2 класс ………………………………………………………………………...          9

Метапредметные результаты освоения курса

«Мир деятельности», 2 класс …………………..…………………………..        10

3 класс ………………………………………………………………………...        11

Метапредметные результаты освоения курса

«Мир деятельности», 3 класс …………………..…………………………..        13

4 класс ………………………………………………………………………...        14

Метапредметные результаты освоения курса

«Мир деятельности», 4 класс …………………..…………………………..        16

3. Тематическое планирование курса…………………………………….           18

4. Примерное поурочное планирование курса

«Мир деятельности», 1–4 классы …………………………………………        20

5. Методическое обеспечение курса «Мир деятельности»

для 1−4 классов начальной школы ……………………………………....        26

1. Пояснительная записка

1. 1. Цели, задачи и структура курса

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе «Школа 2000...» приобретает целостность и завершенность.

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, и т. д.

Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.  

Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

1. 2. Организация образовательного процесса

В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

При формировании каждого универсального умения учащиеся проходят весь путь: вначале на предметных уроках под руководством учителя приобретают первичный опыт выполнения УУД. Затем обобщают его в ходе уроков по курсу «Мир деятельности» и на этой основе строят общие способы универсальных действий. Далее полученные знания отрабатываются и корректируются на уроках по разным учебным предметам или во внеурочной деятельности, и в завершение – контролируются. Этим обеспечивается системность и надежность формирования умения учиться. Школьники осуществляют свою учебную деятельность всё более осознанно и самостоятельно, а учитель всё чаще выступает в роли помощника.

Организация образовательной среды в учебном процессе обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи ведущих российских педагогов и психологов о принципах организации развивающего обучения: В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.

1. 3. Место курса в учебном плане

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.

1. 4. Диагностическая база

В соответствии с целями надпредметного курса «Мир деятельности», система диагностики результатов его изучения направлена на выявление уровня освоения каждым учеником и классом в целом формируемых в данном курсе УУД.

В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.

Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.

Прежде всего, это знания о способах выполнения универсальных действий, без которых, как отмечалось выше, надежное формирование любых умений невозможно. Поэтому, естественным образом, в систему мониторинга метапредметных умений мы включаем контроль знания детьми способов выполнения универсальных учебных действий.

Однако знание само по себе не гарантирует того, что ребенок сможет его применить. Поэтому детям предлагаются специально разработанные практические работы, где они должны проявить умение выполнять изученные УУД.

В течение каждого учебного года в образовательной системе Л.Г. Петерсон используются три вида диагностики УУД.

1)        ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой проводится предварительное выявление уровня знаний учащихся.

Как правило, входная диагностика проводится вначале учебного года в форме тестирования. Её цель – определить уровень знаний учащихся по важнейшим (узловым) элементам курса.

Входная диагностика сочетается с так называемым компенсационным обучением, направленным на устранение выявленных пробелов.

2)        ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой выявляется уровень сформированности знаний и умений учащихся.

Текущая диагностика систематически проводится в процессе усвоения каждой изучаемой темы надпредметного курса. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся в ходе учебного процесса и в течение года заполняет «Карту наблюдения» в соответствии с критериями оценивания по результатам каждого ученика.

Главная функция текущей диагностики – обучающая. Содержание текущей диагностики отбирается в соответствии с программой курса «Мир деятельности». Возможность получения объективных результатов текущей диагностики непосредственно связана с реализацией на предметных уроках деятельностного метода обучения.

3)        ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА, которая проводится в ходе тестирования и выполнения практической работы. Основная её цель – диагностирование уровня (качества) фактической сформированности УУД  и её соответствия целям, поставленным ФГОС для данного этапа обучения.

Психологическое исследование, проводимое в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» позволяет определить динамику развития психических качеств и личностных особенностей учащихся в процессе формирования универсальных деятельностных умений учеников. Результаты корреляции педагогической и психологической диагностики позволяют определить:

•        какие способности и личностные качества развиваются в учебном процессе, и как они изменяются;

•        каким образом происходит формирование общеучебных умений и деятельностных способностей учащихся;

•        какие работают психологические механизмы и на каком этапе программы «Мир деятельности»  включаются.

Данное исследование позволит провести психологическую экспертизу учебного процесса, своевременно дать обратную связь педагогу, разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации учебного процесса и повысить мотивацию сотрудничества в системе субъект-субъектных отношений.

Для получения сравнительных данных и выявления динамики развития, психологическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и в мае) – в экспериментальной и контрольной группах. При необходимости, в сензитивные периоды, диагностику учащихся проводят три раза в год (сентябрь, январь, май).

.

2. Учебное содержание курса «Мир деятельности»

для 1−4 классов начальной школы

1 класс (33 часа)

Организационно-рефлексивная линия (10 часов). У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).

Что значит учиться. (Два основных этапа учебной деятельности.)

Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).

Как затруднение может помочь в учении?

Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения.

Способ действий «затруднение − думаю».

Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Цель выполнения домашнего задания.

Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.

Коммуникативная линия (3 часа). Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

Правила поведения на уроке.

Правила работы в паре.

Правила работы в паре в группе.

Познавательная линия (1 час). У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

Как научиться быть внимательным.

Ценностная линия (6 часов). У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье.

Семья – мой помощник в учении.

Ценностные качества личности: активность, честность,

терпение, доброжелательность.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа). 

Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час).

Диагностика (2 часа).

Резерв (6 часов).

Метапредметные результаты освоения курса

«Мир деятельности», 1 класс

Основные требования к метапредметным результатам 

учащихся к концу первого года обучения

Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.

Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения.

Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.

Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный  опыт их проявления в учебной деятельности.

2 класс, 34 часа

Организационно-рефлексивная линия (10 часов). Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).

Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.

Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.

Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.

Подбор способов и средств для открытия нового знания.

Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).

Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.

Коммуникативная линия (4 часа). Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.

Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.

Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.

Как научиться «слышать» собеседника.

Роль мимики и жестов в процессе общения.

Познавательная линия (2 часа). Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов.  Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.

Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.

Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.

Ценностная линия (4 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса,  способного решать различные задачи.

Ценности нашей жизни: знание.

Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.

Мы разные – и в этом наша сила.

Обобщение и систематизация знаний (4 часа). 

Диагностика (2 часа).

Резерв (8 часов).

Метапредметные результаты освоения курса

«Мир деятельности», 2 класс

Основные требования к метапредметным результатам 

учащихся к концу второго года обучения

Уметь различать знания и умения.

Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль).

Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.

Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять.

Приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.

Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.

Уметь определять средства для открытия нового знания.

Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.

Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать алгоритм анализа, уметь его применять.

Знать и принять на личностном уровне качества  целеустремленность и самостоятельность.

Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.

3 класс, 34 часа

Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.

Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания.

План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.

Учусь составлять план.

Урок открытия. Учусь применять новое знание.

Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.

Как научиться применять новый способ. Структура 2-го этапа урока-помощника (6 шагов).

Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.

Коммуникативная линия (3 часа). У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления. Уточняются условия для понимания речи (текста), вводится секрет успешного понимания.

Секреты успешного выступления.

Секрет понимания.        

Что такое «диалог». Правила ведения диалога.

Познавательная линия (6 часов). Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.

Учусь запоминать.

Учусь сравнивать.

Учусь обобщать.

Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.

Учусь наблюдать.

Чувства – мои помощники в учебе.

Ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.

Личностные качества ученика: вера в себя.

Ценности нашей жизни: дружба.

Обобщение и систематизация знаний (2 часа). 

Диагностика (4 часа).

Резерв (10 часов).

Метапредметные результаты освоения курса

«Мир деятельности», 3 класс

Основные требования к метапредметным результатам 

к концу третьего года обучения

Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.

Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.

Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.

Знать два основных этапа коррекционной деятельности и уточнённую структуру из 11 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при коррекции своих затруднений под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

Знать правила успешного выступления, уметь их применять.

Знать правила понимания информации, уметь их применять.

Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения, уметь строить диалог со сверстниками.

Знать основные приёмы эффективного запоминания и приобрести опыт их применения.

Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.

Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.

Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.

Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.

Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.

Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.

4 класс, 34 часа  

Организационно-рефлексивная линия (6 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации к учебной деятельности, включения в систему знаний и рефлексии учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию умения строить и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с основными этапами выполнения проекта и выясняют, что на уроках открытия нового знания они фактически выстраивают проект выхода из затруднения, возникающего при выполнении пробного действия; также учатся пользоваться построенным алгоритмом во внеурочной деятельности как индивидуально, так и в группах. Осуществляется подготовка к включению учащихся не только в проектную, но и в учебно-исследовательскую деятельность.  Данное требование ФГОС будет реализовано в полной мере позднее в основной школе.  Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие способы действий (правила, алгоритмы, …), а затем системно применяются их в ходе предметных уроков и во внеурочной деятельности.

Систематизируются знания о коррекционной деятельности. Ученики обобщают изученные алгоритмы самопроверки и исправления ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качественного усвоения предметных знаний, которое остаётся одной из важных образовательных целей ФГОС.

Я учусь с радостью. Мотивация к учебной деятельности. Личностное самоопределение.

Как самостоятельно выполнить и проверить задание.

Учусь делать проект. Основные этапы проекта: замысел, реализация и защита проекта. Проекты и их реализация в жизни и в учении.

Новое знание – часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Где и как я могу использовать новое знание?»

Учусь подводить итог работы. Алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности.

Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении.  При этом роль «организатора» в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении.

Что такое сотрудничество. Основные правила сотрудничества. Как добиться успеха в коллективной работе. Мой вклад в работу группы.

Роль критика в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила конструктивной критики.

Что такое дискуссия. Основные правила ведения дискуссии.

Как научиться договариваться. Алгоритм выхода из конфликта.

Роль организатора в структуре коммуникативного взаимодействия. Цель организатора и шаги по достижению этой цели.

Познавательная линия (4 часа). Большое внимание уделяется работе с информацией. Школьники учатся различным способам поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), учатся выбирать необходимую информацию, готовить пересказ текста. Расширяется представление о новых операциях – классификация и аналогия − и о способах развития своего мышления как инструмента познания. Продолжается формирование представлений о способах исследования. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.

Учусь искать информацию. Способы поиска информации.

Учусь работать с текстом. Как подготовить пересказ текста.

Учусь классифицировать. Алгоритм классификации объектов.

Действую по аналогии. Алгоритм действий по аналогии.

Ценностная линия (3 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такое понятие как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важное качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества.

Ценности нашей жизни: саморазвитие. Основные направления для саморазвития.

Ценности нашей жизни: уважение и терпимость к другим.

Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.

Обобщение и систематизация знаний (2 часа). 

Диагностика (4 часа).

Резерв (10 часов).

Метапредметные результаты освоения курса

«Мир деятельности», 4 класс

Основные требования к метапредметным результатам 

к концу четвертого года обучения

Знать два основных этапа учебной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.  

Иметь представление о правилах мотивации себя к учебной деятельности, опыт их выполнения.

Иметь представление об основных областях применения знания в науке и жизни, опыт установления связей между новым и имеющимися знаниями по предмету, опыт выявления межпредметных связей и возможностей применения нового знания в различных жизненных ситуациях.

Знать алгоритм подведения итога работы собственной учебной деятельности, уметь его выполнять.

Знать два основных этапа коррекционной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Приобрести опыт осознанного осуществления данных шагов при коррекции своих затруднений под руководством учителя, а также опыт самооценки выполнения этих шагов.

Знать алгоритм  самостоятельного выполнения задания, уметь его применять.

Иметь представление о проекте и проектной деятельности, уметь выполнять основные этапы проектирования под руководством учителя.

Знать основные правила сотрудничества, приобрести опыт их применения в совместной работе со сверстниками.

Знать основные правила ведения дискуссии, приобрести опыт их применения, уметь строить дискуссию со сверстниками.

Иметь представление о правилах поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Иметь представление о правилах поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Иметь представление о цивилизованном способе выхода из конфликтной ситуации в ходе общения, понимать способ создания договоренностей и приобрести опыт его применения.

Иметь представление о способе поиска информации, приобрести опыт его применения.

Знать основные правила подготовки пересказа текста, уметь их применять.

Иметь представление об алгоритме классификации объектов, приобрести опыт его применения.

Иметь представление о действии по аналогии, приобрести опыт его применения.

Иметь представление о саморазвитии как общемировой ценности жизни, приобрести позитивный опыт развития своей личности в выбранных направлениях.

Уметь принимать каждого ученика в коллективе как личность, терпимо и уважительно относиться к его качествам, поступкам и суждениям.

Иметь представление  о качестве личности «самокритичность», которое помогает ученику успешно учиться: приобрести позитивный опыт его проявления в учебной деятельности.

  1. Тематическое планирование курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Всего

Практические работы

1

Организационно-рефлексивная линия

10

2

2

Коммуникативная линия

3

0

3

Познавательная линия

1

0

4

Ценностная линия

6

1

5

Обобщение и систематизация знаний

4

1

6

Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?»

1

0

7

Диагностика

2

2

Резервное время

6

0

Общее количество часов по программе

32

6

        2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Всего

Практические работы

1

Организационно-рефлексивная линия

10

2

2

Коммуникативная линия

4

0

3

Познавательная линия

2

0

4

Ценностная линия

4

1

5

Обобщение и систематизация знаний

4

1

6

Диагностика

2

2

Резервное время

8

0

Общее количество часов по программе

34

6

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Всего

Практические работы

1

Организационно-рефлексивная линия

7

1

2

Коммуникативная линия

3

0

3

Познавательная линия

6

0

4

Ценностная линия

2

0

5

Обобщение и систематизация знаний

2

1

6

Диагностика

4

4

Резервное время

10

0

Общее количество часов по программе

34

6

4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Всего

Практические работы

1

Организационно-рефлексивная линия

6

1

2

Коммуникативная линия

5

0

3

Познавательная линия

4

0

4

Ценностная линия

3

0

5

Обобщение и систематизация знаний

2

1

6

Диагностика

4

4

Резервное время

10

0

Общее количество часов по программе

34

6

4. Поурочное планирование курса «Мир деятельности», 1–4 классы

1 класс

№ п/п

Тема, цель

I четверть (8 часов)

1

Тема: «Учиться… А что это значит»

2

Тема: «Учитель и ученик»

3

Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке»

4

Тема: «Личностные качества ученика. Активность в учебной деятельности»        

5

Тема: «Учимся дружно. Работа в парах»

6

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

7–8

Резерв (2 урока)

II четверть (7 часов)

9

Тема: «Как научиться быть внимательным»

10

Тема: «Затруднение – мой помощник в учении»

11

Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье»

12

Тема: «Учимся дружно. Работа в группах»

13

Тема: «Личностные качества ученика. Терпение в учебной деятельности»

14

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

15

Резерв (1 урок)

III четверть (10 часов)

16

Урок диагностики № 1 (входное тестирование)

17

Тема: «Как выяснить, что я не знаю»

18

Тема: «Зачем ученику домашнее задание»

19

Тема: «Семья – мой помощник в учении»

20

Тема: «Пробное учебное действие»

21

Тема: «Не могу? − Остановлюсь, чтобы подумать»

22

Тема: «Причина затруднения»

23

Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться»

24

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

25

Резерв (1 урок)

IV четверть (7 часов)

26

Тема: «Как проверить свою работу»

27

Тема: «Личностные качества ученика. Честность в учебной деятельности»

28

Урок диагностики № 2 (итоговое тестирование)

29

Тема: «Личностные качества ученика. Доброжелательность в учебной деятельности»

30

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (творческая гостиная для детей и родителей)

31–32

Резерв (2 урока)

2 класс

№ п/п

Тема, цель

I четверть (9 часов)

1

Тема: «Ценности нашей жизни. Знание»

2

Урок диагностики № 1 (входное тестирование)

3

Тема: «Домашнее задание делаю сам»

4

Тема: «Проверяю свою работу. Подробный образец»        

5

Тема: «Как исправить свою ошибку»

6

Тема: «Настроение – мой помощник в учебе»

7

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

8−9

Резерв (2 урока)

II четверть (8 часов)

10

Тема: «Учусь называть свое затруднение»

11

Тема: «Как построить новое знание» (Структура II этапа УД )

12

Тема: « Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

13

Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

14

Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу»

15

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

16−17

Резерв (2 урока)

III четверть (10 часов)

18

Тема: «Ставлю цель»

19

Тема: «Ключи к новым знаниям»

20

Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон»

21

Тема: «Личностные качества. Целеустремленность в учебной деятельности»

22

Тема: «Я знаю. Я умею»

23

Тема: «Как выяснить, что я не умею»

24

Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

25

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

26−27

Резерв (2 урока)

IV четверть (7 часов)

28

Тема: «Личностные качества. Самостоятельность в учебной деятельности»

29

Урок диагностики №2 (итоговое тестирование)

30

Тема: «Учусь анализировать»

31

Тема: «Мы разные – и в этом наша сила» (гостиная для родителей)

32

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

33–34

Резерв (2 урока)

3 класс

№ п/п

Тема, цель

I четверть (9 часов)

1

Тема: «Личностные качества. Вера в себя»

2

Тема: «Учусь запоминать»

3

Урок диагностики знаний № 1(входное тестирование)

4

Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения»

5

Тема: «План»

6

Тема: «Учусь составлять план»

7−8

Резерв (3 урока)

II четверть (8 часов)

9

Тема: «Учусь сравнивать»

10

Тема: «Учусь обобщать»

11

Тема: «Учусь моделировать»

12

Тема: «Учусь наблюдать»

13

Тема: «Секреты успешного выступления»

14

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею»

15−17

Резерв (3 урока)

III четверть (10 часов)

18

Тема: Тема: «Секрет понимания»

19

Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог»

20

Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание»

21

Тема: «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»

22

Тема: «Как научиться применять способ»

23

Тема: «Как самому оценить свою работу»

24

Тема: «Чувства – мои помощники в учебе»

25−27

Резерв (3 урока)

IV четверть (7 часов)

28

Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба»

29

Урок диагностики знаний №2(итоговое тестирование)

30−31

Урок диагностики умений № 1−2(практическая работа)

32

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей)

33–34

Резерв (2 урока)

4 класс

№ п/п

Тема, цель

I четверть (9 часов)

1

Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие»

2

Урок диагностики знаний № 1 (входное тестирование)

3

Тема: «Я учусь с радостью»

4

Тема: «Как самостоятельно выполнить задание»

5

Тема: «Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим»

6

Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество»

7−9

Резерв (3 урока)

II четверть (8 часов)

10

Тема: «Учусь искать информацию»

11

Тема «Учусь работать с текстом»

12

Тема: «Учусь классифицировать»

13

Тема: «Учусь действовать по аналогии»

14−15

Тема: «Учусь делать проект»

16−17

Резерв (2 урока)

III четверть (10 часов)

18

Тема: «Учимся дружно. Я − критик»

19

Тема: «Личностные качества. Самокритичность»

20

Тема: «Учимся дружно. Дискуссия»

21

Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться»

22

Тема: «Учимся дружно. Я − организатор»

23

Тема: «Новое знание – часть целого мира»

24

Тема: «Учусь подводить итог работы»

25−27

Резерв  (3 урока)

IV четверть (7 часов)

28

Урок диагностики  знаний №2 (итоговое тестирование)

29–30

Урок диагностики умений № 1–2 (практические работы)

31

Тема: «Я ученик. Мои сильные стороны как ученика»

32

Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей)

33–34

Резерв (2 урока)

5.Методическое обеспечение курса «Мир деятельности»

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя.

Комплект для ученика включает в себя:

  1. «Мир деятельности». Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2014.
  2. «Мои открытия». Эталоны к курсу «Мир деятельности» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2014.

В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные способы действия – правила, алгоритмы и т.д., открытые учащимися на уроках) и «Копилку достижений».

Комплект для учителя включает в себя:

  1. «Мир деятельности». Методические рекомендации / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2014.
  2. Демонстрационные материалы для класса к надпредметному курсу «Мир деятельности». – М.: Национальное образование, 2014.
  3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности».– М.: Национальное образование, 2014.

Работа по курсу «Мир деятельности» на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон предполагает изучение дополнительной литературы, с которой можно познакомиться на сайте Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО – www.sch2000.ru. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов –

Материал можно использовать для выступления на МО....

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Основная задача,стоящая перед образовательной школой на современном этапе развития - формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также ...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»

Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические реко...

Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»

Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Арт – студии «Цветик – семицветик» для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных школ.

          В настоящее время возникает необходимость в поиске новых способов защиты личности школьника от негативного воздействия окружающей действительности. Различные ...