Доклад «Симон Львович Соловейчик-один из ведущих отечественных педагогов» (педагогические чтения)
материал

Педагогическое чтение

Тема доклада: «Симон Львович Соловейчик-один из ведущих отечественных педагогов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Зеленокумска

Советского района»

Педагогическое чтение

Тема доклада: «Симон Львович Соловейчик-один из ведущих отечественных педагогов».

Выполнила: Морарь Джамилия

Хензиг-ооловна, учитель начальных

классов.

г.Зеленокумск-2023г.

Хочу начать своё выступление словами Симона Соловейчика: «Наша жизнь - это совместный труд со множеством людей, физическое, душевное и духовное сотрудничество». Говоря словами Соловейчика: «Сотрудничать значит "разделять труд". Труд и должен быть основной формой воспитания - духовный труд, душевный, умственный и физический».

Симон Львович Соловейчик родился 1 октября 1930 года в интеллигентной семье служащих. Его отец – журналист, писатель. Мама – доктор. Симон Львович окончил филологический факультет МГУ имени Ломоносова в 1953 году. После выпуска преподавал в библиотечном техникуме, работал пионервожатым, а также учителем в разных школах Москвы и корреспондентом журнала «Пионер». В середине пятидесятых, после окончания филфака МГУ, Симон Соловейчик преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме города Зубцова — крохотного райцентра в Тверской области. В провинциальный Зубцов Симон Львович отправился, будучи золотым медалистом и с красным университетским дипломом. Увидев, что девушки (а ученический коллектив в библиотечном техникуме по преимуществу женский) абсолютно безграмотны, он стал в свободное время учить их грамотно писать.

В шестидесятых годах он пришел в газету «Комсомольская правда», где долгое время вёл рубрику «Алый парус», которая пользовалась большой популярностью. Тогда же он – автор многих публикаций на общественные, семейные и школьные темы в «Литературной газете», в газете «Неделя», журнале «Семья и школа» и других. C 1965 г. Симон Соловейчик стал членом союза журналистов, с 1972 – член Союза писателей. Он также вел передачи на радиостанции «Маяк», на центральном телевидении проводил ежедневные передачи «Час ученичества» и «Педагогика для всех». В 1988 г. был обозревателем журнала «Новое время». По его повести «Печальный однолюб» поставлена пьеса, по повести «Ватага «Семь ветров» снят 8-серийный фильм.

В середине восьмидесятых годов, работая в «Учительской газете» Симон Львович инициировал новое научно-практическое педагогическое движение «Педагогика сотрудничества», в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребёнка, а как диалог педагога и ученика. В 1992 году Симон Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября», которая и по сей день имеет особое значение для педагогов всей страны. Его газета объединила учителей по всей стране. Для этой педагогической аудитории он сформулировал эпиграф: «Вы блестящий учитель и у вас прекрасные ученики». Рассказывая об учителях, он показывал масштаб их работы, как будто приподнимал их над обыденностью и задавал им планку, к которой те стремились.

Симон Соловейчик был талантливым журналистом в 20-м веке. За каждым текстом стоял человек, которого Соловейчик открывал для всего Советского Союза. Он открывал его методику, его новаторство. Он открыл миру Василия Александровича Сухомлинского, а советским людям Я́нуша Ко́рчака Он прославлял Виктора Федоровича Шаталова и Софью Николаевну Лысенкову, которых назвал учителями-новаторами.

Симон Соловейчик автор книг, которые были крайне популярны и у детей и у взрослых: «Книга про тебя», «Десять тысяч уроков», «Алый парус», «Про пионеров», «Мокрые под дождём», «Воспитание творчеством», «Ватага «Семь ветров», «Резервы детского «я», «Учение с увлечением», «Отчаюха», «Педагогика для всех» и др. Эти книги привлекали читателей прежде всего потому, что были написаны живым языком и призывали к совместному размышлению, ведь автор развивал те мысли и идеи, которые занимали его самого. Многие родители перечитывали и цитировали книги Симона Соловейчика, который сам был отцом троих детей, старший из которых, Артем, продолжил дело отца.

Самой главной работой Симона Львовича можно считать книгу «Педагогика для всех». Чтобы написать её, он ушел из всех газет и работал дома. Это мудрая и добрая книга родилась из отцовских наблюдений Симона Львовича за своим младшим сыном Матвеем. Книга о философии любви пронизана такой любовью к детям! Автор, размышляя над поступками сынишки, не идеализирует себя, а порой и ругает. Эта книга особая: каждая строчка в ней – это кладезь полезных знаний, описанных понятным языком. Она меняет мировоззрение и вдохновляет быть добрей и терпимей к детям.

Школа, по мысли Соловейчика, нужна для того, чтобы ребенок, проснувшись с каким-нибудь вопросом, не мог дождаться встречи с учителем, который бы ответил на его вопрос. И только школа может и должна подтолкнуть к возникновению вопроса, задать его. Соловейчик говорил, что педагог должен сотрудничать с ребенком, а это непросто. Но сотрудничество возможно только между свободными людьми. Но что подразумевал Соловейчик под словом «свобода»? Высшую ценность, о которой люди спорят тысячелетиями. Но может ли ребенок быть свободным? Позволит ли учитель ему быть таким? Ведь взрослые не только думают и решают за ребенка, но и часто лишают его права чувствовать, ощущать по-своему, потому что между ними нет равноправных отношений. «Когда мы перечитываем статьи Соловейчика сейчас, становится очень отчетливо видно, что с помощью этих статей он выстраивал систему педагогических взглядов. Каждая статья и есть такой взгляд – на проблему «трудных» детей, на положение учителя в школе, на цели и смыслы работы директора...

Симон Львович Соловейчик умер в 1996 году, а перед этим стал живой легендой. Современники Симона Львовича говорили, что его идеи будут оценены позже, ведь в педагогике результаты отложены во времени. Его называли Дон Кихотом российской педагогики, потому что он пытался донести до взрослых, видящих в детях только объект для воспитания, идеи сотрудничества с ними. Его книги, среди которых «Педагогика для всех» — до сих пор бестселлеры. Будучи и преподавателем, и журналистом, и отцом троих детей, Соловейчик создал собственную педагогическую философию, которая, следует полагать, останется навсегда актуальной. Остались его мудрые, добрые книги, которые легко читаются, но ненавязчиво предлагают задуматься над многими вечными вопросами: Что такое добро, совесть, свобода, любовь? Почему одни дети вырастают добрыми, а другие нет? Стоит ли торопиться сделать из ребенка взрослого? И может быть, поэтому именно сегодня нам важно вернуться к педагогическим статьям Соловейчика – увидеть, что мы утратили в эпоху модернизации, какие ориентиры потеряли – и почему снова стоим перед теми же трудностями, что существовали в девяностые годы, но теперь эти трудности лишь усугубились. И вновь попытаться понять, почему Соловейчик так настаивал на необходимости идеалов в деле школы; не идеализма, а именно идеалов – высоких напряжений духа, высоких целей, устремление к которым – это и есть и воспитание, и образование».

Закончу своё выступление словами Симона Львовича Соловейчика: «Сотрудничество - одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают. Поле сотрудничества с людьми».

Источники:

Книги С.Соловейчика.

Гуманистическая педагогика: XXI век. Единство – в многообразии, Ответственность – в свободе, устойчивость – в развитии // Новая газета. – 2015. – 12 окт. (№ 112). – Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...

"Влияние личности педагога на формирование креативных качеств обучаемых" Выступление на педагогических чтениях.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенци...

Доклад на педагогических чтениях по внеурочной деятельности

Информация по организации внеурочной деятельности в начальной школе...

5 Великих отечественных педагогов ,изменивших мир

Высказывания педагогов,краткая характеристика о жизни и деятельности....

Доклад педагогического чтения

Современные технологии в процессе формирования цифровой грамотности у участников образовательного процесса...

Ведущие функции педагога-организатора

Описание функционала педагога-организатора...