Программа по внеурочной деятельности 4 класс."Байкаловедение".
рабочая программа (4 класс)

Серёдкина Оксана Ярославна

"Байкаловедение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.baykalovedenie.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Байкаловедение» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 и разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2.

Представляет собой эколого-биологическую направленность с опорой на краеведческое содержание и как дополнение к курсу

«Окружающий мир».

 В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ № 2, программа внеурочной деятельности Байкаловедение» реализуется в 4 классах. Программа предназначена для детей 9 – 10 лет, проявляющие интерес к природе, к озеру Байкал- жемчужине нашего края, охране окружающей среды.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю, рассчитана на 34 часа.

Цель Программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.

Задачи Программы:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Байкаловедение», к школе;
  • Иинтерес к предметно-исследовательской деятельности;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  •  Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др.

Предметные результаты

  • Овладение начальными представлениями о географическом положения озера Байкал;
  • Знать название некоторых островов Байкала;
  • Знать названия основных ветров Байкала;
  • Понимать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений;
  •  Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой;
  • Развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Обучающиеся 4 класса должны знать:

  • особенности географического положения озера Байкал;                                                  
  • основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);
  • острова и ветры;
  • особенности климатических и погодных условий на озере;                         
  • современные методы изучения озера Байкал ;
  • разнообразие растительного и животного  мира  в Байкале и на его побережье;
  • основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье;
  • как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);
  • виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);
  • законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);
  • важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);

Обучающиеся  4 класса  должны уметь:

  • показывать на карте место расположения озера Байкал;
  • показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова;
  • находить на карте максимальную глубину озера Байкал;
  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.
  • составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение – 3 часа

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Байкал – участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о Байкале. 

Байкал –уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Байкал –крупнейшее пресноводное озеро планеты. Значение озера Байкал для человечества. Положительная мотивация по сохранению природы Байкала. Уточнение и расширение знаний  

о Байкале. Дать общие сведения об оз. Байкал

География Байкала – 11 часов

Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение.

Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах. Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления. Байкал –древнейшее озеро мира. Представления целостной картины прошлого и настоящего озера Байкал. Географическое положение озера. Особенность льдов Байкала. Рельеф

дна. Познакомить с географическим положением озера Байкал. Сформировать представление учащихся о ветрах Байкала. Сформировать представление о льдах Байкала

Жизнь в озере Байкал - 14 часов

Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Растительный мир. Общая характеристика рыб. Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Коммерческий вылов, браконьерство. Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка. Особенности строения, питания, размножения. Значение в пищевых взаимоотношениях. Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы. Познакомить с жизнью подводного мира Байкала Разнообразие растительного мира поражает воображение, но не менее феноменально и его своеобразие. Множество растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара. Вечнозелёные растения. Травы. Дикорастущие ягоды. Грибы. Красная книга. Познакомить с растительным миром Байкала. Познакомить с травами и дикорастущими

ягодами Байкала. Познакомить с цветковыми растениями Байкала. Познакомить с царством грибов озера Байкал. Животный мир Прибайкалья и озера Байкал богат и разнообразен. Байкальская фауна –это сильная процветающая фауна, которая способна расселяться в другие водоёмы и там эволюционировать. Фауна Байкала является древней, а Байкал представляет собой хранилище остаточной фауны, некогда населявшей озеро. Для его защиты создано несколько заказников и заповедников. Ответственность человека за сохранение природного богатства.

Познакомить учащихся с разнообразием животного мира Байкала. Познакомить с рыбами обитаемыми в озере Байкал Голомянка. Познакомить с птицами Байкала Птицы лесов.

Заповедники Байкала – 6 часов

Формировать представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Познакомить с правилами поведения в природе, направленными на её сбережение. Познакомить с заповедниками Иркутской области. Представление об охраняемых территориях Байкальского региона. Положительная мотивация по сохранению природы родного края. Закон об охране природы.

  1. Тематическое планирование  

Наименование тем курса

Кол-во часов

Введение – 3 часа

1.

 Вводное занятие. Видеофильм о Байкале.

1

2.-3

Легенды и сказания о Байкале.

2

География Байкала – 11 часов

4.

История открытия озера Байкал.

1

5.

Тайны Байкальских глубин.

1

6-7

Льды Байкала.

2

8.

Климат и погодные условия на Байкале.

1

9-10

Ветры Байкала. Легенды и сказки о ветрах.

2

11-12

Притоки.  Заливы, бухты, соры. Ангара – дочь Байкала.

2

13-14

История изучения озера. Удивительный мир воды.

2

Жизнь в озере Байкал - 14 часов

15.

Деревья Байкала. Вечнозеленые растения.

1

16.

Травы Байкала. Дикорастущие ягоды.

1

17.

Цветы Байкала.

1

18.

Грибы Байкальских земель.

1

19

Лекарственные растения.

1

20.

Редкие и исчезающие виды растений.

1

21

Животный мир озера Байкал и его берегов.

1

22

Нерпа.

1

23

Редкие и исчезающие виды животных.

1

24

Птицы озера Байкал и его побережья.

1

25

Насекомые озера Байкал.

1

26-28

Рыбы озера Байкал

3

Заповедники Байкала – 6 часов

29.

Экологические проблемы озера Байкала.

30.

Байкальский заповедник.

1

31.

Прибайкальский национальный парк.

1

32.

Влияние человека на озеро Байкал.

1

33.

Обзор журнала «Сибирячок».

1

34.

Итоговое занятие. «Спасем озеро Байкал».

1

Итого 34 часа

Список литературы

  1. Байкаловедение. Е.Н.Кузеванова. Учебник для общеобразовательной школы, Иркутск, 2010.
  2. «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.
  3. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка.С.Н. Асламова. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок». 2002. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...