Программа по внеурочной деятельности "Шаги к успешности" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Ефремова Елена Михайловна

Программа по внеурочной деятельности "Шаги к успешности" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_shagi_k_uspeshnosti_1_klass.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Шаги к успешности»

1   класс

Учитель: Ефремова Е.М.

2019-2020

Введение

О замечательном будущем для своего ребенка мечтают все родители. Они хотят видеть детей успешными и благополучными. Учителя, принимая детей в первый класс, также мечтают об их успехах и достижениях. И государство, и общество заинтересованы в успешной молодежи, ведь от ее представителей зависит и будущее государства.

Каждый на своем уровне заинтересован в обучении и воспитании человека целеустремленного, думающего и понимающего, самостоятельного и ответственного, умеющего добывать нужные ему знания и использовать их при решении необходимых задач.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать проблемы в любых ситуациях, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию.

Как же этого можно добиться? Для решения этого вопроса современная система образования ставит важнейшую задачу - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Обеспечение развития универсальных учебных действий у детей в возрасте 6-9 лет наиболее успешно на основе содержания занятий по развитию познавательных процессов. А если учитывать тот факт, что в настоящее время к моменту поступления в школу далеко не у всех детей на необходимом уровне сформированы базовые психические функции, то эти занятия в школе становятся не только полезными, но и крайне необходимыми.

Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным.

Для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов младших школьников создан учебно-методический комплект «Шаги к успешности».

Реализация возможностей развития познавательных процессов и формирования универсальных учебных действий у младших школьников по учебно-методическому комплекту «Шаги к успешности» обеспечивается апробированной системой занятий, логикой развертывания содержания, его структурой, целенаправленностью разработанных заданий, ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

I. Пояснительная записка

Новые социальные запросы определяют необходимость разработки специальных программ, построенных по системе формирования познавательной деятельности школьников, через повышение интереса к учебному материалу, через развитие потребности ученика самостоятельно заниматься познавательной деятельностью, способствуя развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности, реализуя технологию формирования конкретных видов универсальных учебных действий.

Цель программы: развитие у учащихся познавательных процессов, внутреннего плана действий (ВПД) и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться».

Задачи.

1. Создание положительного эмоционального фона.

2. Формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности.

3. Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.

4. Формирование (доступного на данном этапе развития) и совершенствование внутреннего плана действий.

5. Формирование универсальных учебных действий (необходимых и доступных детям на данном этапе развития):

- формирование познавательного компонента универсальных учебных действий: учиться строить речевые высказывания в устной форме, извлекать необходимую ин-формацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания, использовать знаково-символические средства, учиться строить логическую цепь рассуждений, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей;

- формирование регулятивного компонента универсальных учебных действий: учиться высказывать свое предположение, прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений, учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно, учиться планировать и организовать свою деятельность, контролировать и оценивать правильность выполнения собственной работы, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;

- формирование коммуникативного компонента универсальных учебных действий: учиться сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в группе, учиться слушать, учитывать позиции других людей, договариваться и находить общее решение сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации взаимопроверки;

- формирование личностного компонента универсальных учебных действий: учиться быть активным, инициативным, ответственным и самостоятельным в учебной работе.

II. Общая характеристика программы

Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных процессов.

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов: чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

На всех занятиях по программе «Шаги к успешности» для 1 класса, вне зависимости от темы, происходит развитие различных познавательных процессов и формирование различных видов универсальных учебных действий: коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных. Особое внимание уделяется развитию зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, формированию (доступного на данном этапе развития) и совершенствованию внутреннего плана действий.

Основные содержательные линии программы

1. Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление и речь.

2. Формирование и совершенствование внутреннего плана действий.

3. Формирование универсальных учебных действий.

Структура занятий:

Каждое занятие в своей структуре имеет следующие основные элементы:

• оценку своего эмоционального состояния;

• прогнозирование своей учебной самостоятельности;

• упражнения, активизирующие мыслительные процессы, слуховое внимание;

• выполнение заданий в рабочей тетради;

• самооценку своих усилий, стараний;

• контроль, проверку и оценку своей работы;

• подведение итогов занятия, рефлексию;

• коллективные дидактические игры.

Методы и техники для работы:

- практические действия под руководством педагога;

- упражнения с игровыми формами работы;

- коллективные игры;

- приёмы для осуществления прогностической и ретроспективной рефлексии;

- техника поэтапного формирования умственных способностей;

- аудиовизуальные средства.

Формы работы:

- индивидуальная и групповая работа;

- работа в парах;

- групповое обсуждение.

Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и психофизиологические особенности.

Рекомендации по организации деятельности детей:

1. Развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.

2. Занятия можно проводить со всем классом, а также в группах по 10-15 человек.

3. Не спешить переходить к выполнению следующего задания, если хорошо не отработано предыдущее. Помнить, что не количество заданий, а качество, т.е. глубина осмысления способов их выполнения, поможет ребенку успешно развиваться и добиться лучшего результата.

4. Каждый ребенок может самостоятельно перейти к выполнению следующего задался, если хорошо отработал предыдущее.

5. При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию.

6. Необходимо соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

Для успешного осуществления развивающей работы необходимо соблюдать следующие условия:

1. На занятиях создавать благоприятную атмосферу, атмосферу поддержки и заинтересованности. Успешное развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать поддержку со стороны окружающих.

2. Поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

3. Помнить, что положительный результат в обучении может быть достигнут только тогда, когда у ребенка есть желание. А желание возникает тогда, когда есть успех. Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. А это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых заданий соответствует уровню возможностей ребенка.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти I собственное решение, высказать свое мнение.

5. Проявлять уважение к мнению своих учеников.

6. Создать каждому ребенку ситуацию успеха, дать ему возможность ощущать paдость от своих достижений, осознавать свои способности и верить в себя. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

7. Всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь к знаниям и потребность в знаниях.

III. Описание места учебной программы

Программа рекомендована к использованию во внеурочной деятельности для проведения групповых занятий общеинтеллектуальной направленности с учащимися 1 класса. Предлагается проводить их одновременно с целым классом 1 раз в неделю с использованием «ступенчатого» режима обучения: в первом полугодии продолжительностью занятий 35 минут, во втором - 40 минут. Программа рассчитана на 33 часа.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебной программы

Содержание каждого занятия нацелено на развитие и помогает ориентировать детей:

- быть активным и инициативным, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- доброжелательно относиться к сверстникам;

- проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

- вырабатывать самостоятельность мышления;

- учиться контролировать себя, свои действия и поступки;

- способствовать развитию волевых качеств: дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, организованности, решительности, инициативности.

V. Планируемые результаты освоения программы

Систематическое проведение занятий в первом классе по программе содействует формированию личностных результатов:

• формированию положительной мотивации к познавательной деятельности;

• развитию любознательности;

• развитию настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности;

• целостному восприятию окружающего мира;

• формированию адекватной позитивной самооценки;

• формированию мотивов достижения;

• формированию рефлексивной самооценки, умению анализировать свои действия и управлять ими;

• формированию самостоятельности суждений, независимости и нестандартного мышления и умения преодолевать трудности.

В результате специально организованной деятельности и специально разработанных заданий дети учатся:

- анализировать и оценивать свое эмоциональное состояние;

- понимать причины своего успеха или неуспеха в учении, связывая успех со старанием;

 - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение;

- понимать чувства других людей;

- положительно относиться к себе и к другим;

- определять, принимать и соблюдать правила поведения при сотрудничестве;

- в ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступать, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

На основе специально разработанных заданий и упражнений дети учатся:

• строить речевые высказывания в устной форме;

• извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;

• создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определенных заданий;

• использовать знаково-символические средства;

• строить логическую цепь рассуждений;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

• быть открытым и способным выражать собственные мысли;

• высказывать и аргументировать свое предположение;

• слушать своих сверстников, убеждать и уступать;

• с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;

•брать на себя инициативу, работая в группах;

• сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации взаимопроверки;

• сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

• учиться принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

• работать в парах и малых группах.

Регулятивные УУД:

• прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;

• ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

• принимать задачу, сохранять и выполнять ее с интересом;

• планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения своих действий;

• оценивать правильность выполнения действий другого;

• контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;

• развивать способность к рефлексии;

• развивать внутренний план действий.

Разработанные задания способствуют развитию следующих познавательных процессов:

• слухового и зрительного восприятия;

• мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

• внимания: устойчивости, концентрации, переключения, распределения и объема;

• различных видов памяти;

• произвольного внимания;

• способности к комбинированию;

• логического и пространственного мышления;

• образного и словесно-логического мышления;

• творческого мышления, подвижности и гибкости мышления.

Апробированная система занятий помогает решить проблемы системности и последовательности в планировании и проведении развивающих занятий, создает условия для развития у детей познавательного интереса, становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в зону актуального развития.

Критерии и методы оценки эффективности работы по программе.

 Форма оценивания:

• прогностическая (оценка предстоящей работы);

• ретроспективная (оценка выполненной работы);

• самооценка;

• взаимооценка;

Результаты выполнения определенных заданий оцениваются по шкале (разработанной для конкретного задания) и фиксируются в рабочей тетради.

Формы контроля:

• получение обратной связи от учащихся на занятиях;

• анализ работ учащихся в рабочей тетради;

• практические работы;

• сравнительный анализ уровня успешности выполнения заданий.

Общие критерии эффективности программы:

• Проявление активности, инициативности, заинтересованности, хорошего эмоционального самочувствия ребенка в школе.

• Повышение мотивации к учению, проявление повышенного интереса к познавательной деятельности.

• Появление интереса к решению логических задач повышенного уровня, требующих проявления настойчивости, терпения и силы воли.

• Овладение ребенком навыками произвольной регуляции поведения.

• Формирование навыков произвольности и самоконтроля.

• Формирование рефлексивных навыков.

• Использование ребенком приемов и навыков эффективного межличностного общения со сверстниками.

• Удовлетворенность учащихся и родителей.

Обобщенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

VI. Учебно – тематическое планирование программы кружка внеурочной деятельности  «Шаги к успешности»

1 класс (33 ч)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды занятий

Календарные сроки

теория

практика

По

плану

По

факту

1

Восприятие цвета и формы.

-

1

практикум

2

Восприятие. Восприятие формы и величины. Целостность восприятия.

-

1

практическое взаимообуче-ние

3

Восприятие. Восприятие пространства. Пространственные отношения: над, под, справа, слева, между, рядом, посередине, внутри, снаружи.

-

1

Практикум

4

Восприятие и умозаключение.

-

1

Практикум

5

Восприятие. Зрительно-пространственный анализ и синтез. Внутренний план действий.

-

1

Практикум

6

Восприятие. Восприятие времени. Ориентировка во времени. Временные отношения: раньше, позже.

-

1

Практикум

7

Восприятие. Восприятие направления и расстояния.

-

1

Практикум

8

Восприятие. Осмысленность и обобщенность восприятия.

-

1

Практикум

9

Восприятие. Устойчивость образов восприятия.

-

1

Практикум

10

Восприятие. Слуховое восприятие.

Внутренний план действий.

-

1

Практикум

11

Восприятие. Зрительное восприятие,

Зрительный анализ и синтез.

-

1

Практикум

12

Восприятие. Взаимоотношение целого и части в восприятии. Внутренний план действий.

-

1

Практикум

13

Восприятие. Зрительно-двигательная координация. Комбинаторные способности.

-

1

Практикум

14.

Зрительное восприятие. Зрительно-двигательная координация.

-

1

Практикум

15

Произвольность восприятия, произвольное внимание. Пространственное воображение, комбинаторные способности.

-

1

практикум

16

Произвольность восприятия, произвольное внимание. Пространственное воображение, комбинаторные способности.

-

1

практикум

17

Зрительно-двигательная координация.

Восприятие формы на плоскости:

Выделение части из целого.

-

1

практикум

18

Внимание. Устойчивость внимания.

Восприятие формы на плоскости: разделение целого на его составные

части.

-

1

Практикум

19

Внимание. Распределение внимания.

Внутренний план действий.

-

1

Практикум

20

Внимание. Распределение внимания.

Внутренний план действий.

-

1

Практикум

21

Внимание. Умственная работоспособность и устойчивость внимания.

-

1

Практикум

22

Внимание. Произвольное внимание.

-

1

Практикум

23

Внимание. Переключаемость внимания.

-

1

Практикум

24

Внимание. Объем внимания.

-

1

Практикум

25

Внимание. Концентрация внимания.

Внутренний план действий.

-

1

Практикум

26

Внимание. Тренировка внимания.

Определение устойчивости внимания.

-

1

Практикум

27

Внимание. Устойчивость внимания. Моделирование - перевод текста на знаково-символический язык.

-

1

Практикум

28

Произвольное внимание.

-

1

Практикум

29

Память. Опосредованная зрительная память. Творческое мышление.

-

1

Практикум

30

Память. Зрительная память. Конструктивное мышление.

-

1

Практикум

31

Память. Слуховая память. Логическая

задача.

-

1

Практикум

32

Память. Слуховая память. Внутренний план действий.

-

1

Практикум

33

Закономерности. Внутренний план действий.

-

1

Практикум

VII. Методическое обеспечение

1.        Алендеева О.М. Шаги к успешности. 1 класс. Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — Чебоксары: Перфектум, 2015. — 64 е.: ил.

2.        Алендеева О.М. Шаги к успешности. Программа по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников: учеб-но-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. — Чебоксары: Пер-фектум, 2015. —128 с.

3.        Алендеева О.М. Шаги к успешности. Электронный дидактический материал для 1 класса общеобразовательных учреждений.- Чебоксары: Перфектум, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности ГРАМОТЕЙКА. 2 класс.

Цели программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала по русскому языку, содействовать развитию речи детей, воспитывать у них интерес к предмету....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Основы православной культуры"

Духовно-нравственное направление в 1 классе по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...