Изучение методов диагностики речевого развития обучающихся 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС ОВЗ.
статья по логопедии

Иванова Анна Петровна

В этой статье можно ознакомиться с современными способами диагностики речевого развития учащихся начальной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение методов диагностики речевого развития обучающихся 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС ОВЗ.

Цель диагностики речевого развития обучающихся: контроль за динамикой развития устной и письменной речи учащихся с ОВЗ (ТНР) начального звена на различных этапах обучения.

Задачи диагностики речевого развития обучающихся:

  • выявить развитие фонематического восприятия;
  • определить состояние артикуляционной моторики;
  • выявить степень сформированности слоговой, звуковой структуры слова;
  • выявить уровень сформированности звукопроизношения;
  • определить уровень сформированности языкового анализа и синтеза;
  • определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;
  • выявить уровень владения значением лексических единиц;
  • выяснить характер лексических ошибок;
  • выявить уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи;
  • выявить уровень понимания грамматических единиц и конструкций;
  • выяснить характер грамматических ошибок;
  • выявить уровень сформированности связной речи.

Экспресс – диагностика предназначена для выявления особенностей речевого развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлыми нарушениями речи): качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля.

Диагностика устной и письменной речи детей с тяжелыми нарушениями речи разработана с учетом основных принципов диагностики. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно – моторные координации и пространственно – временные представления. За основу методики взяты речевые пробы экспресс – диагностики Т.А.Фотековой.

Нами предложены задания и разработаны к ним критерии в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Экспресс – диагностика включает восемь серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности.

1 серия – особенности сформированности фонематического слуха у детей с ОВЗ (ТНР).

2 серия – особенности двигательной сферы и состояние мелкой ручной моторики у детей с ОВЗ (ТНР).

3 серия – особенности состояния артикуляционной и мимической моторки у детей с ОВЗ (ТНР).

4 серия – особенности звукопроизношения у детей с ОВЗ (ТНР).

5 серия – особенности слоговой структуры у детей с ОВЗ (ТНР).

6 серия – особенности развития навыков словообразования у детей с ОВЗ (ТНР).

7 серия – особенности грамматического строя речи у детей с ОВЗ (ТНР).

8 серия – особенности связной речи у детей с ОВЗ (ТНР).

Необходимо обратить внимание на то, что у первоклассников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) нужно обследовать только устную речь. А ученикам 2 – 4 классов учитель – логопед предлагает самостоятельно выполнить отдельные задания, направленные на подтверждение той или иной формы дисграфии.

Из анализа данных письменных работ выявляется симптоматика нарушения навыков чтения у учеников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи). А также ведется учет специфических ошибок нарушения письма.

Исследование фонематического слуха

Включает пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.

          Предлагаемые задания первой пробы направленно на исследование возможности воспроизведения цепочек слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической практике этот прием традиционно используется для проверки фонематического восприятия. Однако при интерпретации результатов следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляются в инертности, «застревании» на каком – либо слоге: вместо ма – на – ма в этом случае ребенок воспроизводит ма – ма – ма или ма – на – на.

          Задание второй пробы направленно на исследование возможности воспроизведения цепочек слов с фонетически сходными звуками.

          Задание третьей пробы направленно на исследование возможности воспроизведения предложений. Данный прием дает возможность более точно сформировать представление о состоянии фонематического восприятия.

           Предлагаемое задание четвертой пробы направленно на исследование сформированности фонематических представлений. Обучающимся предлагается придумать слово, которое начинается с определенного звука.

          Задание пятой пробы направленно на исследование возможности фонематического анализа слов. Данный прием выявляет, в какой мере ребенок овладел понятие «звук» и навыками выделения звуков в словах.

Исследование двигательной сферы и состояния мелкой ручной моторики

Включает пробы¸ направленные на проверку умения ориентироваться в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив, на листе бумаги, зрительно – моторной координации.

Исследование состояния артикуляционной и мимической моторки

Включает пробы, направленные на исследование:

  • кинестетического и кинетического орального праксиса;
  • состояния мимической мускулатуры;
  • состояния мышечного тонуса и подвижности губ;
  • состояния тонуса языка и патологической симптоматики.

Путем выполнения 10 артикуляционных движений и цепочек движений по показу экспериментатора исследуется динамическая координация артикуляторных движений.

Исследование звукопроизношения

Включает пробы на исследование произношения звуков через отраженное проговаривание слов.

Предлагаемое задание первой пробы направленно на исследование произношения свистящих [с, с', з, з', ц], шипящих [ш, ж, ч, щ], сонорных [л, л', р, р'], задненебных [к, г, х] звуков, звук [й], случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения гласных звуков.

Задание второй пробы направленно на исследование навыка дифференциации звуков во фразе.

Исследование слоговой структуры

         Включает пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа.

          Известно, что стойким и плохо поддающимся коррекции признаком системной речевой патологии является нарушение слоговой структуры слова, т.е. количества и последовательности слогов в слове, ударности и строения отдельных слогов. На выявление соответствующих нарушений направлены речевые пробы данной серии.

          Задание первой пробы направленно на исследование возможности называния картинок. Обучающимся предлагается назвать картинки разной слоговой структуры.

          Предлагаемое задание второй пробы направленно на исследование возможности отраженного воспроизведения слов разной слоговой структуры.

          Предлагаемое задание третьей пробы направленно на исследование возможности воспроизведения предложений. Данный прием дает возможность более точно сформировать представления о состоянии слоговой структуры труднопроизносимых слов.

           Предлагаемые задания четвертой пробы направленно на исследование навыка слогового анализа слов. Обучающимся предлагается определить количество слогов в одно - , дву - , трех - , четырехсложных словах; подобрать слова на заданное количество слогов.

Исследование навыков словообразования

Включает пробы на исследование навыков:

  • образования уменьшительно – ласкательных существительных;
  • образования уменьшительно – ласкательных прилагательных;
  • образования относительных, качественных и притяжательных прилагательных;
  • образования названий детенышей животных;
  • словообразования профессий женского рода;
  • словообразования по дифференцированному типу.

Имя прилагательное — одна из наиболее абстрактных частей речи. Оперирование ею требует высокого уровня анализа, синтеза и обобщения. Умение использовать в речи прилагательные требует более быстрого формирования мыслительных операций.

Для детей с ОНР  задания на словообразование очень сложны, при их выполнении отмечается инертность, когда ребенок пытается делать все пробы стереотипно (так, если салат из моркови — морковный, то суп из грибов — грибный, лист дуба — дубный, а березы — березный и т.д.). Очень часто, не зная нужной формы, дети прибегают к словотворчеству, которое при нормальном речевом развитии заканчивается к периоду школьного обучения.

Исследование грамматического строя речи

Включает пробы, направленные на исследование навыков словоизменения.

Образование формы существительного множественного числа в именительном и родительном падежах.

 Образование предложно – падежных форм.

 Задание, направленное на проверку падежного управления.

Согласование прилагательных с существительными и существительных с числительными, существительных с притяжательными местоимениями, глагола с существительными и местоимениями.

При выполнении речевых проб оценивается также синтаксическое оформление высказывания.

Исследование связной речи

Ученикам предлагаются три задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ по образцу.

Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кроме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти, а такие характеристики связной речи, как логичность, умение передать причинно – следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

Для того чтобы учесть, как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой: критерий смысловой ценности, критерий лексико – грамматического оформления высказывания и критерий самостоятельности выполнения задания.

При выполнении заданий учитывается:

  • пропуск важных мыслей;
  • пропуск, искажение, добавление фактов;
  • нарушение логической последовательности;
  • возвращение без необходимости к одному и тому же факту;
  • неумение находить границы предложения в тексте;
  • нарушение порядка слов в предложении, приводящее к искажению или затемнению смысла;
  • повторение одних и тех же слов, но не вызванное необходимостью;
  • пропуск главных членов предложения;
  • нарушение управления и согласования слов в предложении;
  • неправильное или неточное употребление слова;
  • местоименное удвоение подлежащего;
  • употребление глагола в не соотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид.

Экспресс – диагностика письменной речи детей с тяжелыми нарушениями речи 2 – 4 классов содержит задания и пробы, которые выявляют не только орфографические и дисграфические (оптические, акустические, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматические) ошибки, но и состояние навыков чтения, а также выявляют наличие дислексических ошибок.

При исследовании навыков чтения учитываются: способ чтения, правильность чтения (замены букв, нарушения звуко – слоговой структуры слов, ошибки угадывания, грамматические ошибки), выразительность чтения, сознательность чтения, скорость чтения, ошибки при пересказе прослушанного текста.

При исследовании навыков письма ученикам предлагаются слуховые и зрительные диктанты, которые оцениваются в отдельности и учитывают навыки: ограничения речевых единиц (предложения, слова, части текста), ошибки звукового анализа (вставки, перестановки, пропуски, контаминации и упрощение структуры слова), обозначение мягкости согласных, персеверации, антиципации, орфографические ошибки, аграмматизмы (словообразование, согласование, управление и предлоги), смешение букв (по акустико – артикуляторному сходству, по оптико – кинестетическому сходству).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты диагностики речевого развития учащихся 1х классов.

Презентация к семинару по приемственности между ДОУ и школой. На слайдах представлены результаты диагностики на начало учебного года, выявленные наиболее часто встречающиеся нарушения в речевом развит...

Программа «Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»

Программа«Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»...

Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.

В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....

Диагностика речевого развития обучающегося с ЗПР

Представляет собой диагностическую карту речевого развития обучающегося, заполняющую учителем-логопедом на начало, середину и конец учебного года, а также содержит методику изучения уровня речевого ра...

Координация и взаимодействие специалистов и педагогов по обеспечению коррекции речевого развития обучающихся с ОВЗ методами двигательной активности.

Координация и взаимодействие специалистов и педагогов  по обеспечению коррекции речевого развития обучающихся  с ОВЗ методами двигательной активности....

«Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»

Речевое развитие дошкольника - важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Информация о том, каким должно быть наполнение речевого центра в группах....