"Профориентационная работа с учащимися с ТМНР в условиях обучения на дому"
материал

Наталья Анатольевна. Громова

Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_s_uchashchimisya_s_tmnr.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

 Профориентационная работа с учащимися с ТМНР в условиях обучения на дому.

                                                    Составитель: Громова Наталья Анатольевна

учитель - дефектолог

2021 г

Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями. 

Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений; а также средством адаптации в обществе по окончанию школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации процесса обучения детей с ТМНР. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу в развитии такого ребенка. 

Существуют определенные трудности в трудоустройстве лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения 8 вида: недостаточная информированность о мире профессий доступных этой категории детей, о содержании, характере и условиях труда в той или иной области, неустойчивость профессиональных интересов, несовпадение уровня притязаний и уровня возможностей.

Поэтому важной целью школы VIII вида является подготовка детей к сознательному выбору профессии.

Гипотеза: Система работы по профориентации поможет выпускнику с ограниченными возможностями здоровья легче адаптироваться в современном обществе.

Наблюдения за детьми в процессе  их взаимоотношения друг с другом, с родителями, в учебной и досуговой деятельности  заставили задуматься об их недостаточном понимании и знании профессий соответствующих их способностям и возможностям.

Как помочь ребенку в правильном жизненном выборе?

Следует выделить возникающие  противоречия, проблемы и вытекающие из них гипотезы.

Противоречие между системой обучения в условиях обучения на дому и необходимостью развития профессиональной трудовой направленности в обучении.

Проблема: поиск наиболее эффективных путей для развития  профессионального обучения старшеклассников с отклонениями в развитии.

Таким образом, тему опыта считаю актуальной и определяю цель работы – расширять знания о профессиональном обучении детей с нарушением интеллекта.

Ведущей педагогической идеей опыта является идея оказания максимальной помощи в выборе профессии, в соответствии со способностями, склонностями воспитанников и рынком труда. Реализации основной идеи могут способствовать идеи деятельностного и личностно-ориентированного подхода, которые являются ключевыми направлениями компенсирующих и корректирующих педагогических технологий.

В качестве ориентиров, условий, средств,  определяющих содержание деятельности педагога и ученика  опираюсь на следующие  принципы специальной педагогики.

1.    Принцип профессионального характера трудового обучения (обучение профессии).  Реализуется: больше времени на труд.

2.    Принцип  взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки.  Реализуется: направленность всех предметов на труд.

3.    Принцип  наглядности.  Предполагает: обогащение чувствами, познавательным опытом, овладение абстрактным понятием, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

4.    Принцип  связи трудового воспитания с жизнью.  Реализуется: в организации воспитательной работы в тесной связи с окружающей действительностью.  Предполагает – подготовку к самостоятельной жизни в обществе.

Цель: формировать трудовые знания, умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Система трудового воспитания, осуществляемая во время обучения, решает следующие задачи:

  • воспитание уважения к своему труду и труду других людей.
  • формирование трудовых умений и навыков по самообслуживанию.
  • развитие трудовых умений, умения планировать и организовывать свою работу.
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, чувства долга и ответственности, честности,
  • воспитание умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение и воспитание, включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

На основании анализа психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта рассмотреть специфику трудового воспитания учащихся надомного обучения специальной коррекционной школы (VIII вида).

За основу своего опыта я опиралась на предложенные материалы выдающихся педагогов: В. В. Выгодского, Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко, С. Л. Мирского, В. В.Воронковой и других. В основу всей воспитательной работы по трудовому воспитанию были положены следующие моменты: мотивы, один из ведущих видов деятельности, учитывались возрастные и психофизические особенности детей. Учитывая вышесказанное, я выделила приоритетные задачи в каждом звене:

Начальное звено:

Трудовое воспитание.

  • отработка навыков учебного поведения;
  • вооружение основными навыками самообслуживания;
  • формирование навыков трудовой деятельности.

Среднее звено:

Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.

  • ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
  • развитие алгоритма решения различных житейских проблем;
  • отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
  • охрана природы

Старшее звено:

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.

  • проф. Самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
  • трудовое воспитание;
  • жизнеобеспечение.

Весь воспитательный процесс построен с учётом выделенных задач и  основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой, в данных возрастных группах. За учителем  остаётся право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая индивидуальные возможности воспитанников.

В воспитательной работе трудовое воспитание представлено отдельным направлением. Данное направление состоит из определённой тематики, содержащей материал, как для бесед, индивидуальных занятий по формированию умений, навыков, способствующих трудовой деятельности.

Во время занятий  создаются особые  условия для трудового воспитания ребенка на основе способностей и физиологических особенностях ребенка. Здесь необходимо сказать о тесном сотрудничестве учитель-родитель.

Перечень критериев навыков сформированности трудового воспитания.

Начальное звено:

Владеет навыками  (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда:

  • чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ;
  • ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный);
  • содержать своё рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки спальни.

Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений:

  • умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать книгой;
  • любит читать (или чтобы ему читали);
  •  знает как вести себя на занятии;
  • может выполнять элементарные работы:  

убирать (всё очень качественно), мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать;

убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.

Старшее звено:

Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по дому, придомовой территории: убирать, мыть,  стирать, гладить чистить. Знает свои положительные и отрицательные черты, умеет давать себе правильную самооценку; умеет принимать и оказывать помощь; умеет понимать других и правильно их оценивать.

  • Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате;
  • Осознаёт связь между благополучием человека и его трудом;
  • Умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение;
  • Имеет представление о законах, о правах и обязанностях детей в нашей стране.
  • Владеет навыками самообслуживающего труда, умеет правильно планировать свой труд (уборка квартиры, помещений и т. д.);
  • Сформирована потребность трудиться, умеет оформлять документы необходимые для устройства на работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Профориентационная работа с учащимися во взаимодействии с социумом"

В данной презентации представлен отчет по теме самообразования....

"Коррекционная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья обучающимися на дому"

Статья посвящена поискам решения коррекционных проблем, актуальных в наши дни для коррекционного воздействия, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов в его разви...

Организация профориентационной работы с учащимися начальных классов

Развитие новых современных технологий предъявляет к  человеку всеболее высокие требования  вотношении его уровня коммуникабельности, образованности,  способности к трудовой де...

Статья на тему: «Игра в мини-футбол как вид коррекционной работы с учащимися с ТМНР»

На современном этапе реформирования российского образования особое внимание уделяется проектированию образовательного процесса  в условиях инновационных изменений. Инновационные процессы в с...

Коррекционно-развивающая работа с учащимися с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. (Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы)

оррекционно-развивающая работа  с  учащимися  с ОВЗ  в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. Из опыта работы с детьми ОВЗ....

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающихактивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихсяв процессе освоения учебного материала.А для младших школ...