технологическая карта урока
материал (4 класс)

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.liter_.no1_.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по литературе №1

Тема урока

Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей»

Цели урока

формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова; установление взаимосвязей личности и творчества поэта; воспитание интереса к лирике Рубцова и поэзии в целом; познакомиться со стихотворением "Звезда полей" Рубцова.

Тип, вид урока

Урок изучения нового материала.

Личностные УУД

  • духовно - нравственное обогащение личности школьника от общения с поэтом и его произведениями
  • Стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Предметные результаты

- совершенствование умения анализировать поэтический текст, навыков комментированного чтения, выразительного чтения

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные УУД:

  • Формулировать цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;
  • Формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;
  • Классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;
  • Выделять средства художественной выразительности, определять место произведения в творчестве изучаемого автора.

Коммуникативные УУД:

  • Умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета и грамматических и синтаксических норм родного языка, строить понятные для собеседника высказывания;
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;
  • Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные УУД:

  • Способствовать совместному целеполаганию;
  • Умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности.
  • Планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

Образовательные ресурсы урока

Ноутбук, презентация по теме урока, учебник Литература. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014 // Литература. 6 класс.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Орг.момент

Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

На фоне         музыки П.Чайковского

(«Сладкая грѐза»)

Что такое красота?

Как рождается красота на земле?

 - У нас сегодня есть замечательная возможность прикоснуться к красоте – красоте родного края, к красоте языка поэта Рубцова.

Говоря о лирике Н.Рубцова нельзя не сказать, каким чутким и одаренным человеком надо быть, чтобы так воспринимать и любить все то, что его окружает.

Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, в которой были и раннее сиротство, и бедность, и скитания, Николай Рубцов самые прекрасные, задумчивые строки посвятил Родине. Во всей его поэзии душа, возвышенная сила, которая соединяет человека с природой, с Родиной.

 - Вспомните, какие чувства охватывают вас, когда вы бываете на природе?

Если бы у вас сейчас в руках были краски, в какие цвета вы бы раскрасили свои ощущения? 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Отвечают, к повести И.С. Тургенева «Ася».

Внимательно слушают учителя.

Личностные УУД:

-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие с учителем;

-осознание познавательной задачи.

II. Мотивация к изучению нового материала

- Вспомните, какие темы, в основном, звучат в творчестве поэтов 20 века? О чем были стихи А.Блока, А Ахматовой, С.Есенина, которые мы читали на прошлых уроках? (о Родине и родной природе)

Вот и сегодня у нас пойдет разговор о человеке, который оставил после себя замечательные стихи о родном крае, который очень любил.

- Кто знает, чьи это строки?

  1. Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек…

  1. В  горнице моей светло-

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

  1. Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром.

- Из какого произведения эти строки?

- Ребята, как вы думаете, какова сегодня тема нашего урока?

- Какие цели поставим на урок?

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

По строкам, отгадывают автора

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, умение строить речевое высказываний.

III. Актуализация опорных знаний урока

- Начнем беседу со стихотворения Станислава Куняева «Памяти поэта», которое посвящено Н.М.Рубцову (отрывок):

Он точно знал,

Что счастье – это дым

И что не породнишь его со словом,

Вот почему он умер молодым

И крепко спит

в своем краю суровом,

на вологодском кладбище своём

в кругу теней

любимых и печальных….

А мы ещё ликуем и живем

В предчувствии потерь

Уже недальних.

А мы живём ,

И каждого из нас

Терзает все,

Что и его терзало,

И потому,

Пока не пробил час,

Покамест время нас не обтесало,

Давай поймем,

Что наша жизнь – завет,

Что только смерть развяжет эти узы –

Ну, словом, все,

Что понимал поэт

И кровный сын жестокой русской музы.

Рассказ о Н. М. Рубцове.

- Трагически короткой была жизнь светлого и прекрасного поэта Николая Рубцова.

Открывая сегодня этого поэта, мы невольно возвращаемся к воспоминаниям тех людей, которые его хорошо знали. Среди них – и Глеб Горбовский, известный ленинградский поэт.

«Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией – непридуманной , органической. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также истин…Время от времени…звучали голоса яркие , неповторимые. И все же хотелось Рубцова…Кислородное голодание без его стихов – надвигалось …Долгожданный поэт. И в то же время – неожиданный».

-А теперь давайте вспомним то интересное из биографии поэта, что вы нашли дома самостоятельно.

- Воспоминания Виктора Астафьева:

«В день сороковин мы, друзья и земляки поэта, собрались на кладбище. Под дощатой пирамидкой глубоко и тихо спал поэт, который так пронзительно умел любить свою землю и высоко петь о ней, а вот своею совсем не дорожил.

Кладбище, где он лежит, новое – здесь ещё недавно был пустырь, нет здесь зелени, и деревья ещё не выросли, на крестах сидят вороны.

Возле стандартных пирамидок позванивают железными листьями стандартные венки, а кругом горят, переливаются голубые снега и светит уже подобревшее, на весну повернувшее солнце. И не верится, не хочется верить, что нет его с нами и никогда уже не будет, и мы не услышим его прекрасную ,до половины только спетую песню…

Разговоры о том , что поэты уходят , а стихи остаются, - мало утешают.

Настоящего поэта никто не сможет заменить на земле. Песню, которую не допел Н.М.Рубцова, никто не споёт. Он унес свои песни с собой…».

Слушают учителя.

Зачитывают факты их биографии поэта.

Н.Рубцов родился 3 января 1936 года в с. Емецк Архангельской области. Став 4 ребенком в семье. К 1941 году семья перебирается в Вологду.

В июне 1942 г. умирает мать поэта, отец до 1944 года находился на фронте, по возвращении с войны обзаводится новой семьёй, поэтому дети считают его погибшим. Старших детей забирают родственники , а Николоя и его брата отправляют в октябре 1943 года в дет.дом в с. Никольское Тотемского района, где он начинает учиться. Слайд 4 (дет.дом) – 5 (с воспитателями)

Закончив в 1950 году семилетку, делает попытку поступить в Рижское мореходное училище (мальчика всегда влекла к себе морская стихия), вернувшись в Николу. Учится 2 года в лесотехническом техникуме. Получает паспорт и отправляется странствовать по России: Архангельск, Кировск, Ташкент, Вологда, Никола, Приютино – география его путешествий. С 1955 года служит на корабле Северного флота.

Послушаем воспоминания Валентина Сафонова: (ученик читает) годы нашей флотской юности Рубцов был общительным человеком. С отчаянной смелостью врубался он в любой разговор о литературе, тем паче о поэзии. Если сам читал стихи или вслух размышлял о чьих – то – тут Колю слушать не переслушать. И замыкался он лишь в том случае. Когда невзначай или с назойливым интересом касались начал его жизни…В душе его постоянно жила огромная, невыразимой силы, негаснущая тоска по родительской ласке , которой он, осиротев в младенчестве. Не запомнил, тоска по отчему крову над головой, которого никогда не было в его жизни»

Ко времени службы на флоте относятся первые публикации Рубцова во флотских сборниках. В 1962 году зачислен на первый курс Литературного института в Москве.С 1964 года начинаются публикации стихов в журналах: «Юность», «Молодой гвардии», «Октябре»

С 1965 года учится на заочном отделение, выпускает первую книгу – «Лирика». К 1967 году выходит сборник «Звезда полей».

В 1969 году заканчивает учёбу в институте.

В 1969 – 1970 поэт активно сотрудничает со многими газетами и журналами, работает лит.консультантом, выпускает 2 книги : «Душа хранит», «Сосен шум».

В 1970 году пишет пророческое стихотворение «Я умру в крещенские морозы…». (Читает учитель).

        

Я умру, когда трещат березы

А весною ужас будет полный:

На погост речные хлынут волны!

Из моей затопленной могилы

Гроб всплывет, забытый и унылый

Разобьется с треском,

                                     и в потемки

Уплывут ужасные обломки

Сам не знаю, что это такое...

Я не верю вечности покоя.

Умер 19 января в 1971 года.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней.

Личностные УУД:

осознание необходимости самосовершенствования, выражение    желания осваивать новые знания.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

-Конец 50- 60- х годов – время интенсивных поисков, многочисленных полемик, споров о дальнейших путях развития литературы.

В литературе наметилось размежевание, появились 2 группы: «городская» («эстрадная») поэзия и группа «поэтов от земли» («тихая» лирика).

 «Тихую лирику» писал Рубцов.

Строки его стихотворений дышат любовью к родине. Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь – основа его творчества.

- Послушайте одно из стихотворений Рубцова. Учитель наизусть под музыку читает стихотворение «Звезда полей»

-О чём стихотворение? Какова его основная тема?

- Найдите строки, слова, которыми поэт рисует «малую родину».

- Какие слова непонятные встретились? Проведем словарную работу.

-Объясните значение слов и выражений, которые встретились в стихотворении:

«полынья», «мгла заледенелая», «в минуты потрясений» (учащиеся работают со словарями С.Ожегова; Толковым словарем (лексические значения слов фиксируются в тетрадях, на доске)

-Какие художественные приёмы, средства выразительности автор использует, чтобы передать любовь к родной земле?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Проводят словарную работу. Работают со словарем.

Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

- Прочитайте самостоятельно это стихотворение.

Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине?

Какое значение имеет название стихотворения?

Что в приведенных строках символизирует звезда?

Какую картину рисует Н.Рубцов в этом стихотворении? Когда горит звезда? Где горит звезда?

Для кого горит «звезда полей»? Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? Где же звезда «восходит ярче и полней»?

Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине?

Какой главный образ вы видите в стихотворении?

В четвёртой строфе обратите внимание на слово «здесь» - это где?

От чего счастлив лирический герой?

«И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей!...»

Читают произведение самостоятельно.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Личностные УУД:

понимание эмоций других людей, умение сочувствовать, сопереживать;

Коммуникативные УУД:

умение осмыслять полученную информацию;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Рефлексия учебной деятельности

- Почему  же Рубцова считают одним из замечательных поэтов 20 века?

- Какова основная тема его лирики?

Слушают учителя,  отвечают на вопросы и делятся впечатлениями.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. 

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII. Подведение итогов

- Составим синквейн – выразим свое отношение к поэзии Н.Рубцова и к стихотворению «Звезда полей»

2.Как вы думаете, мы справились с задачами, которые ставили для себя в начале урока?

Вывод: стихи Н. Рубцова наполняют нас добрым светом, И звезда его души, его поэзии будет светить нам в пути. Звезда - символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.

А почему не просто звезда, а звезда полей? Именно образы родных полей, холмов, зимней полыньи, спящего леса представляют родину Н. Рубцова. Именно эти места становятся центром вселенной для него. Именно здесь он может жить в гармонии с собой, с окружающими.

Пусть и в ваших сердцах останутся навсегда уголки природы родного края. 

– Умницы! Вы очень продуктивно потрудились на уроке, давайте приступим к выставлению оценок.

Составляют синквейн. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.

Слушают оценки, участвуют в их комментировании.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов.

VIII. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Н.М. Рубцов «Звезда полей»

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Прощаются с учителем.

Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания.

Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу.

Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...