Метод сказкотерапии,как средство решения педагогической проблемы
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Анастасия Владимировна Кириллова
Из века в век сказки у всех народов мира являлись более доступными и эффективными формами передачи опыта поколений, формирования определенных жизненных ценностей и картины мира людей. Педагог, используя в своей деятельности метод сказкотерапии, помогает ребенку справится с проблемами, развить определенное отношение к обществу, помочь преодолеть трудности (поведение, конфликты) через искусственно (сказку) созданные условия.
 
Сказкотерапия считается одним из молодых направлений в социально-педагогической деятельности. Она интенсивно используется с разными категориями населения: дети, подростки, взрослые, инвалиды. Сказкотерапию применяют в социально-реабилитационных центрах, детских домах, детских садах, интернатах, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, школах.
Каждый год вводятся новые методики, одним из этих методов является и сказкотерапия. При прочтении сказки у человека возникают самые различные эмоции: герои и их отношения похожи с повседневной жизнью. Цель занятий - снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление барьера в общении, создание позитивного настроения. На занятиях используются: - групповое обсуждение сказочных сюжетов, анализ сказки; -групповое сочинение сказки; - изменение сказочных сюжетов, иное решение сказочных задач; - рисование по мотивам сказки.
 
Сказкотерапия развивает творческое отношение к жизни, умение видеть многообразие способов и средств достижения собственной цели, развивает скрытые способности и таланты к творческому решению сложных жизненных задач, также появляется уверенность в своих силах и повышается самооценка.
 Педагог использует сказкотерапию в детских садах и школах, как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный тренинг рассчитан на детей от 6 до 10 лет. Тренинг проводится в группе из 10-20 детей примерно одного возраста, желательно, чтобы это был коллектив (школьный класс или детсадовская группа). Цель тренинга заключается в выявлении и развитии творческих способностей, фантазии детей, реконструкции полноценных контактов детей друг с другом, развитию способности к нравственной критике посредством сказкотерапии. Применяя приемы сказкотерапии, педагог приобретает возможность снять эмоциональную напряженность, возбужденность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребенку обрести уверенность в себе.
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_skazkoterapii.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый год вводятся новые методики, одним из этих методов является и сказкотерапия. При прочтении сказки у человека возникают самые различные эмоции: герои и их отношения похожи с повседневной жизнью. Цель занятий - снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление барьера в общении, создание позитивного настроения. На занятиях используются: - групповое обсуждение сказочных сюжетов, анализ сказки; -групповое сочинение сказки; - изменение сказочных сюжетов, иное решение сказочных задач; - рисование по мотивам сказки.

Сказкотерапия развивает творческое отношение к жизни, умение видеть многообразие способов и средств достижения собственной цели, развивает скрытые способности и таланты к творческому решению сложных жизненных задач, также появляется уверенность в своих силах и повышается самооценка.

 Педагог использует сказкотерапию в детских садах и школах, как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный тренинг рассчитан на детей от 6 до 10 лет. Тренинг проводится в группе из 10-20 детей примерно одного возраста, желательно, чтобы это был коллектив (школьный класс или детсадовская группа). Цель тренинга заключается в выявлении и развитии творческих способностей, фантазии детей, реконструкции полноценных контактов детей друг с другом, развитию способности к нравственной критике посредством сказкотерапии. Применяя приемы сказкотерапии, педагог приобретает возможность снять эмоциональную напряженность, возбужденность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребенку обрести уверенность в себе.

 «Проживая сказку» , дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, правильно выражать различные телесные эмоции, чувства, состояния; - дети отличают, как хорошее, так и плохое в человеке; - дети учатся сосредотачиваться на самих себе; - большинство детей стали обладать внутренним контролем; - дети начинают брать на себя ответственность за свои чувства и поступки;  дети меньше злятся, и открыто выражают свои потребности; - дети переходят от негативно-угрюмых эмоций к радостноудовлетворенным;  эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко страх, беспокойство, тревогу, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру; -формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой есть.

Из чего можно сделать вывод, что все эти изменения показывают эффективность применения данного метода - сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения у младших школьников и результаты диагностики, еще раз это доказывают.

Выяснено, что, сочетая разнообразные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с какими он столкнется во взрослой жизни. Это существенно обогатит его мироощущение, и средства взаимодействия с окружающим миром и обществом в целом. Сказка может выполнять коррекционные функции, так как вырабатывает устойчивое позитивное социальное поведение и содействует нормализации социальных жизненных идей.

Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Сказкотерапия используется для разрешения самых различных проблем: от затруднений в учебе и социальной адаптации, до острых жизненных кризисов. Данный метод дает возможность решать различные проблемы, возникающие у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.

Кроме этого, благодаря сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, страха; принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку выразить и осмыслить свои проблемы, и найти различные пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа на уроках литературного чтения с использованием метода "Сказкотерапия"

Что такое "Сказкотерапия"? Прмеры творческих работ детей на уроке литературного чтения....

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКАХ. Практикум по решению педагогических ситуации для молодого педагога.

ШКОЛА МОЛОДОГО педагога            Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Цель:Помочь молодому учителю адаптиро...

Актуальный педагогический опыт "Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"

Актуальный педагогический опыт"Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"                      ...

Социальное ориентирование младших школьников средствами внеклассных мероприятий.Проблемы и способы их решения.

Так какой должна быть воспитательная система сегодня?На мой взгляд, это воспитательная система, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные понятия, где происходит единство...

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста путем применения метода сказкотерапии

Часто так случается, что в классе среди маленьких детишек вспыхивают эпизоды тревоги. Например, сложности в ответе у доски, трудно сосредоточиться, когда идет контрольная, тревоги по поводу получения ...

Педагогический опыт «Интерактивные методы обучения как средство формирования УУД в начальных классах»

Педагогический опыт «Интерактивные методы обучения как средство    формирования УУД в начальных классах»...

Выступление на педагогическом совете по теме: Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации

Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации. в современном мире перед педагогом возникает масса проблем:Проблема мотивации активности обучаемых.Ориентация образова...