РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» ,1 класс
рабочая программа (1 класс)

Залеских Людмила Алексеевна

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе:

Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

на 2023- 2024 учебный год для обучающихся 1-4 классов

                                                                                      Разработана учителем          

                                                          Залеских Людмилой Алексеевной

2023 г.

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе:

Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой.

– М.: Вентана Граф, 2011 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
  • приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  • Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, направленными письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
  • планом внеурочной деятельности основного общего образования, утвержденным приказом МБОУ «Ивановская СОШ» от 28.08.2023 № 1-189 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования»;
  • рабочей программой воспитания МБОУ «Ивановская СОШ».

Цель программы: развивать математический образ мышления, внимание, память,

творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Задачи программы:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области чисел;

содействовать умелому использованию символики;

правильно применять математическую терминологию;

развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

внимание на количественных сторонах;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

развивать краткости речи.

Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Ивановская СОШ»: учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в 1-х классах, 34 часа во 2–4-х классах.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Тема 3. Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 4. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 6. Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Тема 7. Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Тема 10. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Темы 11–12. Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Тема 13. Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 14. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

Тема 15–16. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 17. Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Тема 18. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Тема 19. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Тема 20. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Темы 21–22. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 23. Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Тема 24. Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 26. Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Взаимный контроль.

Тема 27. Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

Тема 28. Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Тема 29. Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Тема 30. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 31. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 32-33. Математические игры. КВН «Математика – Царица наук»

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные УУД

Обучающийся научится:

_ учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

_ понимание причин успеха в учебной деятельности;

_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

_ представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

_ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

_ адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

_ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

_ различать способы и результат действия;

_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

_ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

_ самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

_ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

_ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

_ отрабатывать вычислительные навыки;

_ осуществлять синтез как составление целого из частей;

_ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

_ формулировать проблему;

_ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

_ устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;

_ различать обоснованные и необоснованные суждения;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

_ принимать участие в совместной работе коллектива;

_ вести диалог, работая в парах, группах;

_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

_ координировать свои действия с действиями партнеров;

_ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

_ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

_ осуществлять взаимный контроль совместных действий;

_ совершенствовать математическую речь;

_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ критически относиться к своему и чужому мнению;

_ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

_ принимать самостоятельно решения;

_ содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

4.Тематическое планирование

Программа ориентирована на обучающихся 1 класса.

Объем рабочей программы: 33 часа.

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

ЭОР

Дата проведения

План

Факт

1

Математика – это интересно

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

06.09

2

Танграм: древняя китайская головоломка 

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

13.09

3

Путешествие точки

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

20.09

4

Игры с кубиками

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

27.09

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

04.10

6

Волшебная линейка

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

11.10

7

Праздник числа 10

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

18.10

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

25.10

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

08.11

10

Игры с кубиками

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

15.11

11-12

Конструкторы лего

2

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

22.11

29.11

13

Весёлая геометрия

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

06.12

14

Математические игры

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

13.12

15-16

«Спичечный» конструктор

2

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

20.12

27.12

17

Задачи-смекалки

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

10.01

18

Прятки с фигурами

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

17.01

19

Математические игры

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

24.01

20

Числовые головоломки

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

31.01

21-22

Математическая карусель

2

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

07.02

14.02

23

Уголки

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

21.02

24

Игра в магазин. Монеты

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

28.02

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

06.03

26

Игры с кубиками

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

13.03

27

Математическое путешествие

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

20.03

28

Математические игры

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

10.04

29

Секреты задач

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

17.04

30

Математическая карусель

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

24.04

31

Числовые головоломки

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

08.05

32

Математические игры

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

15.05

33

КВН «Математика- Царица

наук»

1

https://resh.edu.ru/subject/12/1/

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 класс

Программа курса «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» на 2019 - 2020 учебный год для 3 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Заниматика.»  для третьего класса;имеет ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5б класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, вкллючая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 7б класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, включая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников с...

Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности "Занимательная математика" . 1 класс.

quot; Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным." Б. Паскаль. Данный курс позволяет развивать у ребенка интеллектуальные уме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 2 класса

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «М...