Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС
методическая разработка (4 класс)

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

Методические рекомендации для психологов, логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

При индивидуальной работе занятия строятся с учетом уровня актуального развития ребенка

Участниками программы могут быть:

Обучающиеся по программе дошкольного общего образования (в том числе, адаптированной для детей с ОВЗ) при отклоняющемся развитии (парциальная несформированность ВПФ, тотальное недоразвитие, «мягкие» варианты искаженного развития, дисгармоничное развитие), имеющие трудности в обучении, связанные с недостаточной сформированностью пространственных и пространственно-временных представлений.

Обучающиеся, имеющие отклоняющееся развитие, лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками, так как от уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Несформированность пространственных представлений в дальнейшем, при обучении в школе может проявляется:

- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;

- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;

- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логикограмматических конструкций;

- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;

- при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.

Структура пространственных представлений

Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.

Подуровнями являются:

— ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство, по Сеченову), — напряжение-расслабление;

— ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела (например, голод, сытость);

— ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сыростисухости, тактильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, складок пеленок и т.п.), а также от взаимодействия со взрослыми.

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу).

Подуровнями являются:

 представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою  очередь, эти представления подразделяются на следующие:

- топологические представления (о нахождении того или иного предмета),

-

координатные представления (о нахождении предметов с использованиемпонятий «верх-низ», «с какой стороны»), - метрические представления (о дальности нахождения предмета);

 представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.

 Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития — закону основной оси (8): сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем — о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади».

Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).

Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.

 У ребенка вначале в импрессивном плане, а позже в экспрессивном (иногда параллельно) появляется возможность вербализации представлений второго уровня. Существует определенная последовательность появления в речи обозначений топологического плана. Проявление пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т.п.

Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка).

Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.

Основные этапы формирования пространственных и квазипространственных представлений по А.В.Семенович:

1. Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

2. Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней - освоение внешнего пространства.

3. Переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

4. Конструирование и копирование, упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.

5. Формирование «квазипространственных» представлений. Начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их сотработанными выше пространственными представлениями.

Интеллектуальная разминка «Найди лишнее слово»

Ученику предлагается серия слов. Предложите определить, какое слово является «лишним» и объяснить почему.

Примеры:

понедельник, среда, май, воскресенье, суббота;

Весна, зима, осень, утро, осень;

Утро, суббота, вечер, ночь, день;

Июнь, май, лето, сентябрь, декабрь.

Отвечаем на вопросы

1. Какое время года самое холодное?

2. В какое время года мы купаемся в реке?

3. В какое время года тает снег?

4. Какое время года бывает перед весной?

5. В какое время года ты идешь в школу после летних каникул?

6. Какой месяц самый короткий?

7. Какой месяц является первым месяцем зимы?

8. Какой месяц является первым месяцем года?

9. Какой месяц является первым в новом учебном году?

10.С какого дня начинается неделя?

11.В какие дни недели мы не ходим в школу?

12.Как называется второй день недели?

Вставить в предложения пропущенные слова.

 Психолог показывает следующее задание.

Ученику нужно прочитать текст и вставить нужные варианты ответа

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала... дня. Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали... дня. Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в... Чиполино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в...

Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости»

Упражнение «Укрась ковер» (действия с конкретными предметами) Психолог предлагает ученику подойти к доске, на который изображен ковер. Но он некрасивый, просто зеленый. И психолог предлагает его украсить, чтобы он всем понравился. Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра. Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра. Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра. Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра. Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра. Посмотри, какой нарядный ковер у нас получился.

Упражнение «Найди по адресу»

Психолог предлагает ученику найти цветы по их адресу и раскрасить их. Внимательно посмотреть адрес цветка, посмотреть под какой буквой и под какой цифрой находится цветок. Назови цветок, как он называетс

Упражнение «Найди путь»

Психолог предлагает ученику найти путь ежику по схеме, и разрисовать или ягодку, или грибок, куда придет ежик

3. Пространственные схемы и диктанты

Двигательный диктант (по шагам), например,: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д

«Стрелки».

Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными  выше пространственными представлениями.

Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно

через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.

1. «Положи ручку». Дайте ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

2. «Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите

ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на

тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в,

слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью.

Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш,

обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем

поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз

попросите называть только соответствующий предлог.

3. «Нарисуй предлог». Предложите (с вашей помощью) ребенку нарисовать (не

написать) предлоги любым удобным для него способом, например, как, на .

4. «Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать послание, содержание

которого ясно из рисунка и записать его прямо под картинками.

Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку

самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему

предлогами.

5. «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка — под волком, а выше всех — лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам

дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.

6. «Новоселье». Освоив предыдущее упражнение, ребенок по представлению

решает такие задачки:

«В теремке поселились: лягушка — под мышкой, зайчик — над лисичкой, а мышка

— под лисичкой. Кто на каком этаже живет?»

«Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна

семья: Борисовы — под Карповыми, Ивановы — над Черновыми, а Карповы — под

Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры».

Теперь можно перейти к более сложным предлогам, обозначающим движение

в определенном направлении.

7. «Схема движения». Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите ребенка

сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее,

выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за

нее.

Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая. Затем — зарисовать предлоги (рис. 6),

предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки

На следующем этапе ребенок овладевает ориентацией в линейной

последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в

направлении слева направо. По аналогии можно предложить ему задачки,

связанные с усвоением алфавита.

10. «Разложим по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в

направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет

ананас, вторым — яблоко, третьей — клубника (до десяти изображений)». Затем

стрелкой слева направо обозначается направление, в котором

раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано

«до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается

в соответствии с актуальными возможностями ребенка.

11. «Пронумеруем ряд». Пронумеруйте ряд, составленный в предыдущем

упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным

(предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). При этом

акцент делается на то, что, определяя число, стоящее «за» и «перед» каким-либо,

мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа

налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что число «перед»

находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» — справа.

12. «Ряд чисел». С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните, что чем левее в

ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева,

первое число справа. Какое из них больше? Здесь очень поможет «маркировка»

величины: следующая цифра выше предыдущей, следующая еще выше,

предыдущая ниже и т.д. В каком направлении возрастают числа в ряду? Ребенок

49

сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает. Прочитайте

ряд в обратном порядке. Как изменяется величина чисел в этом направлении?

13. «"Соседи" нашего числа». Педагог вместе с ребенком называет «сосед

любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число

слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа,

стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине чисел.

14. «Верни число на место». Дается числовой ряд, в котором пропущено какоелибо число. Образец ответа: «Пропущено число семь. Оно больше шести на одну

единицу, а значит, стоит справа от него». Или: «Число семь на единицу меньше

восьми, значит, стоит слева от него».

Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без

усвоения сравнительных словесных конструкций

Что было раньше?». Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше, какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином». 18.

«Кто самый-самый?» Надо ответить на вопросы типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?», «Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех?», «Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый? Кто старше всех? Кто самый высокий?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО

   Цель логопедического сопровождения ребенка с ЗПР : выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его ...

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью...

Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе            -...

статья Дидактическая игра как средство развития пространственных представлений у детей

ОглавлениеВведение.. 3Глава I. Теоретические  основы развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактической игры... 71.1.  Понятие пространственных представ...

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

В стьтье рассматриваются приёмы развития пространственных представлений у детей на логопедических занятиях....

Статья «Формы и методы успешного обучения детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

В современных условиях развития общества перед педагогами стоят задачи поиска оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями...