Внеурочная деятельность
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская " для 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Комитет образования Голышмановского городского округа
Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 30. 08. 2023 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ____________Скареднова К.А.. От 30.08.2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Голышмановская СОШ №2» _________ Казанцева Н.И Приказ № ___ от «____» «___» 2023г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
Направление: проектно-исследовательская деятельность
Наименование программы:
«Проектная мастерская»
(3-4 классы)
Составитель: Шааф Елена Александровна, учитель начальных классов;
Пономарева Наталья Леонидовна, учитель начальных классов;
Белоусова Вера Ивановна, учитель начальных классов.
Голышманово, 2023
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.
В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
2.Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
3.Системность организации учебно-воспитательного процесса;
4.Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в кружковой работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ, концерт, выступление, выставка, презентация.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
В 3-4 классах на изучение курса «Проектная мастерская » отводится 1 час в неделю, всего 34 часов (34 учебных недели).
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Проектная мастерская»
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Проектная мастерская»
Предметные результаты
Обучающиеся должны научиться
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Личностные результаты:
формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по достижению результата.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Содержание курса
Содержание курса составляют следующие разделы:
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Стенгазета, выступление в классе. Представление своих проектов.
ПРОЕКТ – ЭТО «ПЯТЬ П»
1) ПРОБЛЕМА (наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической).
2) ПРОЕКТИРОВАНИЕ (планирование).
3) ПОИСК ИНФОРМАЦИИ (исследовательская работа, которая будет обработана, осмыслена и представлена).
4)ПРОДУКТ ( результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт).
5)ПРЕЗЕНТАЦИЯ (подготовленный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
1. | День пожилого человека | 3 часа |
2. | День учителя | 2 часа |
3. | Мы и наше здоровье | 3 часа |
4. | День Матери | 3 часа |
5. | Новый год | 5 часов |
6. | Зимние забавы | 4 часа |
7. | «С любовью к Отчеству!» | 4 часа |
8. | 8 марта | 3 часа |
9. | День смеха | 1 час |
10. | «Космос» | 1 час |
11. | «Весенние лучи» | 2 часа |
12. | «Победный май» | 3 часа |
Итого: | 34 часа |
Календарно –тематическое планирование курса
«Проектная деятельность» -34 часа ( 3-4 классы)
№ п/п | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол- во часов |
1 | 06.09 |
| Концерт ко Дню пожилого человека. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. | 1 |
2 | 13.09 |
| День пожилого человека. | Изучают литературу, подбирают стихи, песни, распределяют номера. Предлагают идеи для подарков. | 1 |
3 | 20.09 |
| День пожилого человека. | Репетируют номер. Записывают поздравление, оформляют открытки. Определяют ветеранов педагогического труда, которых будут поздравлять. | 1 |
4 | 27.09 | Подготовка к празднику « День учителя» | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Делятся на группы. Распределяют обязанности среди членов группы. Принимают в составе группы решение по поводу подтем проекта и аргументируют свой 5выбор. | 1 | |
5 | 04.10 | «День учителя» | Изготовление сердечек и открыток для поздравления педагогов школы. Поздравляют педагогов. | 1 | |
6 | 11.10 |
| Стенгазета «Мы и наше здоровье» | Вспоминают и проговаривают правила про здоровье и личную гигиену | 1 |
7 | 18.10 | Презентация стенгазеты «Мы и наше здоровье» | Презентация стенгазеты. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | 1 | |
8 | 25.10 | Азбука безопасности. | Учитель проводит инструктаж. Составление памяток правил на осенних каникулах | 1 | |
9 | 08.11 |
| «День матери» | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели, подбирают стихи, песни, распределяют номера. Составляют сценарий. Предлагают идеи для подарков. | 1 |
10 | 15.11 |
| «День матери» | Разучивание песни о маме | 1 |
11 | 22.11 | Выставка рисунков «Моя любимая мама» | Записываем видеопоздравление для мам и бабушек. Оформляем выставку рисунков . | 1 | |
12 | 29.11 | «В дверь стучится Новый год» | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | 1 | |
13 | 06.12 |
| «Новогодний калейдоскоп» | Осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Изучают историю новогодних игрушек - какие игрушки были раньше, материалы, которые использовали для их изготовления. | 1 |
14 | 13.12 |
| «Новогодний калейдоскоп» | Участие в акциях и мероприятиях школы. | 1 |
15 | 20.12 |
| Новогодняя игрушка | Оформляют игрушки, оформляют класс, классный уголок. Продумывают их презентацию. | 1 |
16 | 27.12 |
| «Новогодний калейдоскоп» | Выступление на новогоднем празднике. оформление класса, классного уголка. Учитель проводит инструктаж о правилах поведения в зимние каникулы. | 1 |
17 | 10.01.24 | Альбом «Зимние забавы» | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | 1 | |
18 | 17.01.24 | Альбом «Зимние забавы» | Оформляем и презентуем альбом с использованием фотографий детей с новогодних каникул. | 1 | |
19 | 24.01.24 | Книга рекордов класса. | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Фиксация рекордов. | 1 | |
20 | 31.01.24 | Книга рекордов класса. | Составляем и оформляем книгу рекордов класса. | 1 | |
21 | 07.02.24 | «С любовью к Отечеству!» | Подготовка к смотру строя и песни. | 1 | |
22 | 14.02.24 | «С любовью к Отечеству!» | Изготовление открыток для поздравления пап и дедушек. | 1 | |
23 | 21.02.24 | «С любовью к Отечеству!» | Праздник «А, ну-ка, мальчики!» | 1 | |
24 | 28.02.24 | «С любовью к Отечеству!» | Оформление видеопоздравления с последующей публикацией в школьной группе. | ||
25 | 06.03 |
| «Мама, мамочка, мамуля!» | Изучают литературу, подбирают стихи, песни, распределяют номера. Составляют сценарий. Предлагают идеи для подарков. Участие в общешкольных акциях и мероприятиях. | 1 |
26 | 13.03.24 |
| Фотовыставка « Моя мама в детстве» | Оформляем фотовыставку. Участвуем в онлайн-акциях, посвященных 8 Марта. | 1 |
27 | 20.03.24 |
| Сочинение «Добрые слова о маме» | Пишут сочинение о своих мамах. Учитель проводит инструктаж по правилам поведения в весенние каникулы | 1 |
28 | 03.04.24 |
| «Смешные истории» | Создание комикса класса. | 1 |
29 | 10.04.24 |
| « Мы первые» | Изготовление арт-объекта « Ракета» | 1 |
30 | 17.04.24 |
| Фестиваль «Весенние лучи» | Подготовка театральной постановки. | 1 |
31 | 24.04.24 | Фестиваль «Весенние лучи» | Участие в фестивале. | 1 | |
32 | 08.05.24 | «Мой победный май» | Участие в общешкольных мероприятиях и онлайн-акциях. | 1 | |
33 | 15.05.24 | «Мой победный май» | Поздравление тружеников тыла. | 1 | |
34 | 22.05.24 |
| «Мой класс - самый дружный» | Праздник по итогам уходящего года. Учитель проводит инструктаж по правилам поведения в летние каникулы. | 1 |
Итого: | 34 часа | ||||
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
| 1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. |
| 2. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель,2010. |
| 3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. |
| 4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004. |
| 5.Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2. |
| 6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. |
| 7. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. |
| 8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998 |
| 9. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. |
2 | Технические средства обучения |
| Компьютер, оргтехника, DVD – плеер, медиапроектор, фото- и видео- камера. |
3 | Экранно-звуковые пособия |
| Аудио- и DVD-диски |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....