Рабочая программа внеурочной деятельности «Кукольный театр»
рабочая программа (2 класс)

Мария Александровна Чушкина

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukolnyy_teatr.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи,

 Глушинская основная общеобразовательная школа — филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Косихинская средняя общеобразовательная школа имени А.М. Топорова»

Утверждено методическим советом школы

Протокол

___ от «____» ________ 201__ г

Согласовано:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________ /__________________

«____» ________ 201__ г

Утверждаю:

Директор школы ________Н.А. Костенкова

Приказ № ______ от ______ 201__г

Рабочая программа внеурочной деятельности «Кукольный театр»

направление:  общекультурное

2 класс

(1час в неделю, всего 34 часа)

                                                                                                                                                 

    Составитель: учитель начальных классов Чушкина М.А.,

                                                                                                                         учитель первой квалификационной категории

                                                                                                                                                 

с. Глушинка

2019 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класса составлена на основе следующих документов:

         1.ФГОС НОО;

        2.Положение о рабочей программе курсов внеурочной деятельности МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»»;

        3. Учебный план Глушинской ООШ – филиала МБОУ «Косихинская СОШ имени А.М. Топорова»

        Программа  составлена для учащихся 2 класса. Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

         Цель программы:        

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;

      -воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

         Задачи программы:

  • Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
  • научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни; 
  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

 Основные принципы        

В основу курса  положены:

  1. тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  2.  обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы».  Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.
  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
  • построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и  ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
  • использование кукол разных систем: рисованных кукол (театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол-марионеток, «кукол»-людей. «Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей.
  • создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

             -  обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;

       - переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

    - технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

       - устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

       - насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

       - создание художественной среды

     Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности.

     Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на      мировоззрение человека.

Художественная среда в кукольном театре это:

       - помещение, где красиво и уютно, где стены  в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;

      - музыкальное оформление занятий, пьес.

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие.

Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме.

Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.

      Планируемые результаты

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Требования  к  результатам  освоения.

Год обучения

 -Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.

    - Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций,   темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.

    -Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных  кукол.

Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.

Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.

Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов: выступления перед зрителями - родителями, одноклассниками, участие в городских и районных фестивалях. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Формы проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • выступление

Формы и методы работы:

 Работа с куклой- процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

Процесс обучения построен от простого к сложному.

На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать

возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.

 Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

-постановку целей и объяснение задач;

 - создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);

-изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

-доступности-«от простого к сложному»;

-наглядности;

-индивидуального подхода к каждому ученику;

-организации взаимопомощи в выполнении работ;

-многократного повторения.

 В зависимости от способностей ученика, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

 По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.

 В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.

         На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

      Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

     Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания  детей, помогающие устранить телесные и  психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

      Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

      Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Учебно-тематический план

 

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

2

1

1

2

Устройство ширмы и декорации

3

1

2

3

Виды кукол и способы управления ими

6

1

5

5

Особенности работы кукловода

2

1

1

Генеральная репетиция. Спектакль

4

0,5

3,5

6

Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

3

1

2

Работа с перчаточными куклами

4

0,5

3,5

8

Выбор пьесы и работа над ней

6

1

5

9

Генеральная репетиция. Спектакль

4

0,5

3,5

Всего

34

7,5

26,5

Содержание  программы

1.        Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2.        Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

3.   Виды кукол и способы управления ими

     Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

4. Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.

5.Особенности работы кукловода        

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.

6. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.                                                                              

   Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

7.        Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

8.        Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

7.        Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.

Примеры театральных игр.

  1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
  2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего  соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
  3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

      Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

     Этюдный тренаж включает в себя:

  • этюды (упражнения) на развитие внимания;
  • этюды на развитие памяти;
  • этюды на развитие воображения;
  • этюды на развитие мышления;
  • этюды на выражении эмоций;
  • этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционнаягимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговор ок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  • этюды на выразительность жеста;
  • этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
  • этюды на отработку движений кукол различных видов.

     Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.  Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.

 

Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Название методик.

Что отслеживается.

«Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и инициативы учащегося

(Л. В. Байбородова)

Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

2. Методика:

“Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков;

3. Методика: “Самооценка эмоционального состояния”.

Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

4. Методика: “Личностный рост”.

Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре

5. Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”.

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

необходимость  выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Характеристика деятельности

Дата

Формы внеурочной деятельности

1

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей  кукольного театра  в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности театральной терминологии. Беседа о  разновидностях  кукол: 1.-перчаточная  кукла и ее виды

2.-тростевая  кукла  -  эффектнее  перчаточной,  её руки длиннее  и сгибаются  в  локте..  3-   марионетка-  кукла, управляемая  с  помощью  нити. 4-большая напольная  кукла.  Знакомство с  основными  театральными   терминами:

- антракт-  промежуток   между  действиями  спектакля.

- бутафория – предметы  и украшения,  имитирующие  подлинные.

- декорации  ( от латин.- украшение)- худ.оформление  действия   на  ширме.

- мизансцена – определённое расположение  декораций,  предметов и  действующих   лиц  на сцене   в  отдельные  моменты  спектакля.

- монолог-  речь  одного  лица.

- папье-маше-  способ  изготовления   кукол  с помощью   пластилиновой   формы, оклеивоемой   бумагой.

- реквизит-  вещи и предметы, используемые  по  ходу действия  спектакля.

- репертуар- спектакли,  идущие  в  определённый   промежуток   времени.

- ширма-  сцена  кукольного  театра.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

06.09

Занятие кружка

2

Особенности театра «Петрушка»

Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Техника безопасности. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видио фрагмента  и  его последующий анализ.

13.09

Занятие кружка

3-4

Устройство ширмы и декорации

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

Первичные навыки работы с ширмой. д.).

20.09

27.09

Занятие кружка

5

Речевая  и пальчиковая гимнастика.

Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая  и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

04.10

Занятие кружка

6

Изготовление декораций

 Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся)

11.10

Занятие кружка

7

Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

18.10

Занятие кружка

8

Работа с куклами- картинками

 Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками.

 “Превращении и перевоплощении” главное явлении театрального искусства.

25.10

Занятие кружка

9

Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем.

08.11

Занятие кружка

10

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1 классов . анализ.

15.11

Занятие кружка

11

Пальчиковый театр

     Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол- пальчиковые куклы.  Отбор спектакля. Голосовые модуляции

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

22.11

Занятие кружка

12

Изготовление пальчиковых кукол и декораций

 Изготовление пальчиковых кукол и декораций для спектакля

29.11

Занятие кружка

13

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика

06.12

Занятие кружка

14

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Артикуляция.

13.12

Занятие кружка

15

Движение куклы по передней стенке ширмы

Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.

20.12

Занятие кружка

16

Движение куклы в глубине ширмы

 Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

27.12

Занятие кружка

17

Движение куклы

Отработка навыков движения куклы.

17.01

Занятие кружка

18

Психологическая готовность актера

Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

24.01

Занятие кружка

19

Работа над спектаклем.  

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

31.01

Занятие кружка

20

Генеральная репетиция спектакля

Генеральная репетиция. Разбор спектакля

07.02

Занятие кружка

21

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ.

14.02

Занятие кружка

22-23

Посещение театра Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.                                                                              

   Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

21.02

28.02

Занятие кружка

24

Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей куклы перчатки.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий

Выбор пьесы.

06.03

Занятие кружка

25

Пробы ролей

 Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика . Работа со скороговорками.

13.03

Занятие кружка

26

Сценическая речь

Отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

20.03

Занятие кружка

27

Актерское мастерство

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.

03.04

Занятие кружка

28

Изготовление декораций

Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декараций, подбор музыкального оформления.

10.04

Занятие кружка

29

Соединение словесного и физического действия

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

17.04

Занятие кружка

30

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

24.04

Занятие кружка

31

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

08.05

Занятие кружка

32

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

15.05

Занятие кружка

33

Генеральная репетиция

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля.  Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

22.05

Занятие кружка

34

Спектакль

Организация и проведение спектакля учащимся начальных классов; Показ спектакля. Анализ спектакля.

29.05

Занятие кружка

Материально-техническое обеспечение программы

 Техническое оснащение занятий 

  • В кабинете имеется техническое оборудование: компьютер, принтер, проектор.
  • В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, имеется ширма.
  • В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.

Методическая литература:

Т.Н. Караманенко “Кукольный театр”  М. 2001;

газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;

Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.

 Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.

» И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010   

Лист корректировки внеурочной деятельности «Кукольный театр» 2класс (2019-2020 учебный год)

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Подпись зам. по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Театр"

В 2011году все школы перешли на новые ФГОС. Была введена внеурочная деятельность. Рабочая програма  курса "Театр"  рассчитана для обучающихся 1-4 классов.  Приложение можно скачать на с...

Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"

Данная программа предназначена для реализации ФГОС. Программа содержит пояснительную записку и КТП. Расчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш театр" 1 - 4 класс. УМК "Перспектива"

Программа разработана на основе Программ начального образования по литературному чтению Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной. ( УМК "Перспектива")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастерской «ТЕАТР ЮНОГО АКТЁРА» (основы театрального мастерства)

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствиис требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной п...

Программа внеурочной деятельности Кукольный театр

Программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста азам кукловождения....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки театра» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Уроки театра»  для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я+театр"

Рабочая программа предназначена для занятий в кружках внеурочной деятельности, способствует творческому развитию учащихся, их социализации, раскрывает внутренний потенциал обучающихся, воспитывает кул...