литература? Русская народная сказка «Лиса и журавль» 2 кл
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_novoselova.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России» 2 класс

(В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 2 класс 1 часть стр.42)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 2

Целевой компонент урока:

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, осмысления, понимания идейного содержания и специфики русской народной сказки «Лиса и журавль», умения давать характеристику героям, определения жанровых особенностей данного произведения.

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения анализировать русские народные сказки, понимать смысл сказки и определять тему, идейное содержание, давать характеристику героев, определять жанровые особенности русской народной сказки «Лиса и журавль».

Развивающие: способствовать развитию произвольного восприятия внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность); развитию связной речи, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, умения выделять жанровые особенности русской народной сказки, развитию читательской самостоятельности, любознательности, расширению кругозора.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: понимание истинной дружбы, порядочности,

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;

      Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными  задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
      Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст, выделяют отличительные признаки русской народной сказки, отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, определяют особенности русской народной сказки «Лиса и журавль», понимают смысл сказки, определяют тему, героев, образы, основную мысль.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.
     1) Приветствие
      У.: Здравствуйте! Меня зовут Алёна Романовна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
      2) Проверка готовности к уроку
      У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.

      - Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
     
3) Мотивация к учебной деятельности
     У.:
 Ребята, начинаем урок литературного чтения.

-Прозвенел звонок и смолк-

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Наши ушки на макушке.

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

- Можете тихо садиться.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Беседа

У.: Посмотрите на экран, угадайте по иллюстрациям сказки.

О: Ответы детей.

У: Ребята, что мы проходили на прошлом уроке?

О: Мы проходили русскую народную сказку.

У: Хорошо. Почему сказки называются народными?

О: Сказки называют народными, потому что их написал народ (много людей).

У: Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.

- Как называлась сказка, которую мы проходили на прошлом уроке?

О: Сказка называлась «Лиса и тетерев»

У: Какие главные герои в этой сказке?

О: Главные герои – лиса и тетерев

У: Что хотела сделать лиса?

О: Лиса хотела обмануть тетерева

У: Каким был тетерев?

О: Тетерев был находчивым и умным

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Ребята, отгадайте загадки:

 а) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль)

б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)

- Правильно, это будут наши сегодня главные герои в русской народной сказке.

Как вы думаете, как сегодня будет называться наша сказка?

О: Лиса и журавль

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока

-вспомним о….

-узнаем о….

- познакомимся с особенностями…

- будем учиться…

IV. Открытие новых умений, знаний.

1. Подготовительная работа

а) Краткие сведения об авторе (о народе)

На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”.

Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди.

б) Словарная работа (слова записаны на слайде)

Пир - большой званый обед, а также вообще обильное угощение.

Потчевать - угощать.

Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.

Несолоно хлебавши - ни с чем.

2. Первичное чтение русской народной сказки «Лиса и журавль». Анализ первичного восприятия.

У.: Сейчас мы с вами прослушаем чтение народной сказки «Лиса и журавль» (чтец - человек, читающий тексты выразительно, профессионально, т. е. он очень хорошо это делает, читает.)

- Какое впечатление произвела сказка на вас?

-Понравилась вам сказка?

-Чем понравилась?

V. Физкультминутка.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

3. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

Вторичное чтение русской народной сказки «Лиса и журавль». Анализ содержания сказки.

Фонетическая разминка.

 Бежала по лесу лиса, а вокруг-то чудеса! (Слайд)

Прочтите с разной интонацией: грустно, радостно, удивлённо, испуганно

Прочитайте сказку. (Чтение детей)

У: Кто является главными героями?

О:  Главные герои лиса и журавль

У: Журавль это красивая птица (показ картинки на слайде). Опишите ее.

О: ответ обучающихся,

У: Каков журавль в этой сказке?

О: Хитрый, умный и др.

У: Какой фразой начинается сказка?

- Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю? Почему?

- Как вёл себя Журавль после того, как Лиса его угостила?

- Получился ли званый пир? Почему?

- Почему лиса решила угостить журавля?

- Каким здесь показан журавль?

- О чем думала лиса?

- Что получилось с ее планом?

- Какой урок преподал журавль лисе?

- Почему лиса перестала дружить с журавлем?

- Была ли это настоящая дружба?

Жанровые особенности сказки

  • Поучительный характер
  • Изображение борьбы добра со злом
  • Наличие различных вариантов сюжета
  • Деление персонажей на положительных и отрицательных

- В каком предложении заключена главная мысль этой сказки?

- Какая мудрость заключается в этих словах?

У: Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?

-Как аукнулось, так и откликнулось.

О: Ответы обучающихся

У: К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему?

1.     Каков гость, таково ему и угощение.

2.     На что и звать, коли нечего дать.

3.     Не потчуй меня тем, чего я не ем.

О: Ответы обучающихся.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока  

- вспомнили о….

- узнали о …

- познакомились с …

У: Чему учит нас эта сказка?

О: сказка учит нас настоящей дружбе

- Я благодарю вас за активность, старательность и стремление к знаниям.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.: Подробный пересказ сказки «Лиса и Журавль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Конспект урока во 2 классе  Русская народная сказка «Лиса и журавль»...

Урок чтения 1 класс русская народная сказка "Лиса и журавль"

В работе представлен материал по работе над сказкой в 1 классе ( с презентацией)....

Урок чтения в 4 классе СКОШИ I вида Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Данная разработка урока чтения по теме "Русская народная сказка "Лиса и журавль" (конспект) поможет учителю формировать плавное, сознательное чтение с соблюдением пауз и правил орфоэпии; учить в...

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь»...

Занятие по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока по русскому языку как неродному Русская народная сказка "Лиса и журавль"...