русский язык конспект 4 класс словосочетания
материал

00000000

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_11.04_4a_-slovosochetaniya-.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока по русскому языку,

проведённого в 4 «А» классе

обучающейся 21-корршк группы

Гвадзабия Павлины Борисовны

11.04.23 г.

Консультация методиста:__________

Консультация учителя:__________

План-конспект урока русского языка

УМК: «Начальная школа 21 века» 4 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 11.04.2023

Время: 10:45-11:25

Место: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза С.И. Гусева»

Кабинет: 201

Класс: 4 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: словосочетания

Цель: организация деятельности обучающихся для первичного закрепления знаний об отличии словосочетаний от других сочетаний слов.

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения отличать словосочетания от других сочетаний слов и фразеологизмов.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПин, гигиенические условия в кабинете; применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся; создавать положительный эмоциональный микроклимат.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; совершенствовать грамматический строй речи; развивать навыки общения, ведения диалога.

Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы.
      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными  задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: уточнить знания о словосочетаниях, уметь применять полученные знания на практике.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Основные образовательные ресурсы урока: проектор, презентация, учебник.


Ход урока:

I. Организационный этап

1. Приветствие:

У: Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Павлина Борисовна.

2. Проверка готовности к уроку:

У: Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, тетради и пеналы. Всё остальное убираем.

3. Мотивация к учебной деятельности:

У: Начинаем  наш урок

Всё пойдёт сегодня впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать

II. Актуализация знаний.

У: с помощью чего мы с вами общаемся?

О: с помощью речи.

У: какие виды речи вы знаете?

О: Речь бывает устной и письменной.

У: из чего состоит наша речь?

О: из предложений, а предложения из слов

У: Любые слова образуют предложение?

О: связанные по смыслу грамматическими признаками

У: Как называются слова, связанные  по смыслу подчинительной связью?

О: Словосочетания

У: Как мы узнаём словосочетание?

О: от главного слова задаём вопрос к зависимому слову

III. Открытие темы урока. Целеполагание.

У: прочитайте записи со слайда – словосочетания; сочетания слов. Как вы думаете,  эти термины обозначают одно и то же?

О: да

У: Как записаны?

О: сложное слово из 2ух корней, в 2 слова

У: Как вы думаете, все ли соединения слов являются словосочетаниями?

О: нет

У: Мнения разные, следовательно, ответить на этот вопрос мы пока не можем, что необходимо для этого?

О: получить новые знания

У: Попробуйте определить тему нашего урока

О: Словосочетание

У: Какие же задачи перед нами будут стоять? (слайд)

О: 1.Продолжить наблюдение за словосочетаниями

2.Узнать какие соединения  слов  не являются словосочетаниями

IV. Открытие новых знаний и умений.

У: Что написано на слайде, прочитайте

О: Ласковый и тёплый лучик солнца заглянул в класс. (слайд)

У: Спишите в тетрадь и сделайте морфологический разбор (дайте характеристику) этого предложения.

О: повест., невоскл., распр., с однор. чл.

У: посмотрите на слайд, там представлены соединения слов. Работаем в паре, обсуждаем и выписываем словосочетания. Докажите, что это словосочетания

О: есть главное слово, от которого задаём вопрос к зависимому  слову.

У: Прочитайте те соединения слов, которые не выписали (проверка на слайде)

О: лучик заглянул – грамматическая основа

ласковый и тёплый – (слова отвечают на один и тот же вопрос, одно от другого не зависит) – однородные члены предложения

У: Можно ли назвать однородные члены предложения словосочетаниями?

О: нет

У: проверим по учебнику, откройте учебник на странице 109. Прочитайте первое задание

О: прочитайте предложения. Выпиши однородные члены предложения

У: выпишите однородные члены предложения.

О: рассказ и стихотворение

бросил, но не попал

смех и голоса

У: прочитайте правило

О: от одного однородного члена предложения к другому нельзя поставить вопрос. Слова в этих сочетаниях равноправны (нельзя выделить главное и зависимое), поэтому однородные члены предложения не являются словосочетаниями.

У: Вывод: однородные члены предложения - не являются словосочетаниями, они связаны сочинительной связью (слайд)

V. Закрепление полученных знаний.

У: открываем учебник на странице 110. Прочитайте упражнение 2.

О: запиши по группам: 1. Словосочетания; 2. Однородные члены предложения; 3. Грамматические основы предложений.

У:  у вас на столах лежат карточки с таблицей, для выполнения этого упражнения. Подпишите фамилию в правом верхнем углу и заполните таблицу, на выполнение упражнения дается 7-8 минут. (слайд)

О: машина едет; младшая сестра; марки и открытки; играть в футбол; чайник кипит; едет и смотрит; деревянный стол; музыкант играет; груши, а не яблоки; звонко, радостно; цветы растут; громко петь; озеро в лесу

1. Словосочетания

2. Однородные члены предложения

3. Грамматические основы предложений

младшая сестра

марки и открытки

машина едет

играть в футбол

едет и смотрит

чайник кипит

деревянный стол

груши, а не яблоки

музыкант играет

громко петь

звонко, радостно

цветы растут

озеро в лесу

У: сверимся со слайдом. И оценим свои работы.

10 баллов - 0 ошибок

9 баллов - 1-2 ошибки

8 баллов -3-4 ошибки

7 баллов - 5-7 ошибок

6 баллов - 8-9 ошибок

5 баллов - 10 ошибок

4 балла - 11-12 ошибок

У: Прочитайте стихотворение (слайд)

Марк у доски повесил нос,                           Готов сквозь землю провалиться.

Краснеет до корней волос.                           О чём же думал он вчера,                    

Он в этот час, как говорится,                        Когда баклуши бил с утра?

Найдите фразеологизмы и объясните их значение. Проверим на слайде

О: Повесил нос – расстроился, огорчился, опечалился

Краснеет до корней волос - стыдится

Сквозь землю провалиться -спрятаться

Бил баклуши – бездельничал, ленился

У: Для чего фразеологизмы используют в речи?

О: речь яркая, образная, точная, знание фразеологизмов повышает культуру речи

У: Как вы думаете, являются ли фразеологизмы  словосочетаниями? Обратимся за разъяснениями к учебнику на странице 111. Прочитайте выделенное предложение.

О: фразеологизмы словосочетаниями не являются

У: прочитайте задание 3.

О: прочитай. Выпиши только словосочетания

У: выполним упражнение 3 все вместе. Ломать голову это словосочетание?

О: нет, это фразеологизм. Значит стараться понять что-нибудь трудное; решать какой-нибудь трудный вопрос.

У: ломать игрушку это словосочетание?

О: да

У: чучело гороховое это словосочетание?

О: нет, это фразеологизм. Значит человек, глупо одетый

У: гороховый суп это словосочетание?

О: да

У: работать в саду это словосочетание?

О: да

У: работать спустя рукава это словосочетание?

О: нет, это фразеологизм. Значит плохо работать

У: спать без задних ног это словосочетание?

О: нет, это фразеологизм. Значит очень крепко, почти не двигаясь во сне от усталости

У: спать на диване это словосочетание?

О: да

У: запишите словосочетания, которые мы только что нашли

О: ломать игрушку, гороховый суп, работать в саду, спать на диване

У: откройте страницу 112 и сделайте упражнение 4 самостоятельно в тетрадях.

О: прочитай. Подумай, в какие группы можно объединить данные сочетания слов. Распредели их по группам и запиши.

Сильно дует; ветер дует; дует и свистит; в ус не дует; льет как из ведра; льет воду; льет, а не моросит; дождь льет; сел в галошу; сел и смотрит; сел за стол; ученик сел

словосочетания

основы предложений

однородные члены

фразеологизмы

сильно дует

ветер дует

дует и свистит

в ус не дует (никакого беспокойства, не обращает внимания)

льет воду

дождь льет

льет, а не моросит

как из ведра (очень сильный дождь)

сел за стол

ученик сел

сел и смотрит

сел в галошу (потерпеть неудачу, оказаться в неловком, смешном положении)

VI. Итог урока и рефлексия

У: что нового вы сегодня узнали на уроке?

О: Не все сочетания слов называют словосочетаниями.

У: Какие сочетания не являются словосочетаниями?

О: Однородные члены, грамматическая основа и фразеологизмы не являются словосочетанием.

У: Как вы считаете справились ли вы с работой на уроке? Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке. Поднимите руки, кто средне оценивает свою работу. С какими трудностями вы столкнулись?

Завершить урок хочу  такими словами:

«Мы ошибок не боимся, вместе будем исправлять»

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...

Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс

Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».

Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....

Тест по русскому языку 3 класс Словосочетание

Тестовая работа по теме "Словосочетание" по русскому языку 3 класс...

Конспект метапредметного урока по русскому языку 4 класс по теме "Словосочетание"

В конспекте урока показано, как на примере фразеологизмов в русском и английском языке можно отработать связь слов в словосочетании. Дети в исследовательской работе подбирают к английским фразеологизм...