Система работы с одаренными детьми
статья

Статья посвящена изучению особенностей одарённых детей младшего школьного возраста. Основные подходы к обучению одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti_1.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С.Губина

МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»

E.S. Gubina

Lyceum 28, Yoshkar-Ola

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

System of work with gifted children

Аннотация: статья посвящена изучению особенностей одарённых детей младшего школьного возраста. Основные подходы к обучению одарённых детей.

Abstract: The article is devoted to the study of gifted children of primary school age. It examines the basic approaches to teaching gifted children.

Ключевые слова: одарённость, ускоренное развитие, углублённое изучение отдельных дисциплин, обучение с выходом за рамки традиционных тем, использование оригинальных объяснений.

Key Words: giftedness, accelerated development, advanced study of separate subjects, education beyond traditional topics, usage of unique explanations.

Одарённые дети – богатство каждой страны. Именно на этих детей общество возлагает надежду на решение актуальных проблем современности. Поэтому задача выявления, развития и поддержки талантливых детей актуальна всегда.

Сегодня большинство психологов признаёт, что одарённость – это результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. Одарённые дети отличаются широтой восприятия мира, у них хорошо развита речь, они обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач. Мозг одарённых детей находится в постоянной работе. Они не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одарённые дети имеют математический склад мышления, могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме (задаче), умеют учиться. У одарённых детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают. (Роман, ученик 2 класса, с удовольствием читал учебник географии за 6 класс. В 3 классе писал вместе с отцом Всероссийский географический диктант в аудитории ПГТУ и во всеуслышание заявлял, чтобы отец у него не списывал). Им присуща высокая организованность и, как следствие, самоуверенность. Они хорошо понимают юмор, но часто им присуще чувство страха, недовольство собой. У них своя позиция, которая отличается от общепринятой. Основными отличиями одарённых детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового. У одарённых и талантливых детей активность мозга значительно выше. И в то же время они порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников. И это объяснимо: для них характерна стандартная ситуация, когда в беседах они прерывают собеседника, поправляют его, демонстрируя свои собственные знания, а иногда даже превращая окружающих в предмет насмешек.

В обучении одарённых детей применяют 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ.

 УСКОРЕНИЕ позволяет учесть потребности и возможности этой категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с осторожностью, так как систематическое применение ускорения в форме раннего поступления в первый класс или перепрыгивание через класс (из 2 в 4 класс) имеет как результат более раннее окончание школы, что влечет за собой проблемы социально-психологического характера. Позитивным примером такого обучения могут быть летние и зимние лагеря, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам. И это практикуется в старшем звене нашего лицея.

УГЛУБЛЕНИЕ эффективно по отношению к детям, у которых особый интерес к той или иной области знаний. Предполагается более глубокое изучение отдельных дисциплин. Это школы с углублённым изучением предметов и профильные классы, где обучение ведётся по углублённым программам. Положительные стороны этого подхода: высокий уровень компетенции, благоприятные условия для интеллектуального развития. Но применение углублённых программ не может решить всех проблем.

1) Не все дети с общей одарённостью достаточно рано проявляют интерес к той или иной сфере знаний, их интересы носят зачастую широкий характер. Профильные классы в нашем лицее открываются с 5 класса. Родители наших четвероклассников часто говорят, что они ещё не готовы сделать осознанный выбор профиля по окончанию начальной школы. И в качестве эксперимента было бы неплохо провести отборы после 5 класса или после 6.

2)Углублённое изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию.

3)Программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объёма учебного материала, могут привести к перегрузкам, физическому и психическому истощению. Эти недостатки снимаются при обучении по обогащённым программам.

ОБОГАЩЕНИЕ - подход ориентирован на иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами или предметами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью. Обогащённая программа предполагает обучение детей разнообразным приёмам умственной работы, обеспечивает индивидуализацию обучения за счёт использования дифференцированных форм. Такое обучение осуществляется в рамках инновационных образовательных технологий, через погружение учащихся в исследовательские проекты. Эту работу начинаю в 1 классе, показываю детям интересные проекты и говорю, кто их сделал. У детей загораются глаза. В конце 1класса приглашаю заинтересованных родителей на школьную научно-практическую конференцию «Академия Почемучек». А дальше начинается работа. Предлагаю выбрать тему, которая интересует ребёнка. Всё строится на интересе ребёнка к работе и заинтересованности в успехе ребёнка родителя. Первый раз готовую работу показываем в классе, исправляем недочёты и показываем ребятам в начальной школе. Оттачиваем своё мастерство и идём на конкурс. На других смотрим, себя показываем.  И если победа – радости нет конца! Во 2 классе Аня Е. погрузилась в  проект «Волшебные магниты». Это разве не выход за рамки традиционных тем? Это разве не установление связи с разными предметами? Конечно, «ДА». В 3 классе Аня работала над проектом «Альтернативная энергия», а в 4 классе - «Чудеса люминисценции».

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений. Такие программы не существуют как самостоятельные, они являются компонентами обогащённых программ. Учитывая психологические особенности одарённых детей, важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения. Технология проблемного обучения широко используется в учебнике Вахрушева «Окружающий мир». Уроки, которые начинаются с проблемного вопроса - это поле для деятельности талантливого ребёнка. И он обязательно решит проблему. Решать проблему лучше сообща. И на помощь приходит групповая работа. Одарённые дети в этом виде работы берут на себя роль исследователя, роль руководителя группы. За таких детей одноклассники «горой стоят», зная, что результат не заставит себя ждать и группа с заданием справится.         Два последних подхода – обогащение и проблематизация - являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одарённых детей.

Одарённые дети в классе - это победители городской олимпиады младших школьников по русскому языку и по окружающему миру, это призёры и победители Республиканской олимпиады им.А.М.Красникова, это победители  республиканских научно-практических конференций «Моя страна – моя Россия», «Александровские чтения», «Я – исследователь». Всё это было бы невозможно без помощи и поддержки родителей.

Литература:

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать -М., 2004.- 139с.
  2. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики - М.: Школа-пресс, 2005.- 127с.
  3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Академия, 2004.- 232с.

Авторская справка: Губина Елена Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №28 г. Йошкар – Олы», frolova_elena1972@mail.ru.

Autchor’s Bio: Gubina Elena Sergeevna, primary school teacher, Lyceum 28, frolova_elena1972@mail.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

Система работы с одаренными детьми

Описание системы работы с одаренными детьми...

Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."

В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...

Система работы с одаренными детьми

Творческий учитель должен не только заниматься «посадкой семян», но и бережно выращивать в каждом ребёнке  способность мыслить, чувствовать, любить....

«Современное образование. Система работы с одаренными детьми»

«Нельзя кого – либо изменить, передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека»К. Роджерс...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...