Рабочая программа внеурочной деятельности "Настольные игры" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Варламова Марина Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Настольные игры" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastolnye_igry_4_klass.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»

им. В.И. Малышкина

(с углубленным изучением отдельных предметов)

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

Рассмотрено на заседании  МО

__________________________

(подпись)

Руководитель  МО

 

«_____» ____________20___ г.  

 

Утверждено на   заседании  НМС

__________________________

(подпись)

Зам.директора НМР

«_____»  __________20___ г.  

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»

4 классы

2021 /2022 учебный год

Составлен: Варламовой М.В

г. Якутск

Пояснительная записка

     Рабочая  программа учителя в 4 классе по внеурочной деятельности «Настольные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального  образования, Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на основе «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение» Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова; «Просвещение».

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повышает уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

Настольная игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревнование с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.

Цель программы: - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

         Основные задачи программы:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительные особенности программы: практическая игровая направленность, проектные технологии.

Организационные принципы: занятия предполагают групповые формы работы. Программа предназначена для учащихся 4 классов, рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа

Особенности организации учебного процесса.

            Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данная программа состоит из системы  дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания игры-ассоциации, логические и развивающие игры, пазлы, лото и  домино различной тематики, шашки, что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

В курсе используются игры разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются игры, в которые они могут играть успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения программы   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения данной программы   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с определённой игрой.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в правилах конкретной  игры.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы, таблицы, правила игр и другие источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и объекты по классам, видам, предназначениям.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения программы   являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

    Курс «Настольные игры» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 11 лет.

Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.

Сроки реализации.

Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 34 занятия: одно занятие в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Система занятий по курсу «Настольные игры» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект:

  • воспитание системы межличностных отношений.

Формы подведения итогов реализации программы.

     Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме итоговой большой игры-соревнования  «Настольные игры».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

•        степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

•        поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

•        результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

•        косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Содержание программы. 

  1. Игры- ассоциации, игры в дорогу- 6 часов
  2. Логические игры  - 5 часов
  3. Развивающие настольные игры – 19 часов
  4. Экономические настольные игры – 4 часа

Календарно-тематическое планирование

дополнительной образовательной программы «Настольные игры»  4 класс

№ П/П

Тема занятия

Кол-во

часов

Введение. Инструктаж по ТБ.

Ассоциации. Вас приглашает страна игр. Какие бывают игры? Представление игр и их происхождение. Игры на сплочение коллектива. Правила игры-ассоциации «Крокодил».

1

Игры-ассоциации Игра «Кто я?», «Имаджинариум»

1

3

Игры-ассоциации «Народные промыслы», «Профессии».

1

     4

Игры в дорогу. Кроссворды, чайнворд, найди отличие, морской бой, судоку. Правила игры.

3

5

Словесные игры «Слова», «города». «Игры-ассоциации». Логические игры.

5

6

Игра «Падающая башня»

2

7

Игра Продолжение логического ряда. Игры «Танграмм»

3

8

Пазлы «Любимые герои мультфильмов», «Животные».

1

9

Игра «Крестики-нолики».

1

10

Игры:«Котосовы», «Турбосчет».

1

11

Игры: «Делиссимо», «Много-Много», «Цветариум», «7 на 9».

2

12

Игра «Сходство, различие».

1

13

Игра «Эрудит»

1

14

Игры на обогащение словарного запаса. Алиас.

2

15

Игры: «Таймлайн», «Хронолет»

1

16

Игры: «Викторина чемпионов» «Сундучок знаний. Вокруг света».

1

17

Комбинаторика. Размещение, сочетание. Игра « Мемо»

2

18

Экономические игры. Игры: «Колонизаторы», «Монополия», «Рынок».

4

19

Резерв. Подведение итогов. Игра-соревнование по  настольным играм.

1

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. –
  4. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  5. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  6. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
  7. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Интернет – ресурсы :https://mel.fm/blog/zhenya-kats/64273-15-klassnykh-igr-kotoryye-ni-za-chto-ne-dadut-skuchat-v-doroge-smartfon-ne-prigoditsya

            Материально – техническое обеспечение программы:

.Настольные игры:

« Крокодил», «Имаджинариум», «народные промыслы», «Профессии», «Падающая башня», «Котосовы», «Турбосчет», «Делиссимо», «Много-Много», «Цветариум», «7 на 9», «Геометрика», «Спасти безударную», «Мы с тобой одного корня», «Викторина чемпионов» «Сундучок знаний. Вокруг света», «Колонизаторы», «Монополия», «Рынок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...