«Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»
консультация

Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Информация о том, каким должно быть наполнение речевого центра в группах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnashchenie_tsentra_rechevogo_razvitiya_v_dou.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Центр развития ребёнка д/с «Улыбка» МБОУ

Моглинская СОШ Псковского района»

«Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»

Учитель-логопед

Ольгина Е.В.

д. Неёлово, 2022 год

«Оснащение центра речевого развития в ДОУ»

«Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы

воспитания в детском саду… в пустых стенах ребенок не заговорит»

Е.И.Тихеева

Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие. Полноценное развитие детей в любой из этих областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как ребёнок учится общаться.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Наполнение речевого центра должно отражать все

направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребѐнка;

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам

словообразования, формирование грамматически правильной речи);

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);

- подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

- знакомство с художественной литературой.

Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Литературный центр

Возрастная группа

Оснащение книжного уголка

1 младшая

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

  1. книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
  2. книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
  3. книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  4. книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
  5. музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
  6. книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
  7. предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми

сюжетами.

2 младшая, средняя

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг:

  1. книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
  2. книги с обычной листовой структурой;
  3. эстампы на темы русских народных сказок.

сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Средняя

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу):

  1. книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
  2. альбомы дополняются по темам: «Российская армия»,

«Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

  1. открытки для рассматривания по произведениям;
  2. портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;
  3. тематические выставки «Сказки», «Времена года»,

«Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

материал для ремонта книг

Старшая

  1. 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
  2. портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;

3) книги, рекомендованные программой;

  1. книги – самоделки, состоящие из рассказов детей,

записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;

  1. энциклопедии («умные» книжки), словари;
  2. «Толстые» книжки;
  3. альбомы или иллюстрации дополняются тематикой о Родине, технике, космосе и др.;
  4. наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
  5. портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин и др.);
  6. тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на

заданную тему (1 раз в квартал).

Подготовительная

к школе

Количество книг в уголке не регламентировано.

  1. книги на различную тематику (рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
  2. 2-3 сказочных произведения;
  3. стихи, рассказы, направленные на формирование

гражданских черт личности ребѐнка, знакомящие его с историей нашей родины, с еѐ сегодняшней жизнью;

  1. издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  2. весѐлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В.

Драгунского, Э.Успенского и др. писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

  1. книги, которые дети приносят из дома;
  2. книги на школьную тематику;
  3. портреты известных детских писателей, поэтов.

В книжном уголке подготовительных групп может быть библиотечка

книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребѐнка, учѐтные карточки на каждую книгу и др.)

Речевой центр

Возрастная группа

Наполняемость речевого уголка

Младший

дошкольный возраст

  1. Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам и для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детѐнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.
  2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
  1. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
  2. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
  3. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
  4. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)
  5. Лото различного типа («Домашние животные и птицы»,

«Дикие животные» и др.).

  1. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).
  2. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др.
  3. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.

11. Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.

Средний

дошкольный возраст

  1. Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
  2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
  3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
  4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
  5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
  6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
  7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
  8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
  9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
  1. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
  2. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
  3. Набор кубиков с буквами.
  4. Набор карточек с изображением предмета и названием.
  5. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).
  6. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности
  7. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др.
  8. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.
  9. Пособия для развитие мелкой моторики: массажные

мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др

Старший

дошкольный возраст

  1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания: (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.).
  2. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);
  3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
  4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
  5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
  6. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте
  7. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности
  8. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные

снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из

фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»;

«Загони мяч в ворота» и др.

  1. Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры- шнуровки и др.
  2. Аудиозапись со звуковыми эффектами.

10. Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр.

В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, театра бибабо, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр- драматизаций и др. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется в соответствие с тематикой недели (лексической темой).

Атрибутом речевого уголка может быть игровой персонаж (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.). Можно придумать название центра.

Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Веселый зоосад», «Аптека» и др.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО Методическое пособие" / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. (Управление детским садом).

  1. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство- Пресс», 2005. – 192 с.

  1. Интернет-ресурс: Леонтьева Е. В. Предметно – пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО.

  1. Интернет-ресурс: Новикова А. Предметно-развивающая среда для познавательно-речевого развития воспитанников

Содержание речевого уголка:

  • картотека артикуляционных упражнений;
  • комплект зеркал (с ручкой);
  • картотека дыхательных упражнений;
  • картотека пальчиковых игр;
  • картотека оздоровительных пауз (динамических);
  • предметы для поддувания;
  • дидактические игры на обогащение словаря;
  • дидактичесике игры на развитие грамматического строя речи;
  • дидактические игры на развитие связной речи;
  • дидактические игры на совершенствование ЗКР;
  • дидактические игры на развитие фонематического слуха;
  • картотека словесных дидактических игр по всем разделам;
  • предметы, игры на развитие мелкой моторики;
  • массажные мячики и картотека упражнений с ними;
  • символическое отображение разделов в цветовой гамме.

Дидактический материал в речевом уголке

материал по развитию артикуляционной моторики:

  • предметные картинки-опоры,
  • артикуляционные уклады-схемы,
  • артикуляционная гимнастика в альбомах,
  • артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
  • стихи;
  • ватные диски, палочки;

пособия для развития дыхания:

  • шарики,
  • султанчики,
  • колокольчики,
  • вертушки,
  • картотека дыхательных упражнений,
  • дыхательная гимнастика;
  • кораблики и т.п.;
  • бумажные снежинки;
  • карандаши;
  • колокольчики из фольги на ниточке и т.д.;

пособия для развития мелкой моторики:

  • сухой бассейн,
  • массажные валики,
  • мячики, прищепки,
  • трафареты,
  • пальчиковые игры,
  • шнуровки;
  • различный материал для составления букв (камушки и т.п.);

материал по звукоподражанию:

  • шумовые инструменты;
  • звуковые коробочки;
  • детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабан, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.;
  • предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
  • звуковички гласных и согласных звуков;
  • домики для твердых и мягких звуков;
  • индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;
  • звуковые дорожки, звуковая лесенка;
  • альбомы по слоговой структуре слова;

игры и пособия по автоматизации звуков:

  • мелкие игрушки;
  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • разные виды театров;
  • альбомы на звуки;
  • чистоговорки;
  • стихи, потешки, скороговорки;

игры по лексике и грамматике:

  • предметные картинки по лексическим темам;
  • игры (дидактические, словесные, настольно-печатные и т.п.);

игры по развитию связной речи:

  • серии сюжетных картинок;
  • разные виды театра;
  • стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки;
  • библиотека детских книг;

материал по обучению грамоте:

  • магнитная доска;
  • наборы магнитных букв;
  • кассы букв и слогов;
  • кубики «Азбука в картинках»;
  • кубики учись читать;
  • умные кубики;
  • слоговые кубики;
  • счетный материал;
  • звуковички гласных и согласных;
  • домики (твердость и мягкость);
  • пособия для звукобуквенного анализа;
  • схемы-слов, предложений;
  • звуковые дорожки;
  • звуковая лесенка;
  • альбомы по слоговой структуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

Всероссийский конкурс Блиц-олимпиада: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Всероссийский конкурс "Доутесса"Блиц-олимпиада: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"Важность осуществления комплексного подхода к коррекции речевых нарушений у ...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...

Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»

Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»...

Изучение методов диагностики речевого развития обучающихся 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС ОВЗ.

В этой статье можно ознакомиться с современными способами диагностики речевого развития учащихся начальной школы....

Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере пр...