Рабочая программа по курсу мир природы и человека
рабочая программа

Гапонова Елена Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prirody_3_klass.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу мир природы и человека

для 3 класса

на 2023-2024учебный год.

Учитель: Гапонова Елена Михайловна, высшая категория

Количество часов всего___34__ в неделю 1

Планирование составлено на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант

УМК:Мир природы и человека.3 класс .Учеб. для общеобразоват. М63 организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. (Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова) Просвещение ,#1089;.

Комарова С.В. Речевая Н.Б. Матвеева., М.А.Попова. Мир природы и человека .

3 класс :рабочая тетрадь 3класс. Общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / (Н.Б. Матвеева., М.А.Попова)-М.: Просвещение , 2020-61с.

Планируемые предметные и личностные результаты мир природы

Личностные результаты

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми;

способность обращаться за помощью;

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками;

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

способность вступать во взаимодействия в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

знания о себе (ФИО,имена родителей, адрес дома ишколы);

умение выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др;

умение работать в группе: принимать иоказывать помощь, адекватновыслушивать чужое мнение;

способность адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • представления о назначении объектов изучения;
  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
  • составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;
  • знание правил гигиены органов чувств;
  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • готовность к использованию знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
  • выполнение доступных природоохранительных действий;
  • готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Содержание курса

#1057;езонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:направление солнечных лучей, количество тепла и света.Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживойприроды: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

2. Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня,осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав(медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.

Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

3. Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

4.Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья,кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники(2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание,повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных кприродным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание,детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия:кабан – свинья, заяц – кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие:ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек. Безопасное поведение

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работелегких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работесердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочныхпродуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевыхотравлений.

Тематическое планирование .

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Виды, формы

Содержание воспитательного потенциала урока

1.

2.

3.

4.

5.

«Сезонные изменения в природе».

Неживая природа

Живая природа

Животные

Человек

11

4

19

5

6

Занятие-путешествие

Викторины

Квесты

Конкурсы

Экологические программы.

Игры и упражнения. Тематические и интерактивные беседы.

Просмотр тематических видеофильмов, компьютерных презентаций.

Прогулки на свежем воздухе.

Исследования.

Урок-путешествие, Викторина. Квест-игра.

Прогулки на свежем воздухе.

Эстафеты.

Исследования.

Беседы, игры.

Формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Через художественные произведения знакомить с окружающим миром, развивать познавательный и мыслительный интерес.

Пробудить у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром.

Через художественные произведения знакомить с окружающим миром.

Развитие мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, формирование потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности обучающихся

дата

Iчетверть (8ч.)Сезонные изменения в природе (11 ч)

1

Времена года. Осень. Осенние месяцы.

Календарь.

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Сравнение схемы с иллюстрацией,

выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью

2

Растения и животные осенью.

1

Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей

3

Занятия людей осенью. Правила дорожного движения.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов.

Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного движения. Разучивание знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!». Рисунок знаков

4

Зима. Зимние месяцы.

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение

признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой. Словарная работа: вьюга, метель, оттепель. Разгадывание загадок

5

Растения и животные зимой.

.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации.

Чтение и заучивание стихотворений наизусть

6

Занятия людей зимой Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках).

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период. Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил

7

Весна. Весенние месяцы.

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок.

8

Растения и животные весной. Насекомые.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения.

2 четверть (8 ч)

9

Признаки лета. Летние месяцы.

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определениепризнаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответына вопросы по тексту. Составление рассказа поиллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделениепризнаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Чтение стихотворения

10

Растения и животные летом.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнениеобъектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Составление рассказа ожизни животных летом

11

Занятия людей весной и летом.

1

Рассматривание рисунков. Дифференциацияобъектов. Называние видов одежды. Составлениерассказа о детских играх. Составление рассказа поиллюстрациям о видах деятельности людей ввесенний и летний период Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям озанятиях детей летом

Неживая природа (4 ч)

12

Солнце в разные времена года .Восход и заход солнца.

1

Рассматривание схем, дифференциация схем,

определение частей суток, времен года по схемам.

Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста,ответы на вопросы

Прослушивание текста. Выработка правил хорошегосна. Дидактическая игра «Что нужно для сна»

13

Календарь

1

Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы навопросы. Отгадывание загадок

14

Воздух .Значение воздуха. Термометр.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматриваниеиллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки. Словарная работа – термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматриваниепоказаний термометра, дифференциация показаний

15

Ветер. Направление ветра.Поведение во время урагана.

Чтение текста, ответы на вопросы. Проведениепрактической работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас

Выработка правил поведения во время урагана.

Запись правил поведения в тетрадь

16

Сравнение растений.

1

1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание

иллюстраций. Определение объекта, называние

III четверть- 11ч (Живая природа (19 ч) Растения (7 ч)

17

Части растений: корни, стебли.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, дифференциация, называние. Чтение стихотворения

18

Части растений: листья, цветы.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка частей растения. Подпись названия частей растения

19

Растения сада.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Составление описательного рассказа

20

Лес. Растения леса. Травы.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарнаяработа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадокЧтение стихотворений

21

Плоды и семена. Лесные ягоды.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматриваниеиллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа сопорой на иллюстрации

Зарисовка объекта природы в тетрадьНахождение и называние объекта природы поописанию

0802

22

Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика отравлений. Правила

поведения в лесу

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматриваниеиллюстраций. Называние объекта, дифференциацияобъектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Зарисовка. Составление рассказа о правилах сборагрибов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего видаНахождение несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь

Животные (5 ч)

23

Животные. Охрана животного мира.

1

Рассматривание иллюстраций. Называние объектов.

Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответына вопросы по тексту. Зарисовка объектов животногомира.

24

Дикие животные.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание

рисунков. Называние объектов. Составление

описательного рассказа по картинке

25

Домашние животные.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание

картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке,

отгадывание загадок

Выработка правил ухода за домашними животными,запись правил в тетрадь

Зарисовка объекта.

26

Птицы. Строение птиц.

1

Рассматривание картинок, называние объектов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание

схемы строения птицы. Соотнесение двух

иллюстраций

27

Перелетные, зимующие птицы.

1

Рассматривание картинок, называние объектов.

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление

рассказа (описательного, по схеме, по плану)

IV четверть (7 ч) Человек (6ч)

28

Человек. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний.

1

Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания. Чтение стихотворенийДифференциация времен года, соотнесение видоводежды со временем года

29

Кровь.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочноечтение. Рассматривание картинок. Составлениерассказа по картинке. Составление правил оказанияпомощи при порезах

30

Сердце.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматриваниекартинок. Составление рассказа по картинке.

Проведение практической работы

31

Пульс.

1

Чтение текста, ответы на вопросы.

Рассматриваниекартинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Отгадываниезагадки

Практическая отработка навыков телефонныхразговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача изполиклиники». Запись телефонов экстренной помощив тетрадь

32

Окружающая среда и здоровье человека.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматриваниекартинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций

33-34

Питание человека.

2

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматриваниекартинок, называние объектов. Запоминание правилхранения продуктов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...

Рабочая программа учебного курса "Мир природы и человека"

Программа составлена на основе курса «Мир природы и человека» для учащихся общеобразовательных школ авторы курса Матвеева Н.Б., Попова М.А., соответствующая программе специальных коррекцио...