Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебные картины"
рабочая программа

Колесникова Надеждв Владимировна

           Содержание программы представлено различными видами трудовой   и художественной деятельности и направлено на овладение школьниками с ОВЗ необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами. Работа - это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья. Внеурочная деятельность будет способствовать формированию адекватного функционирования детей в социальной среде.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_volshebnye_kartiny.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Чернавская школа" Милославского района Рязанской области

«Рассмотрено»

Методический совет школы

Протокол № ____

Зам. директора школы по ВР

___________/

от «____» августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ "Чернавская школа"

__________ /

Протокол № ____

от «____» августа 2020 г.

        АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                        для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения, ТМНР)

(по индивидуальному учебному плану)

внеурочной деятельности

«Волшебные картины»

2022– 2024 учебный год

Срок реализации программы 2 года

Учитель                Колесникова Надежда Владимировна,

                         I квалификационная категория

Класс             1-4

с. Чернава

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе: 

  1. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

2.      Адаптированной основной образовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Чернавская школа». 

3.   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В. Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М. «Просвещение» 2013 г. 4.      Учебного плана МОУ «Чернавская школа» на 2020 – 2021 учебный год.

5. Примерной  программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), на основе авторской программы «Художественное творчество: станем волшебниками», разработанной Т.Н.Просняковой  для внеурочных занятий с учащимися  1-4 классов.  

                Особое место для детей с множественными нарушениями занимает внеурочная деятельность. Это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий - в их неповторимости.

                 Программа внеурочной деятельности «Волшебные картины» является адаптированной и составлена для обучающихся с ОВЗ с учётом их психофизических особенностей.

                Обучающиеся с ОВЗ которые, как известно, имеют специфические особенности развития, занимаясь декоративно – прикладным творчеством, соприкасаются с искусством, которое создает особые условия для их личностного становления. Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественной творческой активности воспитанников. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.

 Народное декоративно - прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности, а в случае с детьми с ОВЗ, выполняет корректирующую компенсаторную и терапевтическую функции. Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки обучающихся, разработки обучающих технологий, использование разнообразных видов декоративно- прикладной деятельности, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности.

  Направленность:

Программа имеет художественную направленность, способствует формированию у детей общетрудовых умений и навыков. Она развивает у детей с умеренной умственной отсталостью  эстетическое восприятияе, образные представления, воображение, художественно-творческие способности, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.

                                                   Актуальность

Содержание программы представлено различными видами трудовой   и художественной деятельности и направлено на овладение школьниками с ОВЗ необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами. Работа - это прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья. Внеурочная деятельность будет способствовать формированию адекватного функционирования детей в социальной среде.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.

Цель программы «Волшебные картины»:

- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:

 Коррекционно – образовательные:

  1. Вырабатывать у обучающихся умение слушать учителя, выполнять словесные инструкции.
  2. Способствовать овладению техниками (работа с природным материалом, работа с бумагой, лепка, техниками рисования карандашами и гуашью), навыками работы с инструментами и приспособлениями;
  3.  Учить различать цвет и форму предметов, величину предметов.
  4. Упражнять в рисовании  несложных рисунков, закрашивать их, соблюдая контур, адекватно использовать цвета.

Коррекционно – развивающие:

     1. Формировать умения ориентироваться на плоскости листа бумаги.

     2. Развивать мелкую моторику,  зрительно – двигательную координацию.

     3. Развивать познавательные  процессы, речь обучающихся.

Коррекционно - воспитательные:

      1.Воспитывать  аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе, умение  трудиться в коллективе, оказывать друг другу помощь.

      2. Развивать у обучающихся  художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса внеурочной деятельности «Волшебные картины»;
  • осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народному творчеству;

Метапредметные БУД.

Регулятивные.       Уч-ся получат возможность научиться:

  • выполнять    задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

Познавательные.        Уч-ся получат возможность научиться:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;
  • учиться находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты.

 В результате обучения учащиеся смогут научиться:

  • Узнать названия инструментов, материалов, предусмотренных программой; правильно пользоваться инструментами;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
  • Научиться основам изобразительной грамоты, пользоваться выразительными средствами рисунка.
  • Совершенствовать навыки работы с пластилином, бумагой.
  • Ребенок научится владеть карандашом, красками  и другими изобразительными инструментами (бумага для аппликаций, пластилин в пластилинографии, нитки в ниткографии).
  • Ребенок научится выполнять аппликации из геометрических фигур, салфеток, из гофрированной бумаги, ватных дисков. Научится различным приемам работы с бумагой;
  • Научится следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия  пользуясь инструкционными картами и схемами;

Форма организации занятия

Форма занятий – индивидуальная

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи, игровые упражнения. В теоретической части используется рассказ учителя, беседа, показ учителем способа действия; в практической части – непосредственное изготовление изделий, самостоятельное художественное творчество детей.

                   

                                               

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Кол-во часов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Вводное занятие.

1

1

1

1

Акварелька.

10

10

10

10

Секреты аппликации.

8

10

10

10

Бумажное царство. Оригами.

3

5

5

5

Волшебный пластилин

5

8

8

8

Песочная терапия.

6

-

-

-

ИТОГО

33

34

34

34

Содержание программы по внеурочной деятельности

1.Вводное занятие

Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности. Знакомство с материалами и инструментами.

2.Акварелька. Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, пластилином, с использованием ниток). Составление и выполнение гжельского узора, знакомство с городецкой  и хохломской  росписью.

3.Секреты аппликации.  Программа предусматривает сюжеты с применением круп, аппликации из геометрических фигур, салфеток, из гофрированной бумаги, ватных дисков. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.

4.Бумажное царство. Оригами.  Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

5. Волшебный пластилин. Знакомство с простейшими приемами сюжетной и предметной лепки. В предметной лепке изготавливают яблоко, грушу, дом, снеговика, птичку, улитку. В сюжетной лепке колобок, транспорт и т.д.

Календарно-тематическое планирование       Первый год обучения (33 ч)

№  

п/п

Тема занятия

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. План работы. Знакомство с инструментами и материалами.                                    

   Акварелька. 10 ч

2

Рисуем пальчиками. Длинные дорожки.

3

Рисуем пальчиками. Цветочки на полянке.

4

Ниткография. Получение простых фигур.

5

Ниткография. Совушка.

6

Рисование гуашью. Воздушные шары.

7

Рисование гуашью. Море и рыбки.

8

Рисуем цветными карандашами. Простые фигуры.

9

Рисуем цветными карандашами. Раскраски.

10

Рисуем цветными карандашами. Чудо-дерево.

11

Рисуем цветными карандашами. Паровозики.

 

Секреты аппликации. 8 ч

12

Аппликация-мозаика из обрывных кусочков бумаги. Яблоко.

13

Учимся вырезать. Аппликация из геометрических фигур.

14

Учимся вырезать. Аппликация из геометрических фигур.

15

Аппликация из ватных дисков. Снеговик.

16

Аппликация из ватных комочков. Собачка.

17

Аппликация. Украшаем елку.

18

Графика крупой.

19

Графика крупой.

   Оригами. 3 ч

20

Оригами. Вводное занятие. Самолётик. Кораблик.

21

Оригами. Базовая форма «Рыба».

22

Оригами. Цветы к празднику.

Волшебный пластилин 5 ч

23

Пластилинография. Рисование пластилином. Звездочки на небе.

24

Рисование пластилином. Солнышко потянулось лучиками.

25

Лепим из пластилина. Корзиночка с овощами.

26

Лепим из пластилина.

27

Лепим из пластилина.

Песочная терапия 6 ч

28

Песочная терапия. Вводное занятие. Способы рисования.

29

Рисуем песком. Узоры на песке.

30

Рисуем песком. Геометрические фигуры.

31

Сказочная страна. Путешествие к буквам.

32

Сказочная страна. Путешествие к цифрам.

33

Заключительный урок. Чему мы научились.

         

Второй год обучения (34 ч)

№  

п/п

Тема занятия

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. План работы. Знакомство с инструментами и материалами.                                    

   Акварелька. 10 ч

2

Рисование  «Цветы в вазе».

3

Рисование дерева.

4

Рисование  «Пирамидка»

5

Рисование  «Волшебный круг»

6

«Учимся рисовать гжель»

7

Рисование  «Знакомство с городецкой росписью»

8

Рисование  «Знакомство с хохломской росписью»  

9

10

Иллюстрирование русских народных сказок.

11

Иллюстрирование русских народных сказок.

 

Секреты аппликации. 10ч

12

Аппликация-мозаика из обрывных кусочков бумаги.

13

Аппликация из геометрических фигур.

14

Аппликация из геометрических фигур.

15

Аппликация из ватных дисков.

16

Аппликация из ватных комочков. Собачка.

17

Аппликация. Украшаем елку.

18

Графика крупой.

19

Графика крупой.

20

Аппликация «Укрась шарфик узором».

21

Аппликация -торцевание на пластилине. Гиацинт.

   Оригами. 5 ч

22

Оригами. Квадрат- основная фигура оригами

23

Оригами. Базовая форма «Треугольник»

Стилизованный цветок.  Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик.

24

Оригами. Базовая форма «Двойной треугольник».

Базовая форма «Двойной квадрат». Рыбка и бабочка. 

25

Оригами. Цветы к празднику

26

Оригами. Цветы к празднику

Волшебный пластилин 8 ч

27

Лепка «Бревенчатый домик».  

28

Лепка «Улитка».

29

Лепка «Вишня в корзинке».

30

Лепка «Птички и кормушка»

31

Лепка «Золотая рыбка»

32

Лепка  «Заяц».    

33

Лепка «Уточка с утятами»

34

Заключительный урок. Выставка работ.

         

Уровень усвоения программы

Программа всех разделов усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.

Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, тестирование, выставка, промежуточные просмотры. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями.

Мониторинг результатов усвоения программы проводится не реже одного раза в полугодие

  При определении уровня усвоения программы оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

 -действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, тестирование, викторина, конкурс, выставка, опрос, анкетирование, промежуточные просмотры. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников, участие в конкурсах, выставках. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями.

3. Формы аттестации и оценочные материалы.

п/п

Наименование

критерия

Характер

Задания

Удовлетворительный

уровень

Хороший уровень

Отличный

уровень

3 балла

4 балла

5 баллов

1. Информированность ребенка в области различных техник.

1

Основные техники

Предлагается показать известные техники

Без особого интереса выполняет задания, в связи с недостаточным освоением техник.

Пытается показать отдельные техники помощью педагога.

Показывает технику, практически не пользуется подсказкой педагога.

2

Знакомство с образцами.

Демонстрируются картины, выполненные в различных техниках

Отмечает, что ранее ребенок таких картин не видел.

Отмечает, что подобное когда-то наблюдал, но особо не обращал внимания

Отмечает, что такие картины видел и не раз, они вызвали интерес, у него есть дома.

2. Отношение ребенка к прикладному искусству.

1

Желание научиться создавать картины, поделки своими руками.

Делаем различные поделки из бумаги, из пластилина.

Желание проявляется слабо.

Желание присутствует, но неустойчивое.

Желание ярко выражено, но неустойчивое.

2

Умение видеть красоту в окружающем мире и желание сделать своими руками.

Делаем поделки

Ребенок без особого желания делает заготовки.

Выполняет все рекомендации, но не очень аккуратно.

Старательно, качественно выполняет все инструкции по заданию учителя.

3. Освоение ребенком навыков работы с  бумагой, пластилином.

1

Овладение графическими навыками по созданию эскизов картин.

Предлагается использовать словесное описание картины учителем и использовать галерею фото.

Частично сформированы отдельные графически е действия умения. При рисовании допускает неточности. Изображение получается слабоузнаваемым. Требует постоянно

помощи взрослого.

Сформированы отдельные графические действия умения. В некоторых случаях допускает неточности (движения, формы и пр.). Изображение узнаваемо. Качество изображени я низкое. Нуждается в

Помощи взрослого.

Сформированы основные графически е действия. Удается передать форму. Иногда нуждается в помощи взрослого.

2

Освоение принципа «налепа»,лепки геометрических фигур.

По словесной инструкции изготавливаем различные части тела для героев из мультфильма.

Частично сформированы отдельные геометрические представления. Допускает неточности. Изображение получается слабоузнаваемым. Требует постоянной помощи взрослого.

Сформированы отдельные геометрические представления. В некоторых случаях допускает неточности. Изделие узнаваемо. Качество изделия низкое. Нуждается в помощи взрослого.

Сформированы основные геометрические понятия. Удается передать форму. Изделие выполнено качественно. Иногда нуждается в помощи взрослого.

3

Выбор техник изонити для различных геометрических фигур.

Предлагается нарисовать эскиз предметной картины.

Отказывает от рисования с мотивировкой, что не сможет такую картину нарисовать.

Не очень аккуратно и без особого желания делает эскиз, только с помощью учителя.

Старательно, аккуратно, без помощи учителя выполняет инструкцию по рисованию эскиза.

1. Психомоторное развитие обучающегося.

1.

Зрительно- моторная координация в процессе прикладного искусства.

Предлагается выполнение графических, геометрических заданий и  упражнений, требующих определенной точности, ритмичности движения и одновременной работы пальцев двух рук одновременно.

Наблюдается нарушение зрительно- моторной координации в процессе изонити, лепки. Затрудняется соотнести силу, амплитуду  скорость, ритмичность движения с графической задачей.

Сформирована слабо. Часто движения рук неточны, характер, сила, амплитуда, скорость, ритмичность движения не соответствуют графической задаче. Одновременная работа двумя руками не скоординирована.

Сформирована в достаточной степени. Иногда движения рук неточны, характер, сила, амплитуда, скорость, ритмичность движения не всегда соответствуют графической задаче. Одновременная работа двумя руками не всегда скоординирована.

2

Внимание, усидчивость, доведение графической работы до конца.

Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий.

Характерна расторможенность, трудность сосредоточения внимания. Работа до конца не доводится.

Иногда проявляется невнимательность, неусидчивость. В некоторых случаях работа может быть не доведена до конца.

Чаще всего проявляется внимание, усидчивость, работа доводится до конца.

3

Речевая деятельность в процессе работы с бумагой, пластилином.

Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий.

Процесс рисования осуществляется молча. Побуждения педагога к речи не дают результата. Не может придумать и рассказать историю для создания картин.

Речевая деятельность в процессе рисования постоянно побуждается педагогом. При помощи наводящих вопросов ребенок может выразить в речи: свои действия, свое отношение, свое эмоциональное со стояние. Придумывает и рассказывает эскизы для картин

только с помощью взрослого.

В ходе рисования ребенок чаще всего может выразить в речи: свои действия, свое отношение, свое эмоциональное состояние. При помощи взрослого придумывает и рассказывает сюжет для картин..

2. Проявление творческих способностей ребенка

1

Воображение, фантазия в прикладной деятельности.

Предлагается нарисовать эскиз картины для интерьера в свою комнату.

Отказывается с мотивировкой «Не знаю как».

Сразу не может создать образ. Пробует различные варианты. Дорисовывает с помощью педагога.

Самостоятельно находит образ, дорисовывает выразительно.

2

Оригинальность эскиза.

Предлагается дорисовать по выбору тематику из перечня предлагаемого.

Дорисовывает не все. Изображения повторяются, неоригинальны.

Дорисовывает все. Изображения могут повторяться, оригинальносю не отличаются.

Дорисовывает все. Получаются интересные изображения.

3. Эмоциональный отклик обучающегося в процессе изонити.

1

Эмоциональная выразительность картин.

Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий.

Картины эмоционально не выразительны, скучны.

Картины чаще всего маловыразительны.

Почти каждая картина характеризуется эмоциональной выразительностью.

2

Эмоциональное состояние

Диагностика проводится на основе наблюдения за выполнением вышеописанных заданий.

Изонить слабо влияет на исходное эмоциональное состояние.

Чаще всего способствует стабилизации эмоционального состояния. Свои эмоции в слове ребенок затрудняется выразить.

Всегда квиллинг, изонить способствует гармонизации эмоционального состояния. Как правило, свои эмоции ребенок может выразить в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности "Зоология в рисунках"

Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Зоология в рисунках" разработана для детей с задержкой психического развития и  рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ 2 класс

Данная программа  внеурочной деятельности имеет коррекционную направленность.Курс предназначен для учащихся 2 класса.Целью уроков  произношения является: воспитание внятной, выразительной ус...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 1-4 класс с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1

Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуника...