Доклад на педагогических чтениях по внеурочной деятельности
статья на тему

Кулькова Елена Анатольевна

Информация по организации внеурочной деятельности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО (из опыта работы).

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

 развить собственные идеи»

 ( И. Г. Песталоцци).

Добрый день, уважаемые коллеги!

В своем  выступлении  я  не ставлю  для себя  задачей дать   исчерпывающий ответ по проблеме организации внеурочной деятельности в начальной  школе, но попытаюсь представить  наше видение,    алгоритм  построения данной работы.

 Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. 

Слайд 1

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, развития интересов, формирования УУД.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся и направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. А также следует учитывать, что внеурочная деятельность:

  • является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;
  • способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов общего образования.

Слайд 2

   Требования стандарта  к организации  внеурочной деятельности:

1) часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;

2)  аудиторных занятий не должно быть более 50%;

3) все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы  на воспитательные результаты.

Слайд 3

Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Слайд 4

Нормативная база организации внеурочной деятельности

Закон РФ «Об образовании» (в ред. федеральных законов от 13.01.1996 № 12-фз, от 16.11.1997 № 144-фз от 13.02.2002 № 20-фз и т.д.) статья 12 п.1. статья 26п.1,2;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997г., 8 августа 2003г., 1 февраля 2005г., 7 декабря 2006г., 10 марта 2009г.);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.) (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. №27с) (1);

Приказ от 27 Марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110);

Гигиенические требования к условиям реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560);

Устав образовательного учреждения (содержание и структура определяются в соответствии со статьей 13 Закона «Об образовании»).

________

  1. 2.8.23. В ходе организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность» (не более 1,5 часов в день, не более 7,5 часов в неделю) нужно учитывать возрастные особенности обучающихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (50%/50%).

Слайд 5

Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), соответствующим линиям образовательно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Форма  проведения внеурочной деятельности  должна быть  отлична от организационных форм в урочной системе обучения.

 Лучше использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся.

Слайд 6

(экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.). 

Итак, исходя из требований Стандарта   внеурочная деятельность   должна:

  •  быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
  •  способствовать их  воспитанию;
  •  разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;
  •  предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно  использовать   имеющиеся  в школе условия (кадровые, финансовые, материально-технические, информационные, учебно-методические), опыт  проведения внеурочных  занятий,     сложившуюся  систему воспитательной   работы, а также, учитывать интересы ребенка, поэтому содержание внеурочной деятельности должно формироваться с учетом условий и пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

 В нашем учебном заведении в конце каждого учебного года проводится анкетирование родителей обучающихся по изучению интересов и потребностей младших школьников и запросов их родителей по внеурочной деятельности по следующим вопросам:

1.Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок (20 позиций на выбор);

2.Посещает ли Ваш ребенок кружок, секцию, студию и т.д.;

3.Как вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? (3 позиции на выбор);

4.Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? (6 позиций на выбор);

5.Ваш выбор кружка внеурочной деятельности в прошлом году был обусловлен…(5 позиций на выбор).

6. Ваши предложения по организации ВД.

Исходя из результатов анкетирования учитель выбирает направления внеурочной деятельности и формы их реализации.

Слайд 7

Анкета с обобщенными данными.

   

Учитывая пожелания родителей, внеурочная деятельность в нашем учебном заведении  ведётся по таким основным направлениям как:

духовно - нравственное,   спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное.  Занятия проводятся в форме кружков, экскурсий,  праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых исследований.

Все виды и формы деятельности каждого направления позволяют реализовать требования федерального образовательного стандарта. В организации внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе. Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры проводят не менее 3 раз в неделю.

 

Слайд 8

  1. Общеинтеллектуальное направление.  

С первого класса ученики посещают занятия в кружке «Занимательная математика».  Уже к концу первого года обучения  дети создали замечательные математические ребусы и  кроссворды.    

Занятия по экологии в кружке «Юный эколог» прививает любовь учащихся к природе, окружающему миру. Здесь они получают не только теоретические знания и расширяют свой кругозор, но и своими руками готовят демонстрационный материал в виде аппликаций, рисунков, поделок. Готовят тематические выставки по окружающему миру.

В классе мы проводим викторины о природе, конкурсы рисунков, поделок, праздники. В конце первого класса  мы участвовали в акции «Подари школе дерево»: высаживали туи на школьном дворе. Помимо этого ученики нашего класса участвовали в дистанционной олимпиаде «В мире животных», а также посетили   планетарий.

2. Духовно-нравственное направление.

Работа по данному направлению осуществляется посредством кружка «Уроки нравственности»  и проведения воспитательных бесед на тему: «поведение в школе», «поведение в столовой», «поведение в транспорте», «поведение на дороге», классных часов о дружбе, о доброте, праздничных мероприятий,  экскурсий, участия  в  организованном сборе макулатуры под лозунгом «Сохрани жизнь дереву», проводим «День добрых дел» и «День добрых сюрпризов».

Каждый день идёт работа по сплочению  коллектива, так как каждый рёбёнок отдельная личность, представитель своей семьи со своей культурой, особенностями, то учимся составлять родословную семьи. На родительских  собраниях ведётся разъяснительная работа с родителями о важности дружбы и уважительного отношения как между детьми, так и родителями, поскольку мы  выполняем общее дело. Вот  возможный перечень тем родительских собраний, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника:

«Духовно-нравственное становление детей младшего школьного возраста. Приемы, игры, методики»;

«Как организовать семейные праздники»;

«Как привить любовь к чтению»;

«Семья и школа – партнеры и союзники в обучении и воспитании детей» и т. д.

Ведущие формы деятельности:

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • проведение совместных праздников школы и общественности.
  • использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • экскурсии
  • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

     

3. Спортивно–оздоровительное направление.

 Работа в этом направление  осуществляется  учителями физической культуры в форме кружка «Азбука здоровья» и посещения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных  общешкольных и классных мероприятий, соревнований таких как

 «Весёлые старты», эстафеты.   При школе работают спортивные секции, которые посещают наши ученики -   баскетбол, борьба, оздоровительная гимнастика для детей с ослабленным здоровьем.

Ведущие формы деятельности:

  • спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные

мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

  • утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных

оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе

  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
  • оформление уголков по технике безопасности и ПДД, проведение инструктажа с детьми.
  • тематические беседы, беседы – встречи с работниками МУЗ ГБ, школьным  фельдшером.
  • интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», пропаганда ЗОЖ.
  • поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса,
  • агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.
  • организация походов выходного дня,
  • туристические походы
  • горячее питание.

4.  Общекультурное направление.  

 Работа направлена на развитие творческих способностей, культуры, эстетики. Учащимся предложены кружки «Волшебная кисточка»   и  «Музейные занятия». Цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с сторическими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества. Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-волевой. Учителями запланированы выходы в музеи города и выездные экскурсии, знакомящие младших школьников с достопримечательностями региона. Часть занятий проводится в школьном музее. Это прекрасная возможность создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность, для  формирования навыков культурного поведения в общественных местах, развития познавательных, коммуникативных, соци-

альных способностей детей.  Ученики нашего класса записаны в библиотеку и являются частыми посетителями. Читают книги после уроков, берут домой, смотрят мультфильмы и детские фильмы.

В школе работает театральный кружок и музыкальная студия на базе музыкальной школы. Учащиеся этих кружков уже принимали участие в концерте, посвященном Дню учителя и Новогодней сказке  для учащихся начальной школы. Девочки ходят в кружок  танца и готовятся к выступлению на «Фабрике звезд 2015».

Помимо школьных культурно-массовых мероприятий, учащиеся посещают спектакли, проводимые в концертном зале Смоленской филармонии, в  кукольном театре, Смоленском камерном и драматическом театрах.

Ведущие формы деятельности:

  • культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;
  • концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
  • кружки художественного творчества;
  • художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;
  • приглашение артистов театра;
  • праздничное оформление школы и классных комнат.

 

На данный момент мы постарались выстроить модель организации внеурочной деятельности, основанной на внутренней интеграции основного и дополнительного образования   в условиях школы.    В начальной школе отдельные занятия («Театральная подготовка», «Хор», «Хореография», «Таэквондо» и др.)   ведут педагоги дополнительного образования,  другие («Занимательная математика», «Уроки нравственности»,  «Волшебная кисточка», «Азбука здоровья», «Музейные занятия», «Веселый английский» и др.)  педагоги нашей школы. На отдельные  занятия  учащиеся ходят в близко расположенные учреждения культуры.

  На этом этапе, в первую очередь, преследуются цель научить обучающихся учиться, формируются нормы поведения, развиваются социальные способности и умения. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости.

 Ожидаемые результаты.

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;
  • воспитание уважительного отношения к своей  школе, городу, стране;
  • воспитание у детей толерантности;
  • навыков здорового образа жизни;
  • формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;
  •  осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления;
  •  реализация основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

 Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио. Для диагностики эффективности внеурочной деятельности школьников мы предлагаем использовать уже  опробованные нашими педагогами  методики:

1) Личность воспитанника (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностный рост»);

2) Детский коллектив (методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?», социометрия»);

3) Профессиональная позиция педагога (Д.В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя»).

Например, вариант исследования ценностных ориентаций первоклассников-второклассников. Учащимся предлагается определить, чья похвала и чья радость им будет дороже всего.

Предлагается группа слов:

МАМА ПАПА СЕСТРА БРАТ ДРУГ ПОДРУГА УЧИТЕЛЬНИЦА

ТОВАРИЩ ПО КЛАССУ ТРЕНЕР КТО-ТО ДРУГОЙ (впиши, кто именно)

Необходимо выбрать только трех человек и отметить буквами:

А – самая дорогая похвала;

Б – тоже дорогая похвала;

В – важная, но менее дорогая похвала.

Следующую методику целесообразно использовать для учеников 2-х и 3-х классов. Данная методика психолого-педагогической диагностики позволяет определить уровень сформированности коллектива в классе. Детям предлагается сделать тематический рисунок «Мой класс», «Мои друзья». Оценка рисунков: если в рисунках отсутствуют перечисленные ниже особенности, можно считать, что их авторы благополучны. О неблагополучии ребенка свидетельствует следующее:

отсутствие людей в рисунке – свидетельство отторжения, избегания;

люди нарисованы спиной, без рук, с заштрихованным лицом – снижение потребности в общении или неудовлетворенность общением;

барьеры между фигурами, их разобщенность, зачеркивание, отсутствие частей тела – конфликтность.

Предложенная ниже методика психолого-педагогической диагностики позволяет определить ценностные ориентиры четвероклассников. Учащимся предлагается попробовать снять фильм. Для этого предлагаются на выбор следующие темы: о своем классе; о войне; о врачах; о победе добра над злом; о злом волшебнике; о дружбе; о подвиге. Ученики, сделавшие одинаковый выбор, объединяются в творческую группу и обсуждают, фиксируя конечный согласованный вариант, основную идею: ради чего они хотят снять свой фильм.

В  заключении  мне хотелось бы ещё раз сказать, что  внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.   И потому важнейшая задача   педагогического коллектива -  сделать внеурочную деятельность  полезной и привлекательной для каждого ученика.

  Но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в повседневной жизни.

Спасибо за внимание!

Автор: Кулькова Елена Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 26 имени А.С. Пушкина города Смоленска, октябрь 2014г.

                  Литература:

Концепция  духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего   образования. - М.: Просвещение, 2010;

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2012.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.

Приказ Министерства образования и  науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

Т.М. Сухова, учитель ГОУ № 2006 г. Москвы ПРОГРАММА «Музейное образование»

Пояснительная записка

Интернет-ресурсы:

  http://www.festival.1septembr.ru

  http://www.shkola.edu.ru

  http://www.pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Модель организации внеурочной деятельности и программы воспитания обучающихся в процессе реализации ФГОСТ."

Школа в процессе модернизации.Основные направления воспитания в рамках реализации стандартов нового поколения. Внеурочные занятия.  Программы воспитания обучающихся: "Шахматы"и тд....Пояснительна...

Доклад на тему "Проблемы организации внеурочной деятельности"

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле­чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность...

Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"

Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....

Доклад «Игровые приёмы на занятиях внеурочной деятельности по программе «Умное пёрышко»

Четвёртый год мы работаем по ФГОС нового поколения. Помимо учебной деятельности по новым стандартам предусмотрена и внеурочная деятельность по разным направлениям. Я работаю по программе «Умное пёрышк...

Стендовый доклад "Воспитательный и образовательный потенциал внеурочной деятельности"

Организация кружка "Волшебный мир оригами" в условиях реализации ФГОС....

ДОКЛАД на ШМО по организации внеурочной деятельности в клубе "Почемучка"

Начальная школа – начальный этап становления личности из всех ее составляющих. Становлению подлежат и основы личностной культуры, и правильное отношение к объектам природы, к себе, к людям как к...

Доклад «Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с РАС и ТМНР»

В составе моего класса на начало обучения в нашем образовательном учреждении было и осталось на сегодняшний день шесть обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР, СНР, нарушением по...