Программа по внеурочной деятельности 4 класс."Байкаловедение".
рабочая программа (4 класс)
"Байкаловедение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Байкаловедение» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 и разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2.
Представляет собой эколого-биологическую направленность с опорой на краеведческое содержание и как дополнение к курсу
«Окружающий мир».
В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ № 2, программа внеурочной деятельности Байкаловедение» реализуется в 4 классах. Программа предназначена для детей 9 – 10 лет, проявляющие интерес к природе, к озеру Байкал- жемчужине нашего края, охране окружающей среды.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, рассчитана на 34 часа.
Цель Программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.
Задачи Программы:
- формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
- формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
- формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Байкаловедение», к школе;
- Иинтерес к предметно-исследовательской деятельности;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др.
Предметные результаты
- Овладение начальными представлениями о географическом положения озера Байкал;
- Знать название некоторых островов Байкала;
- Знать названия основных ветров Байкала;
- Понимать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений;
- Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой;
- Развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
Обучающиеся 4 класса должны знать:
- особенности географического положения озера Байкал;
- основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);
- острова и ветры;
- особенности климатических и погодных условий на озере;
- современные методы изучения озера Байкал ;
- разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье;
- основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье;
- как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);
- виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);
- законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);
- важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);
Обучающиеся 4 класса должны уметь:
- показывать на карте место расположения озера Байкал;
- показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова;
- находить на карте максимальную глубину озера Байкал;
- работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.
- составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение – 3 часа
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Байкал – участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.
Байкал –уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Байкал –крупнейшее пресноводное озеро планеты. Значение озера Байкал для человечества. Положительная мотивация по сохранению природы Байкала. Уточнение и расширение знаний
о Байкале. Дать общие сведения об оз. Байкал
География Байкала – 11 часов
Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение.
Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах. Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления. Байкал –древнейшее озеро мира. Представления целостной картины прошлого и настоящего озера Байкал. Географическое положение озера. Особенность льдов Байкала. Рельеф
дна. Познакомить с географическим положением озера Байкал. Сформировать представление учащихся о ветрах Байкала. Сформировать представление о льдах Байкала
Жизнь в озере Байкал - 14 часов
Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Растительный мир. Общая характеристика рыб. Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Коммерческий вылов, браконьерство. Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка. Особенности строения, питания, размножения. Значение в пищевых взаимоотношениях. Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы. Познакомить с жизнью подводного мира Байкала Разнообразие растительного мира поражает воображение, но не менее феноменально и его своеобразие. Множество растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара. Вечнозелёные растения. Травы. Дикорастущие ягоды. Грибы. Красная книга. Познакомить с растительным миром Байкала. Познакомить с травами и дикорастущими
ягодами Байкала. Познакомить с цветковыми растениями Байкала. Познакомить с царством грибов озера Байкал. Животный мир Прибайкалья и озера Байкал богат и разнообразен. Байкальская фауна –это сильная процветающая фауна, которая способна расселяться в другие водоёмы и там эволюционировать. Фауна Байкала является древней, а Байкал представляет собой хранилище остаточной фауны, некогда населявшей озеро. Для его защиты создано несколько заказников и заповедников. Ответственность человека за сохранение природного богатства.
Познакомить учащихся с разнообразием животного мира Байкала. Познакомить с рыбами обитаемыми в озере Байкал Голомянка. Познакомить с птицами Байкала Птицы лесов.
Заповедники Байкала – 6 часов
Формировать представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Познакомить с правилами поведения в природе, направленными на её сбережение. Познакомить с заповедниками Иркутской области. Представление об охраняемых территориях Байкальского региона. Положительная мотивация по сохранению природы родного края. Закон об охране природы.
- Тематическое планирование
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов |
Введение – 3 часа | ||
1. | Вводное занятие. Видеофильм о Байкале. | 1 |
2.-3 | Легенды и сказания о Байкале. | 2 |
География Байкала – 11 часов | ||
4. | История открытия озера Байкал. | 1 |
5. | Тайны Байкальских глубин. | 1 |
6-7 | Льды Байкала. | 2 |
8. | Климат и погодные условия на Байкале. | 1 |
9-10 | Ветры Байкала. Легенды и сказки о ветрах. | 2 |
11-12 | Притоки. Заливы, бухты, соры. Ангара – дочь Байкала. | 2 |
13-14 | История изучения озера. Удивительный мир воды. | 2 |
Жизнь в озере Байкал - 14 часов | ||
15. | Деревья Байкала. Вечнозеленые растения. | 1 |
16. | Травы Байкала. Дикорастущие ягоды. | 1 |
17. | Цветы Байкала. | 1 |
18. | Грибы Байкальских земель. | 1 |
19 | Лекарственные растения. | 1 |
20. | Редкие и исчезающие виды растений. | 1 |
21 | Животный мир озера Байкал и его берегов. | 1 |
22 | Нерпа. | 1 |
23 | Редкие и исчезающие виды животных. | 1 |
24 | Птицы озера Байкал и его побережья. | 1 |
25 | Насекомые озера Байкал. | 1 |
26-28 | Рыбы озера Байкал | 3 |
Заповедники Байкала – 6 часов | ||
29. | Экологические проблемы озера Байкала. | |
30. | Байкальский заповедник. | 1 |
31. | Прибайкальский национальный парк. | 1 |
32. | Влияние человека на озеро Байкал. | 1 |
33. | Обзор журнала «Сибирячок». | 1 |
34. | Итоговое занятие. «Спасем озеро Байкал». | 1 |
Итого 34 часа |
Список литературы
- Байкаловедение. Е.Н.Кузеванова. Учебник для общеобразовательной школы, Иркутск, 2010.
- «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.
- Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка.С.Н. Асламова. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок». 2002. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355238-1634390704.jpg)
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...