Коррекционно-развивающая работа с учащимися с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. (Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы)
материал

оррекционно-развивающая работа  с  учащимися  с ОВЗ  в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. Из опыта работы с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа  с  учащимися  с ОВЗ  в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе.

(Выступление на семинаре  учителей  русского языка и литературы)

  Коррекционно-развивающая работа  с  учащимися  с ОВЗ  в условиях инклюзивного обучения. Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования. Обучение детей с ОВЗ  регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 

На примере нашей школы я хочу немного рассказать как реализуется  инклюзивное образование  в нашей школе.

На данный момент в нашей школе обучается  8 детей инвалидов,14 детей со статусов ОВЗ.

из  14 детей с ОВЗ  3 ученика - с нарушением интеллекта,1 ученик с нарушением слуха  с ЗПР, 4 ученика   с  ЗПР 7.1,  6 учеников с ЗПР 7.2 .

Коллеги,хочу пояснить,что   дети со статусом  ОВЗ  это не одно и то же,  что дети- инвалиды. Инвалидность  ребенку присуждает  медико-социальная экспертиза ( МСЭ) говорим. А статус ОВЗ  ребенку  присуждает  ПМПК. Т.е ребенок  со статусом ОВЗ –это не обязательно инвалид.

Коллеги , в наших школах  очень большое количество детей с ЗПР.На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. Зпр 7.1.зпр 7.2 они различаются тем,что  вариант 7.2 адаптированной программы необходим обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. . Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР 7.2  пролонгируются и составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса).Как проходит наша работа. С 1 го класса мы выявляем детей которые  испытывают трудности в обучении.  Наблюдаем.В конце учебного года собираем школьный консилиум с приглашением родителей,озвучиваем проблему.Если проблема более глубокая  рекомендуем прохождение ПМПК.Не всем рекомендуем ПМПК, даем рекомендации родителям, протоколируем   и наблюдаем за ребенком .Если нет динамики  ,то уже во 2 классе рекомендуем прохождение ПМПК. Разговор бывает очень тяжелым,не все родители соглашаются, убеждаем, аргументируем. После прохождения ПМПк родитель приносит протокол и начинается коррекционная работа с ребенком согласно рекомендациям ПМПК. Прежде всего это адаптированная программа обучения согласно нарушения. Например 7.1,7.2, или нарушение интеллекта и.т.д. Учитель составляет индивидуальную программу обучения  на основании  адаптированной программы школы  и по этой программе идет обучение ребенка.Я составляю расписание занятий ,индивидуальное ,подгрупповое и начинаю работу с этим ребенком.Я как логопед работаю над развитием фонематического слуха, с нарушениями письменной речи ,над развитием устной речи. Как дефектолог провожу коррекционные занятия ,работаем над развитием памяти ,мышления, логики  ,внимания.и.т.д.Так же подключается психолог,она работает так же над развитием психических процессов.При необходимости рекомендуем   родителям консультацию невролога .Т.е на  такого ребенка  работает штат специалистов .Таким образом мы осуществляем  Федеральный закон об инклюзивном  образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...

Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в начальной школе

Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия...

Коррекционно-развивающее обучение в общеобразовательной школе

Специфика коррекционно-развивающей работы состоит в том, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность...

Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах"

В научной статье проанализированы общие проблемы инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Приведены и рассмотрены основные проблемы инклюзивного образования в России....

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...

Тьюторское сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...