"Слово, словосочетание, предложение"
план-конспект занятия (логопедия, 3 класс) по теме

Курдюмова Галина Викторовна

Данное занятие (статья) по теме «Слово, словосочетание предложение» является структурным звеном  в системе коррекционно-развивающего воздействия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  у обучающихся 3-их классов младшего школьного возраста с недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи при задержке психического развития общеобразовательной школы VII вида. В содержание учебно-коррекционного материала данного занятия заложены принципы поэтапного формирования умственных действий и индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Каждое задание подобрано так, чтобы было не простое списывание или повторение, а предшествовала определённая мыслительная операция.

Цель базового уровня предполагает развитие умения у каждого ученика различать устное произношение слова от его графического изображения в структуре предложения; повышенный уровень предполагает овладение каждым учеником практическими навыками различения понятий словосочетание, предложение и слово, выделения их признаков.

В занятии представлена индивидуальная дидактическая карточка, которая позволит создать обучающемуся с невысокой успеваемостью ситуацию успеха через выполнение посильных заданий, опросить на занятии всех учеников, проявив внимание к каждому, проконтролировать усвоение материала, кроме того, облегчит труд логопеду, т.к. весь речевой материал помещен в карточке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие " Слово, словосочетание предложение "

Курдюмова Галина Викторовна, учитель-логопед, 

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 4» («КГКСКОУ СКОШ 7 вида 4»)

Тема. Слово, словосочетание предложение.

Класс: 3 класс

Цель.

(Базовый уровень)       Повторит понятие о слове, предложении, тексте. Научится различать устное произношение слова от его графического изображения в структуре предложения.

 (Повышенный уровень)Получит возможность слышать, различать понятия словосочетание, предложение и слово, выделять их признаки.

Задачи:

  • дать обучающимся понятие слово, словосочетание, предложение;
  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
  • формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
  • развивать зрительный и слуховой вербальный анализ;
  • воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

Оборудование: классная доска, мел, отрывки текстов Л. Толстого, А. Плещеева, стихотворение А. Шибаева «Слова…», «Внимание!...» Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика», индивидуальные учебно-дидактические карточки, Су – Джок (ёжик+кольцо) на каждого ученика, ручка, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент. 

        Прозвенел и смолк звонок.

        Начинается урок.

        Все за парты тихо сели.

        На меня все посмотрели.

     

II.  Знакомство с темой.  Объяснение нового материала.

1. Беседа о речи. Д/игра «Назови лишнее слово».

Логопед:

***

Слова, слова, слова…

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,

И всё, что в памяти у нас, - означено словами

                                                                      (А. Шибаев)

Учебно-дидактическая карточка (Удк).

(Удк. Задание 1)

***

- Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

мак, ромашка, роза, лук.

помидор, слива, баклажан, перец.

молоко, сметана, каша, сыр.

курица, коза, корова, овца.

портфель, чемодан, кошелёк, книга.

часы, очки, весы, термометр.

бабочка, линейка, весы, ножницы.

василий, фёдор, семён, иванов.

- Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов. Произнесите слово по слогам. какое задание вы выполняли?

Ученик:

- лук, слиа, каа, куиа, книа, оч/ки, баоч/ка, иаов.

2. Сообщение темы занятия. Целеполагание.

Логопед:

- Тема нашего занятия: «Слово, словосочетание, предложение».

- Сегодня вы, ребята, вспомните и поделитесь своими знаниями о слове, предложении и словосочетании. Научитесь различать эти понятия и выделять их признаки.

3. Д/игра «Найди слова». (Удк. Задание 2)

Логопед:

- В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.

потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыроп

шлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистро

кепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерял

Ученик:

- потерял закладку

   новый ученик

   сегодня потерял

Логопед:

***

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова, но не равны у них права,

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

 К зависимому слову,

И никогда – наоборот,

Запомни как основу.                   (Из книги Волиной В.В. «Весёлая грамматика»)

***

Правило! 

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.

4. Физминутка. «Вы, наверное, устали?»

Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.

(Выполнение действий по тексту)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали

Раз-два-три.

Ручками похлопали

Раз-два-три.

Покрутились, повертелись

Раз-два-три.

И за парты все уселись

Раз-два-три.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Раз-два-три-четыре-пять.

Открываем, поморгаем

Раз-два-три.

И работать продолжаем.

(Раз-два-три)

5. Дифференциация понятий «слово», «Словосочетание», «предложение».

(Удк. Задание 3)

Логопед:

- Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.

1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять

2. потерял закладку, сегодня потерял

3. Новый ученик сегодня потерял закладку.

Логопед:

- Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?

- Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?

- Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Рядом со строкой напишите определение: слова или словосочетание, или предложение.

Правило! 

Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.

Логопед:

- Повторите предложение. О ком говорится в предложении?

Ученик:

- Об ученике.

Логопед:

- Что говорится об ученике?

Ученик:

- Ученик потерял закладку.

Логопед:

- Назовите 1-ое слово предложения?

Ученик:

- Новый.

Логопед:

- Почему это слово написано с заглавной буквы?

Ученик:

- Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.

Логопед:

- Какой знак препинания обозначает конец предложения?

Ученик:

- Точка.

6. Гимнастика для глаз.

Логопед:

- Следим за движущимся предметом только глазами. Не вращаем головой.

7. Динамическая пауза Су-джок.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8. Д/игра «Сыщики».

Логопед:

- Внимательно прочитайте запись под цифрой 4. Найдите предложения, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.

(Удк. Задание 4)

  • Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.

(Удк. Задание 5)

- Внимательно прочитайте запись под цифрой 5. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.

  • Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.

Логопед:

- Чем отличается словосочетание от предложения?

Правило! 

Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

9. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте. (Удк. Задание 6)

Логопед:

- Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли предложение?

у

- Интонация конца предложения, пауза.

Текст 1.

По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)

Текст 2.

У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утёнок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)

Текст 3.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.

(По Л. Толстому) (6)

Текст 4.

Осень наступила. Высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях.

         

(А. Плещеев) (5)

10. Определение количества предложений в тексте.

Логопед:

(Удк. Задание 7)

- Послушайте предложения, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в скобках.

(Сначала обучающимся предлагаются предложения без предлогов, а затем – с предлогами.)

  1. Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел алыми цветами. (4) Засияла река. (2) Зашумели зелёные камыши. (3) Ужи повернули жёлтые шейки. (4)
  2. Тишина в лесу. (3)  Легко скользят по снегу лыжи. (5) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)

(Удк. Задание 8)

- А теперь, расставьте точки и запишите количество слов в каждом предложении в скобках.

  1. Наши котята ещё очень маленькие. (5) Они ещё слепые. (3) Котята постоянно ищут мать. (4) Кошка кормит их своим молоком. (5) Скоро котята подрастут. (3) Они откроют глазки. (3) Кошка будет приучать их ловить мышей. (6)
  2. Пришла осень. (2) Опустели поля и леса. (4) Стаи птиц устремились к югу. (5) С каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло. (9)

III. Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, понравилось вам занятие? Витя, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Катя…?) Женя, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?

Ученик:

- Мы научились различать слова, словосочетания, предложения, и выделять их признаки.

Логопед:

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Самооценочные лесенки: «Поставь знак «!» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей».

Я работал на уроке:

          На уроке мне было:

Моё настроение:

Учебно-дидактическая карточка

Фамилия и имя учени__________________________________________класс________________

1. Назови лишнее слово, и объясните, почему оно лишнее. Выпиши его. Выдели в лишнем слове гласные цветом. Раздели вертикальной чёрточкой это слово на слоги.

мак,   ромашка,   роза,   лук.

помидор,   слива,   баклажан,   перец.

молоко,   сметана,   каша,   сыр.

курица,   коза,   корова,   овца.

портфель,   чемодан,   кошелёк,   книга.

часы,   очки,   весы,   термометр.

бабочка,   линейка,   весы,   ножницы.

василий,   фёдор,   семён,   иванов.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

2. В ряду букв найди и выпиши «спрятавшиеся» слова.

потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыроп

________________________________________________________________________

шлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистро

________________________________________________________________________

кепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерял

________________________________________________________________________

3. Определи, в какой строке спрятались слова, словосочетания и предложение?

1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять

2. потерял закладку, сегодня потерял

3. Новый ученик сегодня потерял закладку.

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

4. Найди все предложения, посчитай и запиши их количество в ячейку.

Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнёзда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.

5. Найди все словосочетания, посчитай, и запишите их количество в ячейку.

Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.

6. Определи по интонации количество предложений в тексте. Запиши их количество в скобках.

Текст 1.

По двору бежал кот в зубах у кота была мышь (……………)

Текст 2.

У утки Тинки утята Тинка учит их плавать утёнок Тишка самый храбрый он первый бросился в воду  (……………)

Текст 3.

Хотела галка пить на дворе стоял кувшин с водой  в кувшине вода была только на дне  галка стала кидать в кувшин камушки  вода поднялась теперь можно было пить  (……………)

(По Л. Толстому)

Текст 4.

Осень наступила высохли цветы

и глядят уныло голые кусты

вянет и желтеет травка на лугах

только зеленеет озимь на полях   (……………)                                                                (А. Плещеев)

7. Определи на слух, сколько слов в каждом предложении. Запиши цифру в скобках. Расставь точки в предложениях.

  • Таня рисовала простым карандашом скучные получились картинки взяла Таня цветные карандаши шиповник расцвел алыми цветами засияла река зашумели зелёные камыши ужи повернули жёлтые шейки

(1)…………)  (2)…………)  (3)…………)   (4)…………)   (5)…………)   (6)…………)   (7)…………)

  • Тишина в лесу легко скользят по снегу лыжи в воздухе пушистые снежинки на вершинах сосен мохнатые шапки

(1)…………)  (2)…………)  (3)…………)   (4)…………)  

8. Расставь точки в предложениях, и запиши количество слов в каждом предложении в скобках.

  • Наши котята ещё очень маленькие они ещё слепые котята постоянно ищут мать  кошка кормит их своим молоком скоро котята подрастут они откроют глазки кошка будет приучать их ловить мышей

(1)…………)  (2)…………)  (3)…………)   (4)…………)   (5)…………)   (6)…………)   (7)…………)

  • Пришла осень опустели поля и леса стаи птиц устремились к югу с каждым днём солнце всё меньше дарит своё тепло

(1)…………)  (2)…………)  (3)…………)   (4)…………)  

Моё настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.

Индивидуальное логопедическое занятие  "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...

Презентация по русскому языку по теме:" Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 4 класс

Презентация по русскому языку по теме:"Слово. Словосочетание. Предложение. Текст"....

Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»

Цель  урока Формирование предметных  и универсальных учебных действий  на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...

"Слово, словосочетание, предложение"

Презентация подготовлена к коррекционному логопедическому занятию на тему "Слово, словосочетание, предложение" для учащихся общеобразовательной школы с нарушением лексико-грамматического строя речи. Д...