Урок русского языка в 3 классе глагол
материал

0000

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи

Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;

- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;

- определение роли глагола в предложении;

Планируемые результаты:

Предметные: -проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные: - овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

– осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

- оценивать ход и результат выполнения задания;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;

- уметь работать в парах, в группе;

- внимательно слушать друг друга;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Работа с информацией:

- работа с материалом учебника;

- искать и выделять необходимую информацию.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); карточки с заданием для работы в паре, в группе, электронное приложение.

 Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.

Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный этап

1. Приветствие:

Создание положительного настроя на урок.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Павлина Борисовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверка готовности к уроку:

-У: Проверяем готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: дневник, учебник, пенал и рабочая тетрадь.

3. Мотивация к учебной деятельности:
У: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие» – Алексей Кузьмич Югов

2.     Минутка чистописания.

У: С чего мы обычно начинаем наш урок?

У: Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.

У: Звук, парный звуку [ф].

У:  В слове тонна удвоенный согласный …

У: Первая буква в алфавите.

У: В слове «земля» безударная гласная…

У: Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в, н, а, е, с.

У: Пропишите сочетания букв ва   ве   на не  са се  (следите за правильным соединением).

У: Из данных букв составьте слово. (Весна, навес)

У: Охарактеризуйте слово весна

О: сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п. 

У: Запишите слово весна в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, назовите проверочное слово (весенний, веснушки, веснянка, вешние, вёсны)

У: Назовите весенние месяцы. Вспомните пословицы про весенние месяцы, объясните их смысл (РАЗДАЧА)

У: Апрель с водой, май с травой.

О: чтобы случилось что-то хорошее, нужно изначально самому что-то сделать для этого, приложить усилия

У: Майская трава и голодного кормит. 

О: означает, что даже самые незначительные или непривлекательные вещи могут быть ценными и полезными для тех, кто находится в трудной ситуации или нуждается в чем-то важном

У: Май холодный – год хлебородный. 

О: при холодном мае земля насыщается влагой, нет засухи, и это действительно так: при холодном мае обычно хороший урожай

У: Малая птичка соловей, а знает май. 

О: соловьи возвращаются с зимовки в начале мая, начинают вить гнезда. С 8-10 мая можно услышать трель этих птиц

Запишите любую пословицу в тетрадь. 

II. Актуализация знаний

1.     Блиц опрос

У: Какие части речи знаете?

О: имя существительное, прилагательное, местоимение

У: Что такое имя существительное?

О: часть речи, обозначающая предмет (и изменяющаяся по падежам и числам)

У: На какие вопросы отвечает?

О: кто? что?

У: Что обозначает?

О: предмет, лицо или явление

 

У: Что такое имя прилагательное?

О: часть речи, обозначающая признак предмета

У: На какие вопросы отвечает?

О: какой?, какая?, какое?, какие?, чей?

У: Что обозначает?

О: признак предмета

 

У: Что такое местоимение?

О: это слова, которые используются для замены имен собственных

У: На какие вопросы отвечает?

О: отвечают на вопросы существительных, прилагательных и числительных имен

У: Что обозначает?

О: указывающее на имя и приобретающее значение определённого предмета, качества или числа в зависимости от содержания данной речи

 

У: Молодцы. Идём дальше.

2. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

- Прочитайте текст. (РАЗДАЧА)

Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни. 

У: Назовите части речи, которые использованы в тексте.

О: существительное, прилагательное

У: Понравился ли вам текст?  Всё ли было понятно?

О: нет

У: Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?

О: не хватает движения/действия

У: Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать?

О: Глаголы

У: Определите тему урока?          ГЛАГОЛ

У: Запишите текст, который у вас получился. 

Наступила весна. Растаял снег. По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни.

Слайд     (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова)

У: - Как изменился второй текст?

Он стал более живой, подвижный

У: - Почему неподвижная картинка ожила?

О: в тексте появилось действие

У: С помощью какой части речи это произошло?

О: глагол

У: Подчеркните слова, которые вы вставили.

У: На какие вопросы отвечают?

О: что сделала? что сделал? что делают? что сделали?

У: Что обозначают?

О: действие предмета

У: Как называется часть речи?

О: глагол

У: Вспомните тему урока? О чем мы будем сегодня говорить на уроке? 

О: о значении и употреблении глаголов

Слайд Появляется тема на доске: «Значение и употребление глаголов в речи»

У: Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?

О: нет

У: Попробуем с помощью «слов-помощников» определить задачи урока

-Познакомимся…

-Узнаем…

-Будем учиться…

1.     Вспомним признаки глагола.

2.     Будем учиться распознавать глагол среди других частей речи.

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

III. Основной этап.

Работа в парах.  

У: Предлагаю вам поработать в парах. (помните, что при работе в парах нужно совещаться шепотом) (Задания на карточках)

- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши            запомнить

Брать на буксир         обидеться

Надуть губы               бездельничать

Зарубить на носу       помогать

- Кто из вас встретит затруднения, может заглянуть в словарь фразеологизмов на стр. 157 в учебнике.

1.     Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам глагол.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.     (18 глаголов)

- А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?

Слайд     Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре Владимира Ивановича Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.» 

Слайд   А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи. 

2.     Возвращаемся к теме урока. Среди записанных слов найди глаголы. (ДОСКА)

Пилить, пробежка, косить, перелёт, смотреть, читать.  

Глагол,           сущ.,              глагол,         сущ.,           глагол,         глагол.

- Не все справились. У нас возникла проблема: а как отличить глагол от других частей речи?

- Как будем действовать?

  Карточки на доску: (ДОСКА)

            - ставить вопрос,

            - определять, что слово обозначает,

            - каким членом предложения является.  

3. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.

- Переходим к работе с учебником.

Упр. 169 (с. 100).

У: — Прочитайте первую группу слов.

О: художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.

У: — Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

О: существительные, отвечают на вопрос «кто?»

У: — Прочитайте вторую группу слов.

О: учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.

У: — Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

О: глаголы, отвечают на вопрос «что делает?»

У: Составьте и запишите нераспространенные предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.

У: -   Прочитайте предложения, которые вы составили.

О: художник рисует, строитель строит, доктор лечит, учитель учит, швея шьёт, маляр красит.

У: — Каким членом предложения является глагол?

О: сказуемое

У: Назовите признаки глагола?

О: обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое

 

4. Физминутка 

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

5. Работа над правилом.

А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 101 нашего учебника.

У: - Так что - же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным?

О: это части речи

У: - Назовите признаки глагола?

О: обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое

5.. Включение в систему знаний и повторение

- А сейчас поработаем с карточками. Подпишите их и выполните задание. (РАЗДАЧА)

На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

1 карточка  

Мир строит, а война……..(разрушает).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

 2 карточка

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

 3 карточка

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

4 карточка

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

IV. Домашнее задание.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Так для чего же нужны глаголы в речи? (для передачи действий)

 - Я вижу, что вы хорошо подружились с глаголами.

У: Обратимся к нашим «словам-помощникам»

-С чем мы познакомились…

-Что нового мы узнали…

-Чему учились…

Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 3 класс Глагол

Урок русского языка на тему "Глагол", обеспечивает усвоение, совершенствует навык распознавания глагола и других частей речи.Уточняет представление о функции глагола и для чего нужны глаголы в речи. У...

Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.

Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....

Урок русского языка 4 класс. Глагол.

Задачи урока - уточнить и обобщить знания детей о глаголе; сформировать интерес к изучению глагола....

Презентация к уроку русского языка ( 4 класс) "Глаголы- исключения"

Презентация к уроку русского языка ( 4 класс) "Глаголы- исключения"...

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Глагол. Обобщение знаний"

Презентация к уроку русского языка 4 класс по теме "Глагол. Обобщение знаний". Школа России...

Урок русского языка 4 класс. Глаголы прошедшего времени

Формировать умение, различать глаголы прошедшего времени...