Приемы целеполагания.
методическая разработка

Разработка не моя, но очень полезная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_tselepolaganiya.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Прием «Индуктор».

Данный прием используется при проведении урока в форме мастерской. На первом этапе мастерской необходимо затронуть внутренние пружины сознания участников, пробудить желание включиться в учебный процесс, раскрепостить их и заинтересовать тем, что будет происходить. Для этого используется индуктор — странный (парадоксальный) вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности. Например, уроке геометрии в 8 классе по теме

«Прямоугольник. Лист Мебиуса «Ведь то, что в этой жизни знаем, все ограниченно бывает, а мы хотим весь мир познать и бесконечность подержать!» После чего задает вопрос: «А вам когда-нибудь приходилось держать в руках бесконечность?». Данный вопрос для обучающихся оказался парадоксальными и вызвал встречный вопрос «Как это возможно? Как можно держать бесконечность в руках?». Эти вопросы и стали целью урока, а проведение эксперимента — задачей урока.

Прием «Яркое пятно».

Данный прием состоит в представлении обучающимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. Например, урок по теме «Квадратное уравнение и его корни» в 8 классе. Я предлагаю рассмотреть уравнения, среди которых квадратное уравнение выделено другим цветом «Среди этих уравнений, что вы заметили?» Ответ обучающихся: «Уравнение 3 выделено цветом». Вопрос учителя: «Но чем выделенное уравнение отличается от остальных?» Ответ обучающихся: «Оно квадратное уравнение ( переменная имеет степень

квадрат)». Вопрос учителя: «Как вы думаете какова тема урока?» Ученики сами называют тему урока, цели и задачи по их достижению.

Прием «Проблемная ситуация».

Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога могут быть побуждающими и подводящими. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает обучающихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. Вчера на открытом уроке в 6 классе по теме «Понятие множества» я использовала этот прием. Предлагалось задание, с включением проблемной задачи.

Разделите эти рисунки на четыре группы по выбранному вами признаку. Запишите название каждой группы. Когда ребята разделили рисунки на группы, то возникла проблемная ситуация. Затем мы определили тему урока и поставили цель.

Вот лишь некоторые приемы целеполагания, которые возможно

использовать на уроках.

И конечно серия общих вопросов: Что случится, если…? Приведите

пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже

знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи …

и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу урока, к ребенку приходит

понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять

знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Позвольте закончить словами Льва Николаевича Толстого «Знание

только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не

памятью».

Желаю удачи. Спасибо за внимание.

Внутренний план действий –Эльконин Данил Борисович

У детей младших классов внешний план действий. Самое трудное

научить их внутреннему плану действий.

Регулятивные универсальные учебные действия. Это умение

учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через

усвоение нового социального опыт

Почему деятельностный, т.к. сам ФГОС построен на системно –

деятельностном подходе. Обучающиеся на уроке активны и деятельны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг дру...

Целеполагание в компетентностно-оринтированном уроке

В современных школах набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, определяющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций  на...

ФГОС: Новое в обучении: приемы активного целеполагания на уроке

Целеполагание: постановка учебной задачи; соотнесение того, что уже известно иусвоено, и того, что еще неизвестно.Целеполагание...

Приемы привлечения учащихся к целеполаганию.

Приемы привлечения учащихся к целеполаганию....

Алгоритм и приемы целеполагания

Презентация освещает основные моменты, касающиеся алгоритма и приемов целеполагания на уроках в начальных классах. Расмотрены примеры целеполагания на уроках математики, русского языка, литературного ...

Приемы активного целеполагания на уроке в начальной школе

Основные приемы целеполагания на уроке в начальной школе...

Примеры использования приемов целеполагания на уроках математики по теме "Деление с остатком" 3 класс

В документы представлены как проводится целеполагание по разным приемам...