"Групповая работа как способ формирования коммуникативной компетентности"
статья

Попова Алена Сергеевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая работа как способ формирования коммуникативной компетентности

Одной из важных структур общеучебной компетентности младшего школьника является коммуникативная компетентность. Она формируются благодаря учителю, который своим собственным общением задает эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работе в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.

   Целью групповой работы является развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. В ходе данной работы решается ряд учебных и воспитательных задач:

– увеличивается объём усваиваемого материала;

– на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени;

– ученики испытывают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– увеличивается познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

   В процессе ведения групповой работы выделяются следующие элементы:

  • подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, постановка проблемной ситуации, инструктаж учителя);
  • раздача дидактического материала;
  • планирование деятельности в группе (определение способ решения, распределение обязанностей);
  • индивидуальное выполнение и обсуждение результатов задания;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы (вся группа отчитывается ученику, назначенному учителем; вся группа отчитывается учителю; отчитывается представитель группы);
  • отчет о работе групп.

Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, был в пределах доступности всех участников.

Способы расстановки мебели для групповой работы могут быть следующими:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/537182/img1.gif

Картинки по запросу расстановка парт для групповой работы

При этом важно помнить, что особое внимание при групповой работе необходимо уделять формированию групп. Именно от правильно и удачно организованной группы будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, но формировать многочисленные группы все-таки не рекомендуется, т.к. в ней не обеспечивается активная работа всех участников.

Учитель во время групповой работы выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, корректирует работу группы и отдельных учащихся.

Групповая форма работы на уроке применяется для решения почти всех основных дидактических задач. Так, в своей работе я использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, мозговой штурм, разделение класса на группы в ходе проведения нетрадиционных уроков (урок-конференция, урок-путешествие и т.д.)

Преимущества групповой работы в том, что:

  1. Происходит приобщение к важным навыкам жизни (умение слушать, умение работать сообща для достижения общей цели, умение разрешать конфликты и т.д.)
  2. Групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели.
  3. Групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают       внимание ученика и его включенность в работу.
  4. В ходе групповой работы учащиеся учатся обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища.
  5. Воспитывается взаимоуважение.
  6. Групповая работа предоставляет возможность каждому ребенку высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других, т.е. у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения.
  7. В работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности  к другим.   
  8. Групповая работа дает каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера.
  9. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
  10.  Обеспечивается единство воспитания и обучения.
  11.  Между учениками и учителем формируются доверительные отношения.
  12.  Упрощается процедура проверки работ учителем.

Дети – это будущие взрослые. Именно поэтому любой детский коллектив можно считать моделью будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

Поэтому считаю использование групповой работы в образовании и воспитании детей обоснованным и актуальным.

Список литературы

  1. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. Яр., 2004
  2. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000
  3. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.
  4. Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...

"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Готовность к сотрудничеству, развитие способности  к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы &nda...

Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать во...