«Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка»
статья

Ни для кого  не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов курса начального общего образования.

           В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены  психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

            Как же заинтересовать учащихся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ржаевская О.М., учитель начальных классов

ГБОУ школа №467 Колпинского района Санкт-Петербурга

 «Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка»

          Ни для кого  не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов курса начального общего образования.

           В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены  психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

            Как же заинтересовать учащихся?

Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.

Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?

Необходимо внести изменения в содержание и организацию  процесса обучения.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными на уроках становятся технологии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии.
  2. Технология "Метод проектов".
  3. Технология проблемного обучения.
  4. Технология развития критического мышления через письмо.
  5. Технология модульного обучения. 
  6. Технология мастерских
  7. Кейс – технология
  8. Здоровьесберегающие технологии  
  9. Модульная технология
  10. Технология интегрированного обучения
  11. Педагогика сотрудничества. 
  12. Технологии уровневой дифференциации 
  13. Групповые технологии. 
  14. Традиционные технологии (классно-урочная система)
  15. Игровые технологии и др.

 Какие же технологии я использую на уроке русского языка?

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Прежде всего на уроках русского языка в начальной школе  я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.

Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Интерактивную доску в работе применяю по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в пректной деятельности, в исследовательской работе и т.д.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

- работа с текстом и изображениями;

- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

- демонстрация презентаций, созданных учащимися;

- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

- создание заметок с помощью электронных чернил.

Как и любое техническое средство, интерактивная доска используется на уроке не более 20 минут. Согласно мнению родителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Обусловлено это тем, что ребёнок лучше стал усваивать материал на уроке. Улучшается внимание и память, снимается эмоциональное напряжение.

Её целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения нитегрированных уроков.

Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.

ИКТ можно использовать на уроках всех типов:

- изучение нового материала и формирование новых умений;

- практическое применение знаний, умений;

- обобщение и систематизация изученного;

- контроль, коррекция знаний;

- комбинированные  уроки.

Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем организовать выполнение и традиционных видов упражнений:

- зрительное восприятие;

- вставка букв;

- постановка знаков препинания;

- графическое обозначение единиц языка;

- редактирование текста.

Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение. Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.

Технология "Метод проектов"

Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.

Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проекта возможно и на уроке при проверке домашнего задания (сообщение), при изучении новой темы (выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).

Технология проблемного обучения  может использоваться на уроках русского языка.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо используется в работе с учебными текстами (приём "инсерт", "синквейн" и др.)

Приём "Составление синквейна"("синквейн",фр.,- стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам).

Составление синквейна требует от учеников в кратких выражениях подытожить учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.

Правила написания синквейна:

1 строка- записываем одно слово-существительное. Это тема синквейна.

2 строка -два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3строка -пишем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка-фраза, предложение, с помощью которой ученик раскрывает своё отношение к теме.

5строка- слово-резюме.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.

   Сухомлинский  писал, что "Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". Применение игры возможно для школьников всех возрастов. Занимательность - необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект, аналитические возможности.

     На уроках русского языка можно использовать самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки- путешествия, уроки - КВН, экскурсии. 

Какую бы педагогическую технологию мы ни применяли на уроках русского языка, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. 

Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка позволяет учителю добиваться высокого качества обучения, увеличения числа учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка в 1 классе с учетом требований ФГОС

Урок русского языка разработан для  учащихся 1 класса в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Данный материал освещает основные образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

«Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»

Доклад «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»...

Использование современных педагогических технологий на уроке русского языка.

Использование современных педагогических технологий на уроке русского языка.Согласно новому ФГОС , современный урок – это развивающий урок, направленный, прежде всего, на формирование и развитие...