«Слово. Словосочетание. Предложение» 4 кл
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_slovosochetanie_predlozhenie.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока русского языка

в 4 «А» классе

обучающейся 21-корршк группы

Рыжиковой Дарьи Дмитриевны

12.04.23 г.

Консультация учителя________________

Консультация методиста _______________


   Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Начальная школа XXI века», 4 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр.113-114)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 12.04.2023

Время: 9:00-9:40

Место: МОУ «СОШ №1 им. С.И. Гусева».

Класс:  4 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Слово. Словосочетание. Предложение»

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о слове, словосочетании, предложении

Задачи:

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о словах, словосочетаниях, предложениях, формировать применять эти знания и умения в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения отличать слова от словосочетаний.; умения устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому, находить и выписывать словосочетания из предложения; применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применять методы, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, примененять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: закрепить знания обучающихся о слове, словосочетание, предложении; уметь отличать слова от словосочетаний, уметь отличать словосочетание от предложения, распознавать признаки словосочетания в предложениях, систематизировать фонетические умения и навыки учащихся, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения;  используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, Иванов С.В. и др.


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш. Садитесь.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Слова на доске расположены в неправильном порядке. Подумайте, как же должна звучать пословица?

О: Учеба и труд к победам ведут

У: Поднимите руку, кто думает также

У: Проверим. Действительно пословица звучит так.

У: Как вы понимаете эту пословицу?

О: Если будешь много учиться и трудится, то обязательно добьешься своей цели.

У: Да! Эта пословица будет нашим девизом на нашем сегодняшнем уроке. Будьте внимательны и не отвлекайтесь, тогда у вас все получится!

II. Актуализация умений и знаний.

Словарно – орфографическая работа

У: Вспомните, как называются слова, орфограмму в которых нельзя проверить, а нужно только запомнить?

О: Словарные слова

У.: Верно, продолжим наш урок словарной работой. Первое слово, которое вы запишите, угадайте по его описанию

У.: Надпись на письме, посылке, указывающая место и назначение получателя.

О.: Адрес

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У: Проверим. Поднимите руку, кто поставил ударение и выделил орфограммы также.

У: Следующее слово, которое вы запишите, найдите, расположив буквы с отрезками в порядке увеличения длины отрезка.

_______________Е

____________________К

_______________________А

_____________ Р

___ Т

_______ А

__________________Л

У: Какое слово у вас получилось?

О: Тарелка

У: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У: Чтобы узнать следующее слово, разгадайте загадку. Слушаем внимательно.

Жидкое, но не вода,

Белое, но не мел.

О: Молоко.

У: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Чтобы определить, какое следующее слово мы запишем, разгадайте ребус

О: Лопата

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Чтобы записать следующее слово, посмотрите, что изображено на картинке?

О: Помидор

У.: Поднимите руку, кто думает также.

У.: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.: Проверьте слова, которые вы записали с записью на доске. Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «Словарная работа». Критерии на доске.

5 баллов

Нет ошибок

4 балла

1-2 ошибки

3 балла

3 ошибки

0 баллов

Более 3 ошибок

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Прочитайте стихотворение.

О: Все подсохло. И почки уж есть.
Пробивается первый подснежник,
И закапала с крыши капель.
Изумрудная травка и быстрый ручей,
Песня жаворонка из-за полей.
Все прекрасно… Но нельзя нам лениться
Мы же в школу приходим учиться.

У: О каком времени года говорится в стихотворении?

О: О весне.
У:Что помогло вам это определить?

О: Слова: почки, подснежник, капель, травка, ручей, жаворонок.
У: А что можно составить с помощью слов?

О: Словосочетание и предложение.

У: Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

О: Сегодня на уроке мы будем говорить о слове, словосочетание, предложение

У: Верно, тема урока: «Слово. Словосочетание. Предложение»

Вспомним, что такое слово? Что такое словосочетание? Что такое предложение?

О: читают определения со слайда:

Слово – это единица речи, которая служит для выражения отдельного понятия.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

У: Отлично! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: вспомним, узнаем, будем учиться.

Узнаем, чем отличается слово, словосочетание, предложение. 

Будем учиться отличать слова, словосочетания, предложения.

IV. Открытие новых умений, знаний

У: На столах у вас лежат карточки. Прочитайте задание про себя. Как вы его поняли?  Запишите составленные словосочетания в тетрадь

Карточка №1

Задание: составь из данных слов словосочетание.

 Слова для справок: красивая, студеный, весенняя, резко, громко, рвал, петь, гроза, ветер, девушка.

Индивидуальное задание для обучающихся с ОВЗ

Карточка №1

Задание: составь из данных слов словосочетание.

Слова для справок: студеный, ветер, резко, рвал, громко, петь, весенняя, гроза, красивая, девушка.

У: Прочитайте задание.

У: Составьте словосочетания из данных слов. Сделайте сначала это устно.

У: Какие словосочетания у вас получились?

О: студеный ветер, резко рвал, громко петь, весенняя гроза, красивая девушка.

У: Как устанавливается связь слов в предложении? 

О: При помощи вопросов

У: От какого слова ставится вопрос?

О: От главного к зависимому

У: Откройте учебник на странице 112. Чтобы правильно выполнять задание, обратимся к памятке.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний

Работа в парах

У: Откройте учебник на странице 113.Прочитайте упражнение 1. Прочитайте образцы. Как вы поняли задание?

О: Мы должны составить словосочетание, называя предметы, признаки и действия более точно

У: Составьте словосочетания из данных слов. Сделайте сначала это устно. Какие словосочетания у вас получились?

У: Какие словосочетания у вас получились?

У: Приступайте к заданию, на выполнение у вас 3 минуты.

У: Какие словосочетания вы составили?

О: компот – компот из смородины, дом – деревянный дом, игрушка - любимая игрушка, трудный - слишком трудный, веселый- очень веселый, красный – красный от волнения, построить – построить мост, смотреть – пристально смотреть, выйти- выйти из дома.

У: Поставьте баллы в оценочные листы в графе «Упр. 1»

    Баллы

Критерии

5б.

Ни одной ошибки.

        4б.

1-2 ошибки.

3б.

3-4 ошибки.

Старайся!

Более 4 ошибок.

 У: Прочитайте вопросы к упражнению 1. Подумайте над ответами, у вас есть на это 1 минута.

У: Выражает ли словосочетание законченную мысль?

О: Нет, не может. Выражать законченную мысль предложение.

У: Можно ли определить вид словосочетания по цели высказывания (повествование, побуждение, вопрос)?

У: Нет, по цели высказывания определяют предложения.

У: Можно ли словосочетание произнести с восклицательной или невосклицательной интонацией?

О: Нельзя, только в предложениях есть восклицательные или невосклицательные интонации.

У: Имеет ли словосочетание грамматическую основу?

О: Словосочетание не имеет грамматическую основу

У: Может ли словосочетание входить в состав предложения?

О: Да, словосочетание входит в состав предложения.

У: Все закончили? Сейчас мы проверим правильно ли вы выполнили задания.

У: Откройте страницу 114 и прочитайте памятки.

Самостоятельная работа

У: На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вам необходимо составить предложения из словосочетания, находящихся в карточке. На время выполнения у вас 5 минут, если что-то будет непонятно, то поднимите руку.

Самостоятельная работа

Задание: составьте предложение из данных словосочетаний.

Слова для справок: гуляла по саду, любовалась гроздьями, моя бабушка, белой сирени, пышными гроздьями, в первый вечер

О: В первый вечер моя бабушка гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени

Индивидуальная работа для обучающихся с ОВЗ.

Самостоятельная работа

Задание: составьте словосочетание из данных слов.

Слова для справок: роза, белая, теплый, прекрасная, ситуация, большое, день, дерево.

О: белая роза, теплый день, прекрасная ситуация, большое дерево

У: Проверим. Прочитайте предложение, которое у вас получилось. У всех так?

У: Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «Самостоятельная работа»

    Баллы

Критерии

5б.

Ни одной ошибки.

        4б.

1-2 ошибки.

3б.

3-4 ошибки.

Старайся!

Более 4 ошибок.

VII. Итог урока.

У: Пришло время подвести итоги. Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

О: «Слово. Словосочетание. Предложение»

У: Верно. Вернемся к словам-помощникам.

-Что узнали? (Как отличать друг от друга слова, словосочетания, предложения)

-Чему научились? (Научились составлять предложения. Отличать слова, словосочетания, предложения)

У: Подсчитаем баллы. Сложите в оценочных листах. Сложите баллы за словарную работу, упражнение 1 и самостоятельную работу.

15 – 14

«10»

13 – 11

«7»

10 – 8

«5»

У: - Оцените свою работу на уроке, заполнив анкету

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересно / не интересно

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.

Индивидуальное логопедическое занятие  "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...

"Слово, словосочетание, предложение"

Данное занятие (статья) по теме «Слово, словосочетание предложение» является структурным звеном  в системе коррекционно-развивающего воздействия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматич...

Презентация по русскому языку по теме:" Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 4 класс

Презентация по русскому языку по теме:"Слово. Словосочетание. Предложение. Текст"....

Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»

Цель  урока Формирование предметных  и универсальных учебных действий  на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...

"Слово, словосочетание, предложение"

Презентация подготовлена к коррекционному логопедическому занятию на тему "Слово, словосочетание, предложение" для учащихся общеобразовательной школы с нарушением лексико-грамматического строя речи. Д...