Методическая мастерская «Учитель года России -2022»
материал

Переверзева Светлана Сергеевна

Методическая мастерская «Учитель года России -2022»

 Использование интерактивных методов   в начальной школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Методическая мастерская «Учитель года России -2022»

 Использование интерактивных методов   в начальной школе

-Здравствуйте, уважаемые коллеги.  

Меня зовут Переверзева Светлана Сергеевна.  Я учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» (несколько раз щелкнуть – фото)

Слайд 2

Научить и душой обогреть —  

В этом весь наш учительский труд, 

И счастливее сделать сердца 

Предстоит нам за сорок минут… 

 Кклассические подходы к обучению не позволяют в полной мере раскрыть потребности, возможности и склонности учащихся, а соответственно, сформировать универсальные учебные действия, которые определены ФГОС. В этом я вижу проблему современного образовавния.

 Считаю, необходимо повышать не только активность детей, но и самостоятельность, способствовать тому, чтобы они могли применять свои знания на практике, что даст необходимый развивающий эффект. 

Формирование навыков коммуникации и сотрудничества, одних из актуальных навыков XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным. 

Слайд 3

  Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

 

Слайд 4

Не секрет, что мы запоминаем:     щелкать
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

Предлагаю сегодня  не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.

Предлагаю сегодня  не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.

Цель моего выступления: показать применение интерактивных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе.
Существуют различные методы в педагогике.

Слайд 5    Щелкать (стрелка)

Известны пассивные методы, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения; 

Слайд 6    Щелкать (стрелка)

активные (здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач)

Слайд 7  

Однако, существует ещё одна очень интересный метод обучения детей – Щелкать (стрелка)  интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов.

Слайд 8

Что такое интерактивные методы обучения?

 

Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие») -  методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Слайд 9.   (Прочитать несколько первых)

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: 

  • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
  • Повышение познавательной мотивации
  • Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
  • Воспитание лидерских качеств
  • Умение работать с командой и в команде
  • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

Слайд 10.

Интерактивных методов достаточно много, представлю некотрые методы,которые успешено и активно использую в своей работе.Интерактивные методы можно использовать на разных этапах урока.

 Начало урока может быть необычным.Задача учителя дать положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Например: 

Слайды 11,12

Прием «Добро в ладошках», ( Учащиеся соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.)

Слайд 13  Прием «Поздоровайся локтями»  

        Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

 

 

2.  

-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений

можно использовать следующие приемы:

Слайд 14«Фруктовый сад»,  Слайд 15 «Осенний сад»,  

 

Ученикам данный прием позволит более четко определиться со своими

образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог  мог  их знать и учитывать в образовательном процессе.

  заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Дерево ожиданий», второе – «Дерево опасений». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки двух цветов: зелёные и красные.

 , на зелёных яблоках записать свои ожидания  от урока, а опасения - на красных.

-В конце урока мы возвращаемся  к нашим деревьям и смотрим, подтвердились ли их ожидания и опасения.

3.

Представить новый  материал, структурировать его, создать алгоритм работы на уроке помогают приемы: «Инфо-ромашка»,. «Инфо-карта»,

Слайд 16  Так , изучая «Имя прилагательное» дети составили следующий алгоритм действий, план урока. Что такое им.прил., на какие вопросы отвечает, какие грамматические признаки имеет.

Слайд 17  Прием «Инфо-карта» помог детям спланировать работу по теме «Термометр», (щелкнуть) определить понятие,   ознакомиться с видами, (щелкнуть) устройствомтермометра и его применением.

 Слайд 18

 Прием  «Фонтан –идей»  позволил на уроке окружающего мира выявить  экологические проблемы , которые возникают в природе (карточки красного цвета) и найти свои пути решения этих проблем на разных уровнях.

 

Слайд 19

На  разных этапах урока может быть использован  прием , «Составление кластера»,

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. (щелкнуть)

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-

лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

Слайд 20

Следующий прием « Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет ученику

отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он

достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и

предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или  специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или

предложения в тексте.

((((Знаком «галочка» ( V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.)))

Данный прием обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст,отслеживать собственное понимание в процессе чтения.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является

разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения приема «Инсерт» у ученика

появились такие знаки . После этого ученик может самостоятельно искать

ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу( работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

 Слайд 21

4.Для организации самостоятельной работы над темой можно использовать такие приемы как:

  «Cветофор», «Инфо-карусель», «Автобусная остановка»

Рассмотрим прием  «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов. (щелкнуть)

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. (щелкнуть) Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. (щелкнуть) После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель  (щелкнуть) резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

 

Слайд 22

На этапе обобщения знаний используем приём «Синквейн».  

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

(Правила написания синквейна вы все знаете)

СЛАЙД 23

По своей теме я тоже составиила синквейн, который вы можете видеть на экране.1.Интерактивный МЕТОД

2.ЭФФЕКТИВНЫЙ, АКТИВНЫЙ

3.УВЛЕКАЕТ, УЧИТ, РАЗВИВАЕТ

4. УЧЕНИЕ – С УВЛЕЧЕНИЕМ!

5. УСПЕХ!

СЛАЙД 24

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.

СЛАЙД 25 (щелкаю) - фото

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

СЛАЙД 26

Свое выступление хочу закончить словами Иоганна Генриха Песталоцци.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивные методы обучения в начальной школе Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» Переверзева С.С.

Слайд 2

ПРОБЛЕМА: КЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ РАСКРЫТЬ ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ И СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ, А СООТВЕТСВЕННО, СФОРМИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ПУТИ РЕШЕНИЯ: НЕОБХОДИМО ПОВЫШАТЬ НЕ ТОЛЬКО АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ, НО И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, СПОСОБСТВОВАТЬ ТОМУ, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ, ЧТО ДАСТ НЕОБХОДИМЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ. ф ормирование навыков коммуникации и сотрудничества, одних из актуальных навыков XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным. Научить и душой обогреть – В этом весь наш учительский труд, И счастливее сделать сердца Предстоит нам за сорок минут…

Слайд 4

Имитация участия в реальном процессе Участие в дискуссиях Фильмы, выставки, экскурсии Иллюстрация Восприятие слов ! 10% то, что читаем 20% то, что слышим 30% то, что видим 50% то, что видим и слышим 70% то, что говорим 90% то, что говорим и делаем словесная расшифровка визуальная расшифровка восприятие и участие деятельность ЗАПОМИНАНИЕ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ уч-ся в процесс познания

Слайд 5

Учитель Ученик Ученик Ученик ПАССИВНЫЙ метод

Слайд 6

Учитель Ученик Ученик Ученик АКТИВНЫЙ метод

Слайд 7

Учитель Ученик Ученик Ученик ИНТЕРАКТИВНЫЙ метод

Слайд 8

Что такое интерактивные методы обучения? Интерактивные : от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие») - методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Слайд 11

Приём «Добро в ладошках»

Слайд 12

Приём «Добро в ладошках»

Слайд 13

Приём «Поздоровайся локтями»

Слайд 14

Приём «Фруктовый сад»

Слайд 15

Приём «Осенний сад»

Слайд 16

Приём «Инфо-ромашка»

Слайд 17

Приём «Инфо-карта»

Слайд 18

Приём «Фонтан идей»

Слайд 19

Приём «Кластер»

Слайд 20

Приём «Инсерт» ? ! - известно - новое - непонятно - удивило

Слайд 21

Приём «Автобусная остановка»

Слайд 22

Приём «Написание синквейна» 1. Существительное 2. Прилагательное, прилагательное 3. Глагол, глагол, глагол 4. Предложение (фраза) 5. Слово-резюме

Слайд 23

«Синквейн» Составление синквейна 1.Интерактивный МЕТОД 2. ЭФФЕКТИВНЫЙ, АКТИВНЫЙ 3. УВЛЕКАЕТ, УЧИТ, РАЗВИВАЕТ 4. УЧЕНИЕ – С УВЛЕЧЕНИЕМ! 5. УСПЕХ!

Слайд 24

«Фруктовый сад» «Синквейн» «Инфо-угадай-ка» «Автограф» «Четыре стихии» «Автобусная остановка» «Кластер» «Ульи» «Ресторан» «Солнышко и туча» «Светофор» «Ковёр идей» «Добро в ладошках» «Воздушный шарик» «Парный выход» «Поздоровайся локтями» Интерактивные методы Приёмы

Слайд 26

Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г. Песталоцци


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...

Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". "Методический семинар. Пояснительная записка"

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа...

Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России". "Методический семинар. Презентация"

Презентация "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа"...

муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России » Конкурсное испытание первого тура «Методическое объединение».

Тема: «Самостоятельная работа на уроках в начальных классах – как средство активизации познавательной деятельности  младших школьников в  условиях реализации ФГОС НОО»...

Конкурсные испытания "Методический семинар" , "Я-учитель", "Урок" на конкурс "Учитель года России" 2018г

Презентация и пояснительная записка к  конкурсному испытанию  "Методический семинар "  и  эссе  на тему "Гражданская позиция современного учителя" к конкур...

Конкурсное испытание "Методический семинар" конкурс "Учитель года России"

Материалы для конкурсного испытания "Методический семинар" конкурс "Учитель года России" 2020 год.Представлена презентация на тему "Социальное партнёрство семьи и школы средст...

Круги Эйлера как эффективное средство формирования речи (Методический семинар. Очный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» , г. Томск

Как учитель начальных классов я понимаю, что успех всего дальнейшего обучения зависит от того, как учащиеся овладевают речью.  Грамотная, образная и логичная речь - ключ к успеху в изучении всех ...