Задания по шахматам
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Хявгя Ольга Владимировна

На занятиях часто требуются дополнительные тренировочные задания как для закрепления, так и для изучения нового материала. Такие задания каждый учитель может разрабатывать самостоятельно в зависимости от цели их применения. Предлагаю часть задач, применяемых мною на уроках по шахматам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_shahmatam.docx342.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и задания по шахматам

Название игры, задания

Цель, действия учителя и ученика

"Два хода"

Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы. Он играет с педагогом следующим  образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

«Игра на уничтожение»

Важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

«Лабиринт»

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь»

За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Двойной удар»

Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие»

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита»

Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Один в поле воин"

Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Перехитри часовых"

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых"

Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Захват контрольного поля"

Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля"

Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры"

Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Выиграй фигуру"

Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности"

Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.

      

   

Задание 1.

Съешьте черным «конем» все белые фигуры, указывая направление движения (дидактическая игра «Один в поле воин», направленное на отработку хода и взятия фигуры):

Сохраненное изображение 2021-8-12_19-52-49.396

Задание 2.

Отметьте галочкой поле промежуточного хода «коня» и укажите направление его движения стрелкой:

Один промежуточный шагСохраненное изображение 2021-8-12_19-54-18.945


Задание 3.

Два промежуточных шага

  

Это помогает объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. Аналогичные задания используются на олимпиадах по математике.

Задание 4.

За какое наименьшее количество шагов можно переместить «коня» в поле  a1? (дидактическая игра «Кратчайший путь»). При выполнении заданий у  ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др.

Сохраненное изображение 2021-8-12_18-47-54.206

Задание 5.

За какое наименьшее количество шагов можно переместить «коня» в поле  a8?

Сохраненное изображение 2021-8-12_18-48-24.301

Задание 6.

Обведите кружком мишени для атаки и сделайте двойной удар конем (отработка тактического приема «двойной удар»)

1

2

3

12

22

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".

Разработка сценария мероприятия по шахматам....

Тестовые задания по шахматам

Тестовые задания предназначены для определения уровня освоения программного материала федерального курса "Шахматы - школе", второй год обучения...

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?

ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...

Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы

Картотека дидактических игр и заданий для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы...

Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».

Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...