СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ обучающегося 2 класса коррекционной школы
рабочая программа (2 класс)

Рослякова Надежда Николаевна

Программа разработана на основе: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.  №1026; «Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ школы – интерната №7 ст-цы Казанской», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г.  № 1599.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_2_klass.docx84.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Краснодарского края специальная

(коррекционная) школа – интернат №7 ст – цы Казанской

______________________________________________________________________

 УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

 от «30» августа 2023 года

 председатель педсовета

____________    Д.Н. Агафонов

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

обучающейся 2 класса

Составители программы:

Рослякова Н.Н.

Митина Д.А.

Программа разработана на основе: «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.  №1026; «Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ школы – интерната №7 ст-цы Казанской», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г.  № 1599.

Структура СИПР

1. Пояснительная записка

2. Общие сведения об обучающемся.

3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.

4. Индивидуальный учебный план.

5. Содержание образования:

5.1. Программы учебных предметов;

5.2 Программа формирования базовых учебных действий;

5.3. Духовно-нравственное воспитание;

5.4 Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

5.5. Внеурочная деятельность.

6. Организация ухода и присмотра.

7. Специалисты, участвующие при реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся со стойким нарушением познавательной деятельности, а также для детей с расстройствами аутистического спектра и выраженной задержкой психического развития.  

         СИПР составлена на основе «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.  №1026; «Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ школы – интерната №7 ст-цы Казанской», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г.  № 1599.

Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2):

развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Личностные результаты освоения СИПР включают:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

По заключению ПМПК  Звягинцева София нуждается в создании специальных образовательных условий с учетом требований ФГОС (варианта 2) обучающихся с умственной отсталостью. Рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития.

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать _________________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________

Выписка из анамнеза___________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Контакт (речевой, жестовый, мимический), особенности коммуникации (в контакт вступает легко, контакт избирательный, коммуникативный барьер)__________________

_____________________________________________________________________________

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание инструкции ________________________________________________________

Работоспособность_____________________________________________________________

Общая и мелкая моторика_______________________________________________________

Внимание ____________________________________________________________________

Память _______________________________________________________________________

Мышление ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речь _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Осведомленность о себе и ближайшем окружении__________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие времени __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ориентировка в пространстве __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сенсорное развитие __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Элементарные математические представления_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Предметно-практическая и продуктивная  деятельность______________________________

_____________________________________________________________________________ Заключение  _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата___________ Подпись специалиста_______________________________

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебные предметы

Форма организации образовательного процесса

Приходящий на дом учитель

Реализация АООП в форме семейного образования

Индивидуальные занятия в классе

Число учебных часов в неделю

I. Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

2

Математика

Математические представления

2

2

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

1

Человек

1

1

Окружающий социальный мир

1

1

Искусство

Музыка и движение

1

2

Изобразительная деятельность

1

2

Физическая культура

Адаптивная физкультура

1

2

Итого:

10

13

II. Коррекционно-развивающая область

Логопедические занятия

3


5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 5.1. Программы учебных предметов

Язык и речевая практика.

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Пояснительная записка.

Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов:

  • «Коммуникация»: формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
  • «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»:  пробуждение речевой активности на основе «чтения» пиктограмм, «альтернативное чтение».
  • «Импрессивная речь»: формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова
  • «Экспрессивная речь»:  формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания.
  • «Аудиальное «чтение».

Содержание предмета:

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.

  1. Коммуникация.

1.1.1. Установление зрительного контакта с собеседником.

1.1.2. Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на свое имя.

1.1.3. Приветствие собеседника: жестом (пожать руку), словом «Привет».

1.1.4. Выражение своих желаний: жестом, словом «Дай», предложением «мама, дай».

1.1.5. Выражение согласия: жестом (кивок головы), словом «Да».

1.1.6. Выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «Нет».

1.1.7. Прощание с собеседником: жестом (помахать рукой), словом «Пока».

  1. Импрессивная речь.

1.2.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. Понимание простых предложений: нераспространенных («Оля ест» и др.)распространенных («Оля ест яблоко» и др.).

  • 1.2.2. Реагирование на собственное имя.
  • 1.2.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
  • 1.2.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы).

1.3. Экспрессивная речь.

  • 1.3.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
  • 1.3.2. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
  • 1.3.3. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

1.4.Чтение и письмо.

1.4.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

  • 1.4.2. Узнавание (различение) образов графем (букв).
  • 1.4.3. Узнавание звука в слоге (слове).
  • 1.4.4. Соотнесение звука с буквой.
  • 1.4.5. Узнавание буквы в слоге (слове).
  • 1.4.6. Называние буквы.

1.4.7. Написание буквы (слога, слова, предложения).

1.4.8. Звук «А» (артикуляция).

1.4.9. Буква «А»: узнавание образа буквы.

1.4.10. Звук «У» (артикуляция)

1.4.11. Буква «У»: узнавание образа буквы.

1.4.12. Слоги «ау», «уа».

1.5.Звуки природы.

1.5.1. «Птицы в лесу. Аудиозапись». (Прослушать голоса птиц, звукоподражание).

1.5.2. «Голоса домашних животных».  (Аудиозапись, просмотр видео, звукоподражание).

1.5.3. Звуки явлений природы. (Аудиозапись, просмотр видео).

1.6 Домашние животные и птицы.

1.6.1.«Кошка. Собака. Корова. Части тела». (Видеоролик из жизни домашних животных, звукоподражание, части тела животного).

1.6.2. «Детеныши домашних животных». (Дидактические картинки, соотнести животного и его детеныша на картинке).

1.7 Явления природы. Растительный мир. Весна.

1.7.1. «Весна. Тает снег, капель». (Игры с водой, наблюдение за таянием сосулек, свойства воды – жидкая, прозрачная, течет).

1.7.2.Деревья. Почки и листья.  (Распознавание на картинке, строение, раскрашивание контура, аппликация).

1.8. Аудиальное «чтение».

1.8.1.Сказка «Теремок». (Чтение, выделение персонажей сказки, определение последовательности событий в сказке).

1.8.2.Сказка «Теремок» - ответы на вопросы. (Пазлы, обводка по контуру, раскраска).

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения -вербальными и невербальными:

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Узнавание и различение образов графем (букв).

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма.

Математика.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Пояснительная записка.

Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Предмет «Математические представления » состоит из следующих разделов:

  • Представления о форме.
  • Представления о величине.
  • Пространственные представления.
  • Временные представления.
  • Количественные представления.

Содержание предмета.

Количественные представления 15 ч.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение  множества. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто». Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом). Пересчет предметов по единице (до двух). Увеличение множеств. Уменьшение множеств. Уравнивание множеств. Узнавание и написание цифр (цифры 1, 2). Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифр 1,2. Определение места чисел 1,2 в числовом ряду.

Представления о форме 14 ч.

Узнавание (различение) геометрических тел и фигур: «шар», «куб» треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек. Штриховка и обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам. Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Построение фигур по точкам.

Пространственные представления 13 ч.

Ориентация в пространственном расположении частей тела (на себе, другом человеке, изображении: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука, нога, сторона тела).Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко (сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева. Составление предмета (изображения) из нескольких  частей. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления 13 ч.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день ,вечер, ночь). Знание порядка следования частей суток. Дни недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера.  Различение времен года. Порядок следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Последовательность месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Представления о величине 13 ч.

Различение предметов по величине. Сравнение предметов по длине. Различение предметов по ширине. Сравнение предметов способом наложения. Сравнение предметов по толщине. Сравнение предметов по длине. Сравнение предметов по весу. Измерение веса предметов на весах. Различение предметов по высоте. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов  по величине. Узнавание линейки. Измерение длины предметов линейкой.

Планируемые  предметные результаты освоения учебного предмета "Математические представления":

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;

умение обозначать арифметические действия знаками;

умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:

умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;

умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона;

умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Окружающий мир.

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР.

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Пояснительная записка.

Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

Предмет «Окружающий природный мир» состоит из следующих разделов:

  • Временные представления.
  • Животный мир.
  • Растительный мир.
  • Объекты природы.

         

Содержание предмета.

3.1. Окружающий природный мир.

3.1.1. Временные представления.

3.1.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).

3.1.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).

3.1.1.3. Соотнесение частей суток с видами деятельности.

3.1.1.4. Определение частей суток по расположению солнца.

3.1.1.5. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.

3.1.1.6. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).

3.1.1.7. Соотнесение явлений природы с временем года.

3.1.2Природные материалы.

3.1.2.1. Игры с природными материалами: вода, песок, камни, ракушки.

3.1.2.2. Варианты действий с природными материалами.

3.1.2.3. Повторение изученного материала.

3.1.3 Явление природы.

3.1.3.1Явления природы «Солнце».

3.1.3.2Явление природы «Луна».

3.1.3.3«Земля и небо».  (Различение земли, неба).

3.1.3.4Повторение по теме: «Явления природы».

3.1.4. Животный мир.

3.1.4.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта).

3.1.4.2. Знание основных признаков животного.

3.1.4.3. Знание питания домашних животных.

3.1.4.4. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок,поросенок).

3.1.4.5. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось).

3.1.4.6. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок).

3.1.4.7. Знание способов передвижения животных.

3.1.4.8. Знание строения птицы.

3.1.4.9. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк).

3.1.4.10. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы».

3.1.5. Растительный мир.

3.1.5.1. Изучение частей растения.

3.1.5.2. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

3.1.5.3. Сбор частей растения во дворе.

3.1.5.4. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).

3.1.5.5. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша).

3.1.5.6.Узнавание (различение) фруктов(мандарин, персик, абрикос, киви).

3.1.5.7. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа) по внешнему виду (вкусу, запаху).

3.1.5.8.Узнавание (различение) овощей (редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху).

3.1.5.9.Различение съедобных и несъедобных частей овоща.

3.1.5.10.Съедобные и несъедобные части фрукта.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Окружающий природный мир":

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

интерес к объектам и явлениям неживой природы;

представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые);

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

интерес к объектам живой природы;

представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние");

опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).

3) Элементарные представления о течении времени:

умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;

представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году.

Человек.

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Пояснительная записка.

Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу "я" ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает формирование представлений о себе как "Я" и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: "Представления о себе", "Семья", "Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием пищи".

Содержание предмета.

3.2 Человек.

3.2.1 Представления о себе.

3.2.1.1. Кто я? Я – мальчик (девочка).

3.2.1.2. Части тела: руки, ноги, голова, туловище.

3.2.1.3.Назначение частей тела.

3.2.1.4.Части лица: глаза, брови, лоб, нос, рот.

3.2.1.5. Назначение частей лица.

3.2.1.6. Различение частей лица и тела.

3.2.2. Семья.

3.2.2.1. Члены семьи: мама, папа.

3.2.2.2. Члены семьи: бабушка, дедушка.

3.2.2.3.Члены семьи: брат, сестра.

3.2.2.4.Дети и взрослые в семье.

3.2.2.5. Как зовут моих родителей.

3.2.2.6.Обязанности детей в семье.

3.2.2.7.Семейные традиции.

3.2.3. Гигиена тела.

3.2.3.1.Горячая вода.

3.2.3.2. Холодная вода.

3.2.3.3.Моющие принадлежности: мыло, шампунь.

3.2.3.4.Мытье рук в раковине

3.2.3.5.Вытирание рук полотенцем.

3.2.3.6.Гигиена полости рта.

3.2.3.7. Полоскание полости рта.

3.2.3.8. Уход за зубами.

3.2.3.9. Назначение зубной пасты и щетки.

3.2.3.10. Правила ухода за волосами.

3.2.3.11. Расчесывание

3.2.4. Обращение с одеждой и обувью.

3.2.4.1. Различение предметов верхней одежды.

3.2.4.2. Различение предметов нижней одежды.

3.2.4.3. Игра «Оденем куклу на прогулку».

3.2.4.4. Виды обуви.

3.2.4.5. Назначение обуви.

3.2.4.6. Правила ухода за обувью.

3.2.4.7. Практическое занятие: чистка обуви.

3.2.4.8. Завязывание шнурков.

3.2.4.9. Тренажер «Шнуровка».

3.2.4.10. Дидактическая игра «Одежда».

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Человек".

1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Представление о собственном теле.

Отнесение себя к определенному полу.

Умение определять "моё" и "не моё", осознавать и выражать свои интересы, желания.

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.

Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Окружающий социальный мир.

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Пояснительная записка.

Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".

В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации. Содержание материала по программе "Окружающий социальный мир" является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам "Изобразительная деятельность", "Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу "Посуда", расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.

Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Содержание предмета.

3.3. Окружающий социальный мир.

3.3.1. Предметы и материалы, изготовленные человеком.

3.3.1.1. Бумага. Виды бумаги.

3.3.1.2. Свойства бумаги.

3.3.1.3. Изделия из бумаги.

3.3.1.4.Инструменты для работы с бумагой.

3.3.1.5.Дерево. Предметы из дерева.

3.3.1.6. Инструменты для обработки дерева.

3.3.1.7.Ткань. Виды ткани.

3.3.1.8.Свойства ткани.

3.3.1.9.Изделия из ткани.

3.3.1.10.Одежда: рубашка, брюки.

3.3.2. Предметы быта.

3.3.2.1. Узнавание электробытовых приборов: утюг, лампа.

3.3.2.2. Различение электроприборов: фен, вентилятор.

3.3.2.3.Знание назначения электроприборов.

3.3.2.4. Знание правил использования электроприборов.

3.3.2.5. Предметы мебели: шкаф, полка.

3.3.2.6. Различение предметов мебели: табурет, кресло.

3.3.2.7.Знание назначения предметов мебели.

3.3.2.8.Столовая посуда: тарелка, кружка, ложка, вилка.

3.3.2.9.Знание назначения столовой посуды.

3.3.2.10.Помощники в доме: пылесос, чайник.

3.3.3. Традиции, обычаи.

3.3.3.1. Традиция праздника Новый Год.

3.3.3.2.Аппликация из ватных дисков "Снеговик и елочка".

3.3.3.3.Аттрибуты праздников 23 февраля и 8 марта.

3.3.3.4.Обычаи праздника Масленица.

3.3.4. Транспорт.

3.3.4.1. Наземный транспорт: автобус, машина.

3.3.4.2. Наземный транспорт: поезд, трамвай.

3.3.4.3.Узнавание, различение наземного транспорта.

3.3.4.4. Назначение наземного транспорта.

3.3.4.5. Дидактическая игра "Ты за рулем".

3.3.4.6. Игра "Такой разный транспорт"

3.3.4.7.Речевая игра "Угадай, на чем поедем?"

3.3.4.8.Аппликация "Автобус".

3.3.4.9.Игры Светофорика.

3.3.4.10.Повторение по теме: "Транспорт".

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Окружающий социальный мир":

1) Представления о мире, созданном руками человека,

интерес к объектам, созданным человеком;

представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;

умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:

представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося ("учитель", "повар", "врач", "водитель");

представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.

3) Развитие межличностных и групповых отношений:

представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках;

умение находить друзей на основе личных симпатий;

умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;

умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах обучающегося:

представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства;

представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина.

6) Представление о стране проживания Россия:

представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания;

представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);

представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

 Искусство.

Музыка и движение.

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Пояснительная записка.

Участие обучающегося в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации обучающегося. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.

Программно-методический материал включает 4 раздела: "Слушание музыки", "Пение", "Движение под музыку", "Игра на музыкальных инструментах".

Цели  коррекционно-развивающей работы:

Содержание предмета.

4.1. Музыка и движение.

4.1.1.Слушание музыки.

4.1.1.1 Звуки природы: пение птиц, шум дождя.

4.1.1.2.Слушание тихого и громкого звучания музыки.

4.1.1.3.Различение быстрой, умеренной музыки.

4.1.1.4.Слушание медленной музыки.

4.1.1.5. «Настоящий друг». Музыка Б.Савельева, слова М. Пляцковского.

4.1.1.6. «Каравай»- русская народная песня.

4.1.2. Пение.

4.1.2.1. «Как кричит крокодил». Слова и музыка А. Усачева.

4.1.2.2. «Песенка Муренки». слова М. Пляцковского, музыка Ю. Антонова.

4.1.2.3. «Каравай»- русская народная песня, разучивание.

4.1.2.4. «На горе-то калина»-русская народная песня.

4.1.2.5. «Огородная-хороводная»- разучивание. Музыка Б. Можжевелова.

4.1.2.6. «Новогодняя»- разучивание. Музыка А. Филлипенко.

4.1.3. Отрывистое и плавное проведение мелодии в музыкальных произведениях.

4.1.3.1. Плавное и отрывистое проведении мелодии в музыкальных произведениях.

4.1.3.2. Плавное проведении мелодии в музыкальном произведении К. Сен-Санса «Карнавал животных».

4.1.3.3. Отрывистое проведение мелодии в музыкальных произведениях.

4.1.3.4. Отрывистое проведение мелодии в музыкальном произведении С. Рахманинова «Итальянская полька».

4.1.3.5. Сравнение отрывистого и плавного проведения мелодии в музыкальных произведениях.

4.1.4. Характер и содержание музыкальных произведений.

4.1.4.1. Раскрытие понятия характера музыкальных произведений.

4.1.4.2. Раскрытие понятия содержания музыкальных произведений.

4.1.5. Музыкальные инструменты и их звучание.

4.1.5.1. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием.

4.1.5.2. Знакомство с музыкальным инструментом органом.

4.1.5.3. Знакомство со звучанием органа в музыкальном произведении Л. Боккерини.

4.1.5.4. Знакомство с музыкальным инструментом арфой.

4.1.5.5. Знакомство со звучанием арфы в музыкальном произведении К. Сен-Санса.

 Продолжение разучивания песни.

4.1.5.6. Знакомство с музыкальным инструментом флейтой.

4.1.5.7. Знакомство со звучанием флейты в музыкальном произведении Рамиресса.

4.1.5.8. Сравнение звучания органа и арфы. Разучивание песни.

4.1.5.9. Сравнение звучания флейты и органа.

4.1.5.10. Сравнение звучания арфы и флейты.

4.1.6. Движение под музыку.

4.1.6.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)

4.1.6.2. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание, покачивание с ноги на ногу.

4.1.6.3. «Веселые мячики». Музыка М. Сатулиной.

4.1.6.4. «Ножками затопали». Выполнение движений, соответствующих словам песни.

4.1.6.5. «Полька». Музыка И. Штрауса.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета  "Музыка и движение":

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений:

интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);

умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;

освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;

умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:

умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях.

Изобразительная деятельность.

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Пояснительная записка.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: "Лепка", "Рисование", "Аппликация". Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов.

Содержание предмета.

4.2 Изобразительная деятельность.

4.2.1. Лепка.

4.2.1.1. Пальчиковая гимнастика. Тренировка кистей рук.

4.2.1.2. Знакомство с пластичными материалами.

4.2.1.3. Различение пластичных материалов.

4.2.1.4. Разминание пластилина.

4.2.1.5. Раскатывание теста скалкой.

4.2.1.6. Размазывание пластилина по поверхности листа.

4.2.1.7. Размазывание пластилина по шаблону.

4.2.1.8. Катание пластилина в руке и на доске.

4.2.1.9. Сгибание и закручивание пластилина.

4.2.1.10.Лепка предметов из одной части.

4.2.1.11.Лепка предметов из нескольких частей.

4.2.2. Рисование.

4.2.2.1. Материалы и инструменты, используемые для рисования.

4.2.2.2. Приемы рисования кистью.

4.2.2.3.Рисование точек.

4.2.2.4.Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

4.2.2.5.Рисование геометрических фигур.

4.2.2.6.Закрашивание поверхности листа.

4.2.2.7.Закрашивание поверхности внутри и снаружи трафарета.

4.2.2.8.Штриховка справа налево. сверху вниз, по диагонали. двойная штриховка

4.2.2.9. Двойная штриховка.

4.2.2.10.Рисование контура по опорным точкам.

4.2.2.11.Рисование контура по трафарету, шаблону.

4.2.2.12. Рисование контура по представлению.

4.2.3. Аппликация.

4.2.3.1. Знакомство с видами бумаги: картон, фольга.

4.2.3.2. Различение видов бумаги.

4.2.3.3. Комкание, сминание, отрывание, складывание бумаги.

4.2.3.4. Разворачивание, сворачивание, перелистывание листа бумаги.

4.2.3.5.Намазывание всей поверхности клеем.

4.2.3.6. Разрезание бумаги ножницами.

4.2.3.7. Вырезание по контуру.

4.2.3.8. Сборка объекта из нескольких деталей.

4.2.3.9. Аппликация "Кувшин".

4.2.3.10. Аппликация с дорисовыванием.

4.2.3.11.Аппликация "Береза".

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета  "Изобразительная деятельность".

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий:

интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:

положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;

стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;

умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:

готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;

умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Физическая культура

АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Пояснительная записка.

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности обучающихся и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Содержание раздела "Коррекционные подвижные игры" включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. Раздел "Физическая подготовка" включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Содержание предмета:

5.1. Адаптивная физкультура.

5.1.1. Восприятие собственного тела.

5.1.1.1. Восприятие тактильных раздражителей: прикосновения, поглаживания.

5.1.1.2. Развитие зрительно-моторной координации.

5.1.2. Развитие физических способностей.

5.1.2.1. Удержание различных поз продолжительное время.

5.1.2.2. Развитие представлений о пространственном расположении частей тела.

5.1.3.Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

5.1.3.1. Основные движения.

5.1.3.2. Круговые движения кистью.

5.1.3.3. Движения головой.

5.1.3.4. Наклоны туловища.

5.1.3.5. Повороты туловища.

5.1.3.6. Круговые движения прямыми руками вперед.

5.1.3.7. Наклоны туловища в сочетании с поворотами.

5.1.3.8. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке.

5.1.4. Элементы гимнастических и легкоатлетических упражнений.

5.1.4.1. Ходьба с удержанием рук за спиной.

5.1.4.2. Движения руками при ходьбе: взмахи, подъем вверх.

5.1.4.3. Ходьба на носках, пятках, в приседе, в полуприседе.

5.1.4.4. Броски и ловля мяча одной, двумя руками.

5.1.4.5. Сбивание предметов мячом.

5.1.5. Общеразвивающие упражнения без предметов.

5.1.5.1. Основныe положения рук, ног, туловища, головы.

5.1.5.2. Ocновные движения рук, ног, туловища, головы.

5.1.5.3. Выполнение упражнений на месте и в движении.

5.1.5.4. Разучивание правил сочетания движений ног, туловища с движениями рук.

5.1.5.5. Ознакомление с техникой дыхательных упражнений.

5.1.5.6. Разучивание упражнений для формирования правильной осанки.

5.1.5.7. Разучивание техники выполнения комплексов общеукрепляющих упражнений.

5.1.5.8. Выполнение корригирующих упражнений.

5.1.5.9. Выполнение упражнений для формирования ориентировки в пространстве.

5.1.5.10. Ознакомление с техникой упражнений для укрепления мышц туловища и конечностей.

5.1.6. Общеразвивающие упражнения с предметами.

5.1.6.1. Закрепление правил выполнения упражнений с гимнастическими палками.

5.1.6.2. Разучивание комплекса упражнений с флажками.

5.1.6.3. Ознакомление с выполнением комплекса упражнений с малыми обручами.

5.1.6.4. Выполнение упражнений со скакалкой.

5.1.6.5. Выполнение упражненийс малыми гантелями.

5.1.6.6. Ознакомление с упражнениями с большими мячами.

5.1.6.7. Закрепление комплекса упражнений с малыми мячами.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета  "Адаптивная физическая культура".

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (с использованием технических средств);

освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:  спортивные игры,

интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности.

5.2. Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  1. Формирование учебного поведения:
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающейся. Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам учебного плана.  

5.3.Духовно-нравственное воспитание

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающейся:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим,  умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, служит эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также  ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатии) и доброжелательным  общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и  правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим. Например, если кто-то из детей громко кричит и проявляет агрессию, другие дети, наблюдая за реакциями взрослого, учатся терпению и уважению к сверстнику, независимо от его поведения. Некоторые дети проявляют инициативу: подходят к однокласснику, пытаются ему помочь, успокаивают, протягивают игрушку, гладят по голове и т.д.

5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
  • формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
  • формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

6. Организация ухода и присмотра

Под присмотром и уходом понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Присмотр и уход осуществляется родителями.

7.Специалисты, участвующие при реализации СИПР.

Учитель начальных классов

Учитель-логопед

8. Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

тренинги,

психокоррекционные занятия,

встречи родительского клуба,

индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами,

тематические семинары

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

посещение родителями уроков/занятий в организации;

домашнее визитирование

обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

консультирование;

посещение родителями уроков/занятий в организации;

домашнее визитирование

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

ведение дневника наблюдений (краткие записи);

информирование электронными средствами;

личные встречи, беседы;

проведение открытых уроков/занятий

организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

привлечение родителей к планированию мероприятий;

анонсы запланированных внеурочных мероприятий;

поощрение активных родителей.

9. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов.

Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям. Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются

• специально подобранные предметы,

• графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

• алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

• электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.). Выше перечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.

• оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории. Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Период занятий

I триместр

II триместр

III триместр

За год

Количество пропусков

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года): __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала СИПР_______________Подпись специалиста_______________

Дата окончания СИПР ______________   Подпись родителя _____________

СОГЛАСОВАНО                                                                  СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                               Заместитель директора по  УВР                                    

ШМО  учителей начальных классов                                    ГБОУ школы-интерната №7                                                  

№1  от 29.08.23                                                                       _________/Т. В. Хлыстова/                                    

Руководитель  ШМО________/Р.М Мовсесян/                   «29» августа 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Прощание с начальной школой"

Внеклассное мероприятие проведено  по окончании учебного года. В разработке представлен монтах стихов, сценок....

Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности  учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе...

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...

Cоздание специальных образовательных условий в школе для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей

Цель проекта: создание специальных образовательных условий в школе для обучения и  социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей.  Задачи проекта:- Сформировать и апр...