Интеллектуальная правовая игра
план-конспект занятия (2, 3 класс)

Медведева Людмила Леонидовна
  1. Создание игровой ситуации «Путешествие»
  2. Станция «Теоретическая».  Обсуждение понятий.
  3. Станция «Практическая».  Какое право сказочного героя нарушено?
  4. Станция «Знаниевая». Литературно – правовая викторина.
  5.  Станция «Дискуссионная». Обмен мнениями по содержанию сцены – ситуации.
  6. Станция «Малышовая».  Обучение   поведенческим здоровье укрепяющим схемам.
  7. Рефлексия. Оценка работы.
  8.  Подведение итогов.

Эпиграф:  «Свобода  заключается в праве  делать  всё, что не  вредит другим».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт мероприятия.

  1. Класс:  2 - а, 10 - а.
  2. Место проведения: МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
  3. Продолжительность: 45 минут.
  4. Тип мероприятия:  открытый классный час в рамках районного семинара  «Профилактика правонарушений  безнадзорности и употребление  ПАВ»
  5. Тема: «Путешествие в страну  Законию».
  6. Форма мероприятия: командная интеллектуальная правовая  игра.
  7. Участники: ученики 2- а и 10- а классов, классные руководители Медведева Людмила Леонидовна и Никитина Людмила Анатольевна.

Цель: способствовать  становлению гражданского самосознания учащихся.

Задачи: 1) дать первоначальное представление  о Конвенции о правах ребёнка;

             2) в игровой форме создать ситуацию осмысленного выбора поведения, соответствующего общественным нормам;

             3) укреплять личностную мотивацию к выбору ЗОЖ.

Содержание.

  1. Создание игровой ситуации «Путешествие»
  2. Станция «Теоретическая».  Обсуждение понятий.
  3. Станция «Практическая».  Какое право сказочного героя нарушено?
  4. Станция «Знаниевая». Литературно – правовая викторина.
  5.  Станция «Дискуссионная». Обмен мнениями по содержанию сцены – ситуации.
  6. Станция «Малышовая».  Обучение   поведенческим здоровье укрепяющим схемам.
  7. Рефлексия. Оценка работы.
  8.  Подведение итогов.

Эпиграф:  «Свобода  заключается в праве  делать  всё, что не  вредит другим».

Конспект мероприятия.

  1. Организационный момент. Учащиеся 2-а класса разбиваются на команды, во главе которых старшеклассники. Команды занимают места. Вступительное слово классных руководителей о целях мероприятия. Ведущие игры – ученики 10-а класса.

Ведущий 1. Добрый день, дорогие дети.

Ведущий 2. И уважаемые взрослые.

Ведущий 1. Сегодня мы таким необычным составом проводим игру.

Ведущий 2. «Путешествие в страну Законию»

  1. Создание игровой ситуации «Путешествие».

Ведущий 1.  Нам пришло необычное предложение посетить  страну Законию.

Ведущий 2. Пять экипажей на  машинах путешествий отправятся туда,  

чтобы познакомиться с жителями этой страны.

Ведущий 1.  А вот и они. Послушаем их рассказ. (Выступление старшеклассников – «жителей»  Законии).

 1 житель: Мы люди, гостеприимные, доброжелательные,  с удовольствием

рассказываем о порядках и обычаях  нашей страны. Но порядок здесь был не

всегда.  Давным - давно было два государства: Можно и Нельзя.

2 житель: В моём государстве Можно было всё разрешено:  воровать,  

убивать.

 1 житель:  А в моём государстве   Нельзя жили совсем иначе.  У нас нельзя

было грабить, не платить налоги, грубить друг другу.

2 житель: Началась война, в которой победило государство Можно.

1 житель: Враги захватили половину нашей страны и установили свои

порядки: на дорогах хозяйничали разбойники, везде царили  жестокость и

зло.

2 житель: Сначала мы радовались победе, но потом поняли, что этот  

беспредел ведёт нас к пропасти.

1 житель: Долго совещались правители двух государств и наконец,  решили

объединиться и создать новое государство – Знанию.

2 житель: Теперь все люди здесь счастливы и довольны, а страна процветает.

Хором: И мы приглашаем вас в гости.

Ведущий 1. Проведём перекличку команд.

Ведущий 2. Проверим готовность к путешествию.

А) Команда, на старт! Наше название «Звёздочки».  Наш девиз: «Кто с законом дружит,  тот живёт – не тужит».

Б) Команда, на старт! Наше название «Фаер».  Наш девиз: «Кто порядок соблюдает, тот законы уважает!»

В)  Команда, на старт! Наше название «Фантазёры».  Наш девиз: «Мы законы изучаем и всегда их выполняем!

Г) Команда, на старт! Наше название «Радуга».  Наш девиз: «Чтоб в беду нам не попасть,  нужно всем законы знать!

  1. Станция «Теоретическая».

Ведущий 1.Наши экипажи остановлены стражей.

Ведущий 2. Мы не можем двигаться дальше, пока не усвоим информацию и

не ответим на вопросы. Слушайте внимательно!

Информационный  блок  (с  презентацией): выступление старшеклассников.

1.Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои

права, которые они  поначалу отвоёвывали силой. Слабый не имел ни каких

прав, если  у него не было заступника,  желающего отстоять  его право  на

собственность и жизнь.

2.Нескоро люди поняли, что сильным заступником может быть государство.

Долгое время в истории человечества  царил закон «око за око, зуб за зуб».

Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных

появился могущественный защитник.

3. О правах человека начали задумываться в Древней Греции, где ещё в VII в.

до нашей эры первые демократические преобразования провёл легендарный

Солон – государственный деятель, военачальник и поэт.

4. С тех пор прошло много лет,  появились  новые проблемы, о которых

раньше и не подозревало человечество: расизм, вымирание целых наций,

техногенные и экологические катастрофы. Жить стало опасней. Человечество

почувствовало угрозу своему существованию.

1.Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство

поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни

случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная

организация – ООН.

2. Организация объединённых наций – международная организация,

основанная в 1945 году. Её задачи определены Уставом ООН:

«Поддерживать международный мир и безопасность, развивать

дружественные отношения между нациями».

3. ООН признала необходимым разработать специальный документ по

правам  ребёнка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец 20 ноября

1989 года Конвенция по правам ребёнка была одобрена Генеральной

Ассамблеей ООН.

4. В  Конвенции по правам ребёнка провозглашено, что дети имеют право на

особую заботу и помощь, что ребёнок должен быть подготовлен к

самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства,

терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Конвенция о правах ребёнка (у каждой группы на столах).

Статья 1.

Для целей настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо  до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 11.

  1. Государства – участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  2. С этой целью государства – участники содействуют заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединений к действующим соглашениям.

Статья 15.

  1. Государства – участники признают право  ребёнка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
  2. В отношении осуществления данного права не могут применяться  какие-либо ограничения, кроме тех,  которые применяются в соответствии  с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной  безопасности или общественной безопасности, общественного порядка,  охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 16.

  1. Ни один ребёнок не может быть объектом  произвольного или незаконного вмешательства в  осуществление  его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность  жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства  на его честь и репутацию.
  2. Ребёнок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 31.

  1. Государства – участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать  в культурной жизни заниматься искусством.
  2. Государства – участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие  в культурной  и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности. Досуга и отдыха.

Ведущие задают вопросы командам.

  1. Где (в какой стране) впервые  стали задумываться о правах человека? (Древняя Греция)
  2. Назовите древнегреческого реформатора и государственного деятеля (Солон)
  3. Как расшифровывается ООН?
  4. Как  называется документ о правах ребёнка? (Конвенция).
  5. На что имеют право дети? (На особую помощь и заботу).
  1. Станция «Практическая».   Командам раздаются листы с заданиями. В течение 2-3 минут идёт обсуждение в командах.

Ведущий 1. Чтобы путешествовать дальше всей командой ответить на  

вопросы.

Ведущий 2. Эти знания помогут нам ориентироваться в стране.

А)  Иван – царевич, украв Жар – птицу у царя Берендея, нарушил его право…

(слайд презентации)

Б) Лягушка из сказки «Лягушка – путешественница», отправилась в

путешествие, воспользовалась своим правом на…

В) Баба – Яга из сказки «Гуси-лебеди», похитив Иванушку, нарушила его

право на…

Г) Полицейские из  сказки «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, и нарушили его право на…

Д) Балда из сказку А.С.Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …

       V. Станция  «Знаниевая».

Ведущий 1. Жители Законии подготовили Вам в подарок необычную

ромашку.  На её лепестках вопросы литературно - правовой викторины.

Ведущий 2. При подготовке ответов воспользуйтесь  статьями Конвенции о

правах  ребёнка. Второклассники срывают лепестки ромашки, готовятся к ответам в командах. Ведущие раздают выдержки из статей  Конвенции о правах ребёнка:

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
  2. Имеет ли право такой мальчик,  как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?
  3. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком, имеющим равные с прочими права?
  4. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он  может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу,  запереть его в клетке и обращаться  с ним, как с животным?
  5. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
  6. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья  Конвенции   нарушена?

      VI. Станция «Дискуссионная»

Ведущий 1. Уважаемые путешественники,  перед вами театр  Законии.

Ведущий 2. Как вы думаете,  прав ли сын?

Мама: Сынок, я ухожу, приберись,  помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама,  у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын: Конвенцией по правам ребёнка  я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием   в получении образования.

      VII. Станция «Малышовая».

Ведущие – малыши:

  1. Уважаемые ведущие, вы, наверное, устали.
  2. Посидите, отдохните, а продолжим мы.
  1. Мы зададим вам вопросы. Если хотите ответить «да», хлопайте в ладоши, если «нет»- сидите тихо
  2. Итак, кто из вас любит: мороженое?  конфеты? Получать подарки? Смотреть фильмы? Курить сигареты? Пить пиво?
  1. Да, все знают, что  курить и употреблять алкоголь вредно.
  2. Но   тем не менее некоторые мальчики и девочки, прячась в укромных местах, курят и пьют.

1.А ведь у нас есть право на здоровый образ жизни.

2. И обязанность заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Вместе: Давайте послушаем, на что жалуются сердце, мозг и лёгкие курильщика.

Стихотворная подборка с презентацией:

Сердце.

 Мне так плохо, так устало

И нет уж больше сил  стучать

Наверное осталось мало …

Могли бы только вы понять-

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит некотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днём.

 И если вы нас не спасёте,

 Мы от куренья пропадём.

 Головной мозг.

Искушил меня проклятый злодей,

Нету больше  светлых  идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок,

 И внимания и памяти нет-

Всё от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину-

Строг приговор:

 За страсть к курению

Пустеет комната ума,

Где был мир идеё, теперь там тьма.

Лёгкие.

Ой, мы бедные, сожжённые совсем,

 Мы хотели спросить вас, люди:

А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет.

Никотин нам – страшный ад,

Наши бронхи он сжигает,

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет.

Чтоб вернуть здоровье вновь?

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий, чистый кислород.

Чтобы газам ядовитым

 Не давать нам больше вход!

Второклассники дарят всем присутствующим  «сердечки» с надписью

«Пусть ваше сердце будет здоровым!»

И ещё мы хотим, чтобы все помнили  не только о правах, но и обязанностях. Будем помнить:  «Свобода заключается  в праве делать всё, что не вредит другим!»

 Стихотворение «Ежели вы вежливы…»

VIII. Рефлексия.

Ведущий 1. Как вы думаете, какова была цель нашей игры? (Ответы детей)

 К каким выводам мы пришли?

Ведущий 2. Символ правосудия – богиня Фемида с весами в руках. Если вам  

понравилась сегодняшняя игра, положите зелёные  жетоны на правую чашу весов,  если нет – жёлтые  жетоны на левую.

Ведущий 1. А сейчас жители Законии назовут самую активную команду

Ведущий 2. И самых эрудированных участников  других команд. (Победителям вручаются шоколадные медали).

Вместе: Спасибо за активное участие.

Используемая литература.

Конвенция ООН о правах ребёнка. –М.: ИНФРА – М,2001-24с.

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, , 1998. – 192с.

Права человека: новое издание. – М.: Знание, 1995.- 255с.

 



Предварительный просмотр:

Паспорт мероприятия.

   1. Класс:  3 – а

   2. Место проведения: МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»

  3.Продолжительность: 35 минут.

  4.Тип мероприятия:  открытый клубный час в ШПД  «Метод проектов во  внеурочное время». Проектирование «Юный исследователь»  

  5. Тема: «Молоко – источник здоровья».

  6. Эпиграф: «Молоко - это изумительная пища, приготовленная самой   природой»  И.П. Павлов.

 7. Форма мероприятия:   деловая игра.

 8. Участники:   обучающиеся 3 – а класса, классный руководитель Медведева Л.Л.

 9. Руководитель:   Медведева Людмила Леонидовна, учитель начальных классов.

Цель:  обобщение работы  над   проектом,  раскрытие  значения молока для правильного питания младшего школьника.

 Задачи:

- расширить представление  о молочных продуктах, необходимых для растущего организма;

 - формировать у школьников осознанное отношение к здоровому питанию;

- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое;

-формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях,  литературных источниках  и т.д.);

-воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Оборудование: компьютер,  проектор,  стенд  «Этапы нашего исследования», дневник  наблюдений,  микро - презентации «Молоко - эликсир жизни», оценочный лист, мини-сочинения, выставка рисунков,  выставка молочных продуктов, на доске записаны слова:   белок, жир,  сахар - углеводород, глюкоза.

Ход  мероприятия.

1.Оргмомент.

- Звучит музыка («33 коровы». Павел Смеян). Дети заходят в класс и рассаживаются по  группам.

2. Мотивирование к работе.

-   Объяснение условий деловой игры.

- Вы сегодня не просто дети  вы – учёные. Вы провели микроисследования. Сегодня будет защита исследовательских работ.

 3. Выход на тему.

- Какова  же  общая тема  исследования? («Молоко – источник здоровья»)

 4. Постановка цели.

-Каждая  группа подумает и определит цель  (рассказать о пользе молока, раскрыть значение молока для правильного питания).

5.Защита исследовательских работ (1 –ая группа – научная).

 1 эксперт :

Я    провел анкетирование среди обучающихся своего  3 - а класса,    7 – а класса  и выпускников  школы – 11- а,  взял  интервью у учителей начальных классов.  

Были заданы  следующие вопросы:

1. Назовите, на ваш взгляд, самый полезный напиток.

2. Как Вы относитесь к молоку?

3. Как часто употребляете молочные продукты?

4. Какие именно молочные продукты употребляете в пищу?

5. Считаете ли Вы молоко ценным продуктом?

Полученные данные я обработал, сравнил ответы учащихся и педагогов, получились следующие результаты:

Из результата  я  сделал  вывод:

-  большая часть учащихся не называют молоко среди  полезных  напитков, хотя признают его ценность;

-  не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока.

   Я  решил  собрать как можно больше информации о молоке, молочных продуктах  и о их пользе.

  Молоко – уникальный, созданный самой природой продукт питания. Благодаря своим ценным питательным свойствам с древнейших времен играет важную роль в жизни человека.

   Изучив информацию в книгах, я  узнал, что люди употребляют молоко в пищу с древних времен,   на Среднем Востоке сумели одомашнить овец и коз. Самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. По всей видимости, уже тогда люди начали ценить целебные свойства молока. Древние философы называли молоко «соком жизни», Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулёзом, рекомендовал пить молоко и нервным людям.  Молоком лечили  внутренние воспаления, нарывы и опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна. Самые красивые женщины мира использовали молоко, чтобы сохранить свою красоту  и молодость на долгие годы.

6. Оценивание исследования.

- Коллеги   2 – ой группы оценивают  первого эксперта. Секретарь заполняет оценочный лист.

7.Физкультминутка.

Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь все, ребята!
А сейчас у нас зарядка !

К нам пришла корова.
(Указательный и средний пальчики шагают по столу).
- МУ!
(Пальцы сложены щепоткой, при произнесении слова, ладошка выпрямляется).
Ничего я не пойму?
(Ладони прижаты к щекам, наклоны головы вправо, влево).
- Дам я деткам молока
(Руки согнуты в локтях и вытянуты вперед, ладонями вверх, слегка опускаются вниз и поднимаются).
Для сметаны, творога,
(При перечислении продуктов загибают по одному пальчику).
И для масла, и для сыра,
И для вкусного кефира.

Ой, спасибо, корова!

Будем мы теперь здоровы!

8.Защита исследовательской работы. 

2- ой эксперт:

Одной из главных составляющих молока является белок, необходимый для укрепления мышц и восстановления их после тяжелой работы. Его в молоке 3,3 %. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу. Другой компонент молока  – жир (3,8%), вместе с которым в наше тело поступает энергия. Этот жир называется молочным. В молоке также содержится сахар-углеводород (4,7%), являющийся другим источником энергии. Он называется лактоза. Он не столь сладок на вкус, как сахар. Молоко снабжает организм и важными минеральными солями. Они требуются человеку для укрепления костей и производства свежей крови. Особенно много содержится в молоке фосфора и кальция. Кроме того, в молоке присутствуют железо, медь, марганец, магний,   йод.

        Ценность минерального состава молока – сбалансированность элементов, обеспечивающая нормальное развитие костной и других систем, особенно важно для подрастающего организма.

Таким образом, мы сделали  вывод, почему молоко необходимо употреблять в пищу:

  1. Мы быстро растем, поэтому нам необходим белок, которого в молоке достаточное количество. Белок  же укрепляет костную ткань, снижая тем самым риск переломов.
  2. Молочный  жир богат витаминами A, D, Eи K, который почти отсутствует в других животных жирах. Эти и другие витамины, содержащиеся в молоке, снижают утомление, предотвращают раздражительность  и расстройство нервной системы, что так необходимо в наш скоростной век.
  3. В молоке есть все, что нужно для построения крови и нервной ткани. Для нашего быстро растущего организма это просто необходимо.

Не все дети любят молоко, но я выяснил, что из молока делают много вкусных и полезных молочных продуктов, без которых невозможно сегодня обойтись.

9. Оценивание исследования одноклассниками.

10.Защита исследовательской работы. 

3 -  ий  эксперт:

Сметана — исконно русский национальный продукт, знакомый долгое время только жителям нашей страны.  В некоторых странах сметану называют «русскими сливками». Сметана — «самовозникающий» продукт. Наши предки делали ее просто: ставили скисаться молоко и потом сверху с молока снимали (сметали) сметану. Отсюда, кстати, и ее название. Молоко отстаивали несколько дней. Считали, что чем дольше будет отстаиваться молоко, тем больший слой сметаны на нем образуется.

        Самый простой кисломолочный продукт простокваша. Она образуется сама, без всякой помощи простым скисанием сырого молока в тёплой комнате. Простокваша – основа для большинства кисломолочных продуктов. С её «вершков» снимают сметану, а её основная масса идёт на приготовление творога.

 Творог – один из самых древних кисломолочных продуктов.   Сейчас творог     рекомендуется всем: и здоровым и больным, старикам и детям. Из творога можно приготовить очень много различных блюд, начинок для мучных и кондитерских изделий. Также из творога вырабатывают большой ассортимент сырково – творожных изделий (сырки творожные детские, глазированные, ванильные, сырковая масса и др.) Многие из них готовят с добавлением сахара, различных вкусовых и ароматических веществ. Сырки отличаются от творога более однородной и нежной массой. И хотя сырково – творожные изделия очень вкусны, особенно увлекаться ими не следует из – за опасности отравления (использовать только свежими!).

  Из всех кисломолочных напитков, выпускаемых в нашей стране, наибольшей популярностью пользуется кефир.  Он считается не только прекрасным питательным средством, но также и целебным напитком при многих серьезных болезнях, например чахотке, золотухе, малокровии...   Кефирные грибки раньше назывались кефирными зернами. Они представляют собой небольшие комочки различной формы, серовато-желтого цвета.  Кефир имеет приятный вкус, слегка пенится и действует освежающе. Кроме обычного кефира, промышленность выпускает кефир, обогащенный витамином С, а также фруктовый. Эти продукты широко применяются в детском питании.

    Более 4 тыс. лет назад человек впервые познакомился с сыром. С тех пор он прочно занял место среди основных продуктов питания многих народов мира.

Йогурт – сравнительно новый вид молочнокислых продуктов. В качестве закваски молока для его получения используют специальные штаммы молочнокислых стрептококков и болгарской палочки. Готовят йогурт с добавлением сухого обезжиренного молока и различных плодово – ягодных соков.

11. Оценивание исследования  одноклассниками.

12.Защита исследовательской работы. 

4 -  ый  эксперт:

  Я провела   исследование по ассортименту молока и молочных продуктов, продаваемых  в районе нашей школы. Для исследования я взяла самые посещаемые магазины «Ваш хлеб» и магазин Звениговского гормолокозавода. Я выяснила, что в этих двух магазинах продаётся молоко 7 торговых марок, сметана, кефир, ряженка, творог, сыр, масло, сырки и творожная масса 4 торговых марок. Что, на мой взгляд, очень хорошо. Ассортимент молока и молочных продуктов велик. Также я выяснила, сколько в неделю продаётся молока и молочных продуктов и выявила рейтинг популярности молочных продуктов среди населения. Результаты получились следующие:

Самым популярным продуктом является молоко, его продается 1042,5 л в неделю, затем на 2 месте – кефир, его продается 345 л в неделю, и третье место по продажам занимает ряженка – 252,5 л в неделю. Также достаточно хорошо раскупаемы сметана – 117 кг, творог и творожная масса – 87 кг, сыр – 73 кг. Результаты исследования меня порадовали. Судя по цифрам, наше население знает о пользе молока и молочных продуктах, поэтому часто покупают их в наших магазинах.

13. Оценивание исследования  одноклассниками.

14.Защита исследовательской работы. 

5 -  ый  эксперт:

 -Я  решил  проверить качество молока, продаваемого в наших магазинах. Для этого  купил молоко Звениговского  гормолокозавода и молоко, которое продается на рынке.

Опыт №1 «Определение степени чистоты молока»

Ход работы:

1. Поместил в воронку ватный фильтр .

2. Опустил воронку в стакан для сбора профильтрованного молока.

3. Налил на фильтр 50 мл молока.

4. После того как все молоко профильтруется, осторожно снял фильтр и положил его на лист бумаги для просушки.

 5. Сравнил загрязнённость ватного кружка со стандартным эталоном

Вывод: образцы молока соответствуют эталону, загрязнения на фильтре не обнаружено.

Опыт №2 «Определение наличия посторонних примесей в молоке»

Ход работы:

1.Процедил  молоко через ватные фильтры.

2. В процеженное молоко добавил несколько капель уксусной кислоты.

3. Пронаблюдал за тем, что происходит с молоком.

Вывод: появление в молоке пузырей указывает на наличие  вредных примесей. В исследуемых образцах молока данное явление  не проявилось, следовательно, в данном молоке вредные примеси отсутствуют.

Опыт №3 «Определение наличия крахмала в молоке»

Ход работы:

 1. В стакан налил 50 мл молока.

 2. Добавил в молоко несколько капель йода.

Вывод: молоко с добавлением крахмала  синеет, а чистое молоко желтеет. Исследуемые мной образцы пожелтели, а значит, в них крахмал отсутствует.

Опыт №4 «Определение густоты молока»

Ход работы:

 1. В стакан налил 50 мл воды.

 2. Добавил в воду каплю молока.

Вывод: если молоко разбавленное, то его капля сразу растворится в воде. Капля же неразбавленного молока опустится на дно и лишь потом растворится.  Капли исследуемых образцов не растворились сразу, что говорит о неразбавленном молоке.

  Таким образом, исследованные нами образцы показали, что они соответствуют стандартам качества, которые предъявляются молоку.

15.Оценивание исследования одноклассниками.

16.Защита исследовательской работы. 

6 -ой  эксперт:

- Я   изучила  рацион питания моих одноклассников.

По рекомендациям Института питания рацион питания ребенка должен наполовину состоять из молока и молочных продуктов, у взрослого человека на ¼.

Институтом питания РАМН были разработаны рекомендуемые нормы потребления молочных продуктов на 1 человека в год - 392 кг (в пересчёте на молоко):

Цельное молоко — 116 кг

Масло сливочное — 6,1 кг

Сметана — 6,5 кг

Творог — 8,8 кг

Сыр — 6,1 кг

Мороженое — 8 кг

Молочные консервы — 3 кг

Обезжиренное молоко — 12,3 кг

Я решила проверить, какое количество молока и молочных продуктов присутствует  в рационе питания моём и моих одноклассников.

Для этого мы завели дневник наблюдений, в который записывали по дням недели употребление полезных продуктов.

Результаты занесли в таблицу:

Дневник наблюдений

Название

продукта

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

Результат

(средний

показатель)

Молоко

6

8

5

7

6

6

Кисломолочные продукты

-

-

-

-

-

0

Творог

2

5

8

3

5

4

Масло

4

8

5

4

4

5

Каши

5

7

3

2

8

5

Затем я проанализировала меню в школьной столовой и рацион питания школьников. Выяснилась такая закономерность:  дети, посещающие школу полного дня, каждый день в школьной столовой получают на обед блюда, приготовленные на молоке или из молочных продуктов. Ребята, питающиеся только в обед, получают 1 раз в 2 недели блюдо на молоке (оладьи) и 5 раз в 2 недели масло.

Таким образом, мои предположения верны: в рационе питания школьников недостаточно молока и молочных продуктов, следует повысить уровень употребления молока у детей, а для этого нужно оповещать детей о ценности свойств молока и говорить на данную тему.

Проведенное  исследование показало:

1. Пищевая и биологическая ценность молока бесспорны.

2. Молоко должно быть незаменимым продуктом питания школьников.

3.Ценность молока заключается не только в том, что в нем есть все необходимые организму вещества, но и в том, что все компоненты идеально сбалансированы и находятся в легко усвояемой и доступной форме

4.В школьной столовой необходимо повысить количество употребления молока у детей.

 

17.Оценивание исследования одноклассниками.

18.Защита  творческих работ (2 – ая группа - творческая):

-  1 - ый эксперт проводит экскурсию по стенду  «Этапы исследования»

- 2 – ой эксперт - молочные продукты в фольклоре

- 3 – ий эксперт  - стихи

- 4 –ый эксперт - мини-сочинения

- 5 – ый эксперт- проводит экскурсию по выставке молочных продуктов.

19.Оценивание исследования одноклассниками.

20. Подведение итогов.

 21.Рефлексия.

                 

                                                                                                                           Приложение

ЗАГАДКИ:

1.Белое, да не снег,

Вкусное, да не мед.

От рогатого берут

И ребятам дают. (Молоко)

2.Хоть жидкое — но не вода,

Не снег, а белое. (Молоко)

3.Под черной коровой белый теленок. (Молоко)

4.От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

5.Из водицы белой –

Всё, что хочешь, делай:

Масло в нашу кашу,

Сливки в простоквашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей,

И коту не пожалей. (Молоко)

6.Не снег,

А белое всегда.

Хоть и течет,

А не вода. (Молоко)

                                                                                                                                         Приложение

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТАХ:

Не дело дегтем щи белить, на то есть сметана.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко!

Вот диво: корова - черная, а молоко – белое.

Доит шибко, да молоко жидко.

Есть в горшке молоко, да голова не лезет.

Есть молоко, да доставать далеко.

Испытанное кислое молоко лучше неиспытанного свежего масла.

Корова – на дворе, молоко – на столе.

Корова рогата, да молоком богата.

Хорошо тому коров водить, кто умеет молоко доить.

Как сыр в масле катается.

Бела, румяна - ровно кровь с молоком.

Выдоить молоко - легко, обратно влить - попробуй.

Когда скиснет, молоко не получится, когда состарится, молодым не будет.

Корова в тепле - молоко на столе.

Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду.

От него, как от козла, - ни шерсти, ни молока.

Сколько с быком не биться, а молока от него не добиться.

СТИХИ О МОЛОКЕ

***

Как вкусно и сладко, и очень легко,

Вечером, утром, пить молоко!

Из кружки и банки, а может, пакета,

Впитывать вкус счастливого лета.

Солнца и речки, травы и цветка,

Все это входит в состав молока.

Еще там закаты, есть и рассветы,

Яблоки, груши, ромашек букеты.

Речки, ручьи, озерца и канавки,

Жуки и лягушки, сидящие в травке.

Есть там улыбка и радость ребенка,

Мурчанье, и громкое "Мяу" котенка.

Счастье, любовь и мамы тепло,

Какое же разное, ты, молоко.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                    Приложение

Грабовская Валерия, ученица 4 класса (авторское стихотворение)

Слушал мамин я наказ

И кефир пил в детстве - раз!

А подрос едва-едва

Творог кушал - это два!

Обмакнул в сметану блин,

Посмотри-ка - это три!

Сливки я люблю густые.

После три идет четыре!

Масло в кашу добавлять

Очень вкусно - это пять!

Разных йогуртов не счесть,

А в считалке – это шесть!

Простоквашу пить не лень

И полезно – это семь!

Сыр созрел, ведь скоро осень!

Было семь, а стало – восемь!

И зачем овечке блеять?

Брынза…

Это стало девять!

Кошки любят куролесить,

Молоко пить - это десять!

Все молочные продукты 

Сосчитал я за минуту!

 

                                                                                                                      Приложение

Молоко, каких животных употребляет человек в пищу?  

Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.

В Индии она считается священным животным.

В Испании употребляют овечье молоко.

В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.

В Египте молоко дает буйвол.

В Перу молочным животным является лама.

В Тибете люди получают молоко от яка.

На севере - от северного оленя.

Во многих странах молоко людям дает коза.

    Что нужнее, что вкуснее?

В магазине, на витрине

Завязался разговор.

Что нужнее? Что вкуснее?

Разгорелся жаркий спор.

Сыр головастый

Перед всеми хвастал:

«Я запашистый,

Твёрдый, душистый,

С кругленькими дырами,

Нет вкуснее сыра!

Я не то, что молоко,

Ведь его разлить легко».

А сметана белая

Вдруг тоже стала смелая:

«Я, послушайте, ребята,

Разливаюсь по салатам,

По супам и овощам,

Запеканкам и борщам.

Без меня и торты —

Все второго сорта.

Я нужнее молока,

Я послаще творожка».

Тут вмешался творог:

«Вот из нас-то прок.

Уваженье к творогам:

Мы — начинка к пирогам.

Я нужнее молока

И сметаны... Ну, слегка».

Масло тоже не молчало,

Очень громко всем сказало:

«Чтобы сделать бутерброд,

К хлебу масло надо. Вот.

Без меня блины и кашу

Есть никто не будет даже.

Я жирнее молока,

Сыра, сливок, творожка».

Тут и мороженое

Воскликнуло восторженно:

«А меня-то, а меня-то

Очень любят все ребята:

И с клубникой, и с печеньем,

И с орехом, и с вареньем».

Помолчало молоко,

Повздыхало глубоко:

«Глупые продукты,

Как же вы забыли,

Что коровьим молоком

Все когда-то были?

Сделан сыр из молока,

И творог — из молока,

И сметана с маслом —

Это детям ясно!»

 

Это интересно знать

  • Старинная легенда гласит, что громовержец Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфи из ее же рога.
  • С древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства. Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством.
  • Молоком лечились внутренние воспаления, нарывы, опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна.
  • Выдающийся ученый Древнего Востока Авиценна в своих трудах уделил много внимания молоку и молочным продуктам, особое предпочтение, отдав коровьему.
  • Молоко активно использовалось и в народной косметике.  Из него делали маски и использовали их против морщин.
  • Молоко широко применялось и для технических нужд. В древности оно использовалось в стенной росписи. Для получения высококачественной пурпурной краски готовили смесь сока брусники с молоком. Для росписи стен использовали также молоко с шафраном.
  • Стакан теплого молока с медом на ночь – универсальное снотворное.
  • Древние философы называли молоко «соком жизни»

 Составляющие молока:

  • Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для      

    тяжелой работы.

  • Жир (молочный)  - обеспечивает организм энергией.
  • Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.
  • Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания

     головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет  

     важную роль в формировании кишечной микрофлоры.

  • Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
  • В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.
  • Витамины (около 30): В2, А, С, Д.
  • Вода

Список использованной литературы:

1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией Соломина В.П., Варламова Ю.Л. – Спб., 1995.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г

3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

4. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.

5. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.

7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - СПб.,1998.

8. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.

9. Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.//Здоровье детей.-2006 - №15.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям.-М.,1996

11. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г., 2008 г.

12. Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.- №6.

13. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.

14. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под ред.

15. Касаткина В.Н., Щеплягиной Л.А. 2-е изд. доп. испр.- Ярославль: Аверс Пресс, 2003.

16. Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.

17. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.

18. Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., « Народная асвета»,1977.

19. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М.,Просвещение,1988.

20. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.,1993.21. Гладышева О.С., Абросимова И.Ю., Тивикова С.К., Игнатьева Г.А.Уроки здоровья

Клубный час в ШПД  «Метод проектов во  внеурочное время». Проектирование «Юный исследователь»

Обучающиеся 3 – а класса,                        МОУ «Красногорская СОШ №2»

Основная линия воспитания- здоровьесберегающая. Это часть работы воспитательной системы.

Поиск  темы проекта. Второй год   обучающиеся нашего класса занимаются проектной деятельностью. Сначала мы выполняли краткосрочные проекты, рассчитанные на урок.   Они позволяли не потерять интерес к работе. Постепенно стали организовываться долгосрочные проекты, (индивидуальные и коллективные).

  После  того  как в школе прошёл месячник «Мы за здоровый образ жизни»,  в котором наш класс принял активное участие,  мы   поняли, что  у нас недостаточно знаний о правильном питании  (ценности молока,  отношении к  каше – дети  не любят её).

   Мы решили систематизировать и расширить наши познания о здоровом питании. Нашими исследованиями заинтересовались родители. Ведь им не безразлично какими  мы вырастем.

Актуальность выбранной темы  проекта очевидна: и нам детям и нашим родителям  хочется,  чтобы мы выросли здоровыми. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Проблема правильного питания очень актуальна для наших школьников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. Мы решили собрать как можно больше информации о пользе молока и молочных продуктов.

Проблема заключалась в том, чтобы обобщить уже имеющиеся у нас знания и расширить наше представление  о молоке и молочных продуктах и их пользе  для растущего  организма.

  Это позволило сформулировать тему проекта:  «Молоко - эликсир жизни».

Объектом нашего изучения стал  здоровый образ жизни младшего школьника, различные познания о молоке.

Мы определили цель своей исследовательской работы: раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания младшего школьника.

Гипотеза нашего исследования: чтобы вырасти здоровым человеком надо с детства  правильно  питаться,  включать в рацион питания молоко и молочные  блюда, вести здоровый образ жизни.

Задачи исследования:

- расширить представления  о молочных продуктах, необходимых для растущего организма;

 - формировать у школьников осознанное отношение к здоровому питанию;

-развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое;

-формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях,  литературных источниках  и т.д.);

-воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Время работы над проектом: декабрь – февраль 2020 года.

  Деятельность учащихся  и  родителей: работа с  литературой, поиск необходимой информации через интернет – ресурсы, интервью у учителей начальной школы, анкетирование обучающихся 3 – а, 7 – а, 11 – а классов, проведение исследования в молочном магазине, поиск стихотворений, пословиц,   загадок по теме исследования,  написание  мини- сочинений,  конкурс рисунков, ведение дневника наблюдения,  информационно-разъяснительная работа среди учащихся о пользе молока.

Роль учителя        создание условий для развития познавательно – творческих способностей учащихся,  сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать взаимодействию друг с другом, с учителем.

Результаты исследования зафиксированы  в:    буклете «Путешествие по Молочной реке»,  на стенде  «Этапы нашего исследования», дневнике исследования,  в презентации «Молоко - эликсир жизни».  Проведено:  родительское собрание «Здоровое питание младшего школьника», классные часы «Полезная еда», «Поговорим о пользе молока».

Прогнозируемый результат: сформированность  исследовательского и творческого мышления, развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и создавать проект.Навыки – поисковые.

Описание проекта.

1-ый этап.  Подготовка.

1. Заочная экскурсия на Звениговский молокозавод.

2.Проведение классного часа «Поговорим о пользе молока», родительского собрания.

3.Ведение дневника исследования.

4.Анкетирование, интервью, поиск стихотворений, пословиц,   загадок по теме исследования,  написание  мини- сочинений,  конкурс рисунков.

2 – ой этап. Планирование.

1.Сбор идей и предложений о выпуске буклета, газеты, дневника исследования.

 В результате обсуждения сформировались творческие  группы для проведения исследования и сбора информации:

2 – е  группы: научная и творческая.

  Члены научной группы (интервью, анкетирование, заполнение дневника исследования и т.д.)

  члены творческой группы писали мини- сочинения,  занимались  поиском стихотворений, пословиц,   загадок по теме исследования, занималась занимались освещением хода работы, оформлением   стенда «Этапы исследования»

Меня заинтересовал вопрос Молоко, каких животных употребляет человек в пищу?

Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.

В Индии она считается священным животным.

В Испании употребляют овечье молоко.

В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.

В Египте молоко дает буйвол.

В Перу молочным животным является лама.

В Тибете люди получают молоко от яка.

На севере - от северного оленя.

Во многих странах молоко людям дает коза.

Полезные молочные продукты со считалкой.

Слушал мамин я наказ

И кефир пил в детстве - раз!

А подрос едва-едва

Творог кушал - это два!

Обмакнул в сметану блин,

Посмотри-ка - это три!

Сливки я люблю густые.

После три идет четыре!

Масло в кашу добавлять

Очень вкусно - это пять!

Разных йогуртов не счесть,

А в считалке – это шесть!

Простоквашу пить не лень

И полезно – это семь!

Сыр созрел, ведь скоро осень!

Было семь, а стало – восемь!

И зачем овечке блеять?

Брынза…

Это стало девять!

Кошки любят куролесить,

Молоко пить - это десять!

Все молочные продукты 

Сосчитал я за минуту!

1.  «Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.

– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)

2.  «Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла – молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка – по копытечку,

Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята»)

3.  «Вот катится блин по дорожке, а из кустов лиса – как прыгнет, да хвать блина за масленый бок. Блин бился, бился, еле вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой  побежал». («Крылатый, мохнатый да масленый»)

4.  «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)

Пословицы и поговорки о молочных продуктах:

Не дело дегтем щи белить, на то есть сметана.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко!

Чует кот в кувшине молоко, да рыло коротко.

Вот диво: корова - черная, а молоко – белое.

Доит шибко, да молоко жидко.

Есть в горшке молоко, да голова не лезет.

Есть молоко, да доставать далеко.

Испытанное кислое молоко лучше неиспытанного свежего масла.

Корова – на дворе, молоко – на столе.

Корова рогата, да молоком богата.

Корова пьет воду – дает молоко, змея пьет воду – источает яд.

Хорошо тому коров водить, кто умеет молоко доить.

Счастливому и на воде - сметана.

Как сыр в масле катается.

У богатого все в масле, а у бедного и в кашу нет.

Без молока сливок не бывает.

Без закваски молоко не заквасишь.

Бела, румяна - ровно кровь с молоком.

Выдоить молоко - легко, обратно влить - попробуй.

Когда скиснет, молоко не получится, когда состарится, молодым не будет.

Корова в тепле - молоко на столе.

Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду.

Собака – крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет.

От него, как от козла, - ни шерсти, ни молока.

Сколько с быком не биться, а молока от него не добиться.

Заварил кашу, так не жалей ни молока, ни масла.

Загадки:

Белое, да не снег,

Вкусное, да не мед.

От рогатого берут

И ребятам дают. (Молоко)

Хоть жидкое — но не вода,

Не снег, а белое. (Молоко)

Под черной коровой белый теленок. (Молоко)

От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Из водицы белой –

Всё, что хочешь, делай:

Масло в нашу кашу,

Сливки в простоквашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей,

И коту не пожалей. (Молоко)

Не снег,

А белое всегда.

Хоть и течет,

А не вода. (Молоко)

Список использованной литературы:

1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией Соломина В.П., Варламова Ю.Л. – Спб., 1995.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г

3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

4. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.

5. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.

7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - СПб.,1998.

8. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.

9. Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.//Здоровье детей.-2006 - №15.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям.-М.,1996

11. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г., 2008 г.

12. Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.- №6.

13. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.

14. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под ред.

15. Касаткина В.Н., Щеплягиной Л.А. 2-е изд. доп. испр.- Ярославль: Аверс Пресс, 2003.

16. Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.

17. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.

18. Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., « Народная асвета»,1977.

19. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М.,Просвещение,1988.

20. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.,1993.

21. Гладышева О.С., Абросимова И.Ю., Тивикова С.К., Игнатьева Г.А.Уроки здоровья.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

3 класс

Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Цель -   формирование умения писать грамотно безударные личные окончания глаголов.

Задачи: формировать универсальные учебные действия (УУД).

Личностные УУД

умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.

Регулятивные УУД

  самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;  работать в парах, группах при решении орфографических задач.

Познавательные УУД

 умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема); умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи;  умение строить рассуждения; умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола; умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов;

Коммуникативные УУД

умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями; умение прислушиваться к мнению собеседников; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) на основе системно - деятельностного подхода;

Вид урока: урок-практикум

Методы, технологии: проблемно-поисковый, словесный, практический; технология развития критического мышления, дифференцированное обучение.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, дифференцированная.

I. Организационный момент.  

 – Давайте наш урок начнем с пожелания добра друг другу. Я желаю вам добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу.

Девиз урока: «Помогаешь другим - учишься сам»  

Как понимаете эти слова?

- Приступаем к работе.

- Запишите в тетрадях  число.

II. Каллиграфическая  минутка с офографическим заданием  (учитель пишет на доске).

1 строчка _ть_____ти______чь__________

2 строчка ___тся_________ться__________

3 строчка __Декабрь год конча… (ет), а зиму начина… (ет).

- О чём напоминает соединение букв на первой строке?

- О чем говорят соединения букв на второй строке?

- Назовите орфограммы на третьей строке, объясните их правописание и подчеркните их.

- Объясните смысл пословицы.

- Кто догадался, что мы будем изучать?

- Для чего нам это нужно? Пригодиться ли в жизни? 

- Какую   цель  поставим? сформировать умение писать грамотно безударные личные окончания глаголов.

III. Актуализация знаний учащихся с помощью теста  «Верно-неверно» .

- Я буду задавать  вопросы, а вы ставите «+» , если утверждение верное или «-», если утверждение неверное (Два человека работают у скрытой доски, после выполнения работы, два ученика проверяют у доски, остальные меняются местами тетрадями для взаимопроверки работ).

1) Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам? +

2) Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делала? -     (что сделать? Что делать?)

3) К I спряжению относятся глаголы, на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть; +

4) Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (кроме брить, стелить) относятся к I спряжению? – (ко II спряжению)

5) У глагола прошедшего времени определяется род? +

6) Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ? +

7) Личные окончания глаголов II спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ? – (АТ-ЯТ)

8) Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся ко II спряжению? +

- Проверьте своего соседа по парте (два человека проверяют тех, кто работал у доски)   Ответы: +, -, +, -, +, +, -, +.

IV. Работа по теме урока (слайд).

 - Правописание безударных личных окончаний глаголов.  Комментированное письмо.

Наступа…шь (… спр.), пролета…м (… спр.), слыш…м (… спр.), исчеза…шь (… спр.), чувству…м (… спр.), люб…м (… спр.), гон…м (… спр.), дыш…шь (… спр.), пробега…шь

(… спр.), свет…шь (… спр.).

Наступаешь (наступать - I спр.),  пролетаем (пролетать - I спр.), слышим (слышать – искл. II спр.), исчезаешь (исчезать - I спр.),   чувствуем (чувствовать - I спр.),   любим (любить - II спр.), гоним  (гнать - искл., II спр.), дышишь (дышать - искл., II спр.),  пробегаешь (пробегать - I спр.), светишь (светить - II спр)

- Вставить пропущенные буквы.  Зв.рьки  выход.т, с.ва  обл.та.т,  филин охотит?ся, волк лов.т, рысь напада.т, за.ц отсижива.т?ся,   в.рона  дремл.т. Проверка и объяснения каждой орфограммы. Составить предложение. Выслушиваем предложенные варианты и записываем 1-2 предложения.

V. Физминутка  

- Как только услышите в стихотворении какое –либо действие, поднимаете руки вверх.

- Будьте внимательны!

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет.

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

– Всё расскажет нам … ГЛАГОЛ

VI. Работа по теме урока. Закрепление материала.

- Работа в группах (по разным уровням)  Упр.123

 - Помним правила работы в группах (один ученик читает правила для всех) (Задания разные по сложности, от сложного (1 группа), до самого простого (2 группа))

- Не забывайте о нашем девизе урока.

VII. Зрительная гимнастика

Образуйте от данных имён существительных однокоренные глаголы в форме настоящего времени, 3 лица, единственного числа.

Игра –

Свет –

Холод –

Подход –

Прыжок –

Письмо –

VIII. Подведение итогов урока. Блиц-опрос.

- Я говорю предложение, а вы его заканчиваете. Отвечать можно всем вместе. Начали.

- Глагол – это …(часть речи)

- Глагол отвечает на вопросы …(что делать…)

- Не с глаголом пишется … (раздельно)

- У глагола нет … (предлогов)

- В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым)

- Глагол в начальной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?)

- У глагола есть два вида … (совершенный и несовершенный)

- Глагол в начальной форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь)

- У глаголов после шипящих, всегда пишется … (мягкий знак )

- Спряжение это - …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний

Начальная или неопределенная форма, а как еще?... (инфинитив)

IX. Рефлексия.

- Кто сегодня активно работал на уроке?

- Кому было сложно выполнять задания?

  

-  Оцените насколько каждый из вас достиг цели урока.  

- Отметьте ту ступеньку, на которую вы взошли на сегодняшнем уроке. 

- Как бы вы оценили работу своих одноклассников?

- Помогите мне оценить ребят.

- Давайте еще раз прочитаем наш ДЕВИЗ.

- Вы помогали сегодня друг другу? Скажите, так легче!

- Всегда поддерживайте друг друга во всем!

X. Домашнее задание:  придумать и записать несколько предложений с "весенними" глаголами;  упражнение 42 или 46 (на выбор) из «Дидактического материала».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе  игры обобщаются  и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Интеллектуально – познавательная игра «Своя игра»

Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы.Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать инте...

Методическая разработка семейно-правовой игры "Правоведы"

Игра предназначена для расширения кругозора и воспитания обучающихся начальных классов. Предназначена для проведения во внеурочной деятельности....

Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы

Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено  для обучающихся начальной школы. Это -  комбинирование игровых технологий и технологи...