Методики для начальных классов
материал

Гринёва Наталия Евгеньевна

Методики на определение словарного запаса, выявления грамматического строя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

Словарный запас

Методика «Определение активного словарного запаса»

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

https://azps.ru/tests/pozn/activslovar.files/image002.gif

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, и затем анализируется.

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков ребёнком

Прилагательные в начальной форме

Прилагательные в сравнительной степени

Прилагательные в превосходной степени

Однородные члены предложения

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

  • 10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
  • В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
  • 6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
  • Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

Исследование активного словаря

Исследования словаря существительных

Процедура: Ребенку показывают картинки. Необходимо назвать, что изображено.

Инструкция: «Я буду показывать тебе картинку, а ты постарайся назвать её»

Материал: Предметные и сюжетные картинки с тематическими группами.

Времена года: весна, лето, осень, зима

Время суток: день, вечер, ночь, утро

Игрушки: кукла, машинка, паровозик, кубики, пирамидка

Спортивный инвентарь: лыжи, санки, коньки, велосипед, мяч, скакалка, самокат

Канцелярские принадлежности: карандаш, линейка, ручка, тетрадь, скрепки, ножницы, клей

Одежда: рубашка, носки, брюки, платье, куртка, шапка, перчатки, кофта

Обувь: ботинки, сапоги, туфли, тапки, кроссовки, босоножки

Мебель: тумбочка, кровать, стол, шкаф, диван, стул, кресло

Бытовая техника: телевизор, пылесос, утюг, плита, стиральная машина, компьютер, телефон, холодильник

Орудия труда: топор, дрель, молоток, гвоздь, отвертка

Посуда: кастрюля, чайник, тарелка, ложка, вилка, чашка, нож, сковорода, стакан

Овощи: огурец, помидор, капуста, лук, свекла, баклажан

Фрукты: груша, банан, яблоко, виноград, апельсин, ананас

Ягоды: смородина, малина, земляника, вишня, ежевика, клюква

Средства передвижения: автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, самолет, поезд, корабль, вертолет, мотоцикл, грузовик

Птицы: голубь, снегирь, ворона, ласточка, воробей, сорока

Насекомые: комар, стрекоза, кузнечик, оса, муха, гусеница

Дикие животные: волк, лиса, медведь, белка, олень, тигр, лев, жираф, слон, обезьяна

Домашние животные: овца, корова, коза, лошадь, кошка, собака, кролик

Профессии: летчик, врач, повар, водитель, строитель, учитель, продавец, пожарный, моряк

Названия детенышей животных: львенок, котенок, олененок, щенок, жеребенок, ягненок, теленок

Части тела: волосы, спина, руки, нога, локоть, колено, живот, голова, глаз, рот, нос, ухо, подбородок

Части дома: лестница, дверь, потолок, забор, стена, пол, крыльцо, окно, крыша

Оценка активного словаря существительных:

5 баллов - правильное называние 160-166 существительных

4 балла - правильное называние 150-159 существительных

3 балла - правильное называние 140-149 существительных

2 балла - правильное называние 130-139 существительных

1 балл - правильное называние менее 130 существительных

Исследование пассивного словаря глаголов

Процедура: Ребенку показывают картинки. Необходимо выбрать ту или иную картинку.

Инструкция: «Перед тобой лежат картинки. Постарайся показать ту картинку, которую я назову»

Материал: Предметные и сюжетные картинки

Кто что делает: корабль плывет, птица летит, змея ползет, мальчик идет, девочка прыгает, спортсмен бежит, кошка спит, женщина сидит, ребёнок плачет, мужчина загорает, ребенок смеётся, мальчик сердится, мама гладит, девочка умывается, бабушка пьет чай, мальчик моет посуду, девочка читает, мальчик пишет, мама купает, девочка поливает цветы, мальчик кормит, девочка катается

Кто что делает( с использованием профессий): художник рисует, доктор лечит, повар варит, продавец продает, строитель строит, певец поет, парикмахер стрижет, водитель водит, портниха шьет

Кто какие звуки издает: мышь пищит, петух кукарекает, собака лает, лягушка квакает, жук жужжит, корова мычит, голубь воркует, воробей чирикает, кошка мяукает, мишка рычит

Оценка пассивного глагольного словаря:

5 баллов – правильное показывание 39-41 глаголов

4 балла – правильное показывание 36-38 глаголов

3 балла - правильное показывание 33-35 глаголов

2 балла - правильное показывание 30-32 глаголов

1 балл – правильное показывание менее 30 глаголов

Грамматический строй

Исследование согласования существительного с числительным 2 и 5

Экспериментатор предлагает посчитать предметы по словесному образцу «дом, два дома, пять домов»

Материал:

Шар- 2 шара- 5 шаров

Стол- 2 стола- 5 столов

Карандаш- 2 карандаша- 5 карандашей

Ключ- 2 кляча-5 ключей

Гусь- 2 гуся- 5 гусей

Кукла- 2 куклы- 5 кукол

Книга- 2 книги- 5 книг

Окно- 2 окна – 5 окон

Ведро – 2 ведра – 5 ведер

Дерево – 2 дерева – 5 деревьев

Ухо – 2 уха – 5 ушей

Оценки результатов выполнения действий:

5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.

4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки при словоизменении слов среднего рода, при помощи экспериментатора ошибки исправляет.

3 балла (средний уровень) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения, а также ошибки в словоизменении существительных среднего рода, помощь экспериментатора не помогла.

2 балла (уровень ниже среднего) – многочисленные ошибки, как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения, а также ошибки в словоизменении существительных в среднем и мужском роде.

1 балл (низкий уровень) – правильные ответы лишь в единичных случаях, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Образование приставочных глаголов

Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Рассмотри эту картинку и помоги мне рассказать историю про волка и закончить предложение. Волк по лесу шел:

Волк к елке…..(что сделал?)

Волк вокруг елки….(обошел)

Волк от елки…..(отошел)

Волк дальше…..(пошел)

Волк через ручей …..(перешел)

Волк в логово…..(зашел)

Материал: картинка

Оценка  выполнения заданий.

5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение заданий.

4 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение заданий с помощью экспериментатора или единичные ошибки при выполнении заданий  в непродуктивных способах словообразования.

3 балла (средний уровень) – систематические ошибки в непродуктивных способах словообразования.

2 балла (уровень ниже среднего) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных способах словообразования.

1 балл (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Методика выявления уровня развития грамматического строя речи

Волкова Г.А

Методика включает следующие задания:

I. Исследование функции словоизменения.

1. Изменение имён существительных по падежам.

Материал: кукла

Посмотри: «У меня есть кукла.

У меня нет чего? (куклы)

Я пою песенку, кому? (кукле)

Я купаю кого? (куклу)

Я люблю играть с кем? (куклой)

Я мечтаю о чем? (о кукле)

2. Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное.

Материал: предметные картинки. У взрослого с изображением одного предмета, у ребёнка с изображением нескольких предметов.

Инструкция: посмотри и скажи, что это? (показываем на картинку где один предмет).

А это что? (показываем на картинку где несколько предметов).

Стол – столы

Рука – руки

Окно – окна

Самолёт – самолёты

 

3. Образование имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Материал: предметные картинки.

Инструкция: Показать ребёнку картинки, дать рассмотреть и спросить: Что это? Затем закрыть ту картинку, на которой изображён один предмет, и спросить: Чего нет?: затем закрыть два одинаковых предмета и задать вопрос: Чего нет?

Дом – дома – домов

Дерево – дерева – деревьев

Окно – окна – окон

Стол – стола – столов

Шар – шара - шаров

Книга – книги – книг

 

4. Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде.

Материал: предметные картинки с изображением (красного шара, красной чашке, красного пальто, красного шарфа).

Инструкция: Посмотри внимательно на картинку и скажи: (Какой?) цветом шар – красный.

Чашка (какая?) цветом - красная

Пальто (какое?) цветом – красное

Шарф (какой?) цветом – красный

 

II. Исследование функции словообразования.

1. Образование существительного с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Материал: Д/и «Путешествие в страну Гномию».

Инструкция: мы с тобой попали в страну Гномию, там всё как у нас только маленького размера. Мы идём не по большой дороге, а по маленькой дорожке, видим не большой дом, а маленький домик, в домике стоит не большой стол, а маленький столик, на столе лежит не большая ложка, а маленькая ложечка, в углу стоит не большой стул, а маленький стульчик, на стене висит не большая картина, а маленькая картинка, в спальне стоит не большая кровать, а маленькая кроватка.

 

2. Образование относительных прилагательных от существительных.

Материал: слова для предъявления: мяч, кораблик, шуба, ваза.

Инструкция: Из чего сделан предмет.

Мяч из резины – резиновый

Кораблик из бумаги - бумажный

Шуба из меха – меховая

Ваза из стекла – стеклянная

Сумка из кожи – кожаная

 

3. Образование глаголов движения с помощью приставок.

Материал: картинки.

Мальчик ходит в школу.

Мальчик выходит из дома.

Мальчик заходит в автобус.

Мальчик переходит улицу.

Мальчик обходит лужу.

Мальчик уходит со школы.

 

Каждое задание оценивается по единой 3-балльной системе:

3 балла - понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, обобщающий способ действия и текущего контроля, отсутствие специфических ошибок;

2 балла - понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл - отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.

I – высокий (16 –21 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно.

II – выше среднего (10 – 15 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности.

III – средний (5 – 10 баллов). Ребенок отвечает неуверенно пользуется помощью взрослого.

IV – низкий (0 – 4 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Рефлексивные методики в работе учителя начальных классов"

Педагогический совет способствует повышению мотивации педагогов начальной школы  к внедрению в учебный процесс рефлексивных методик...

Применение авторских образовательных технологий и методик в педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ ‘’Лицей №1п. Львовский‘’ Синицыной Татьяны Николаевны.

Педагогическая  технология – это  такое  построение  деятельности  педагога, в  которой  все  входящие  в  него  действия  представлен...

Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов"

В материале рассказывается как можно ввести проект на уроке....

Методика работы над сочинением в начальных классах

Методика работы над сочинением в начальных классах, и примерный конспект урока...

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»

Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала  в начальной школе»...