“Воспитание национального самосознания у учащихся младших классов”
статья (4 класс)

Сафиуллина Миннур Адегамовна

Сегодня очевидно, что формирование школы XXI века невозможно без глубокого изучения и использования национального раздела в системе образования и воспитания.

Я считаю, что каждый человек, как представитель определенного народа должен стать личностью, чтобы сохранять, развивать и передавать его национальные ценности и традиции.

Возрождение духовных и культурных традиций народов и использование их в образовании оказывает существенное влияние на формирование личности, позволяет глубже осознать общее и особенное национальной культуры, нравственные принципы и духовные идеалы каждого народа, выработать единую этнокультурную политику согласия.

В то же время хочется подчеркнуть, что любовь к своему народу, родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов,  как  и  полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc126.18 КБ

Предварительный просмотр:

               Доклад на тему: “Воспитание национального самосознания  у  учащихся младших классов”

 

 Вот уже в течение многих лет мы наблюдаем со стороны общества буквально взрыв интереса к этнопедагогическим исследованиям.

Этот интерес вполне закономерен, так как, во-первых, отвечает тенденциям современных демократических преобразований, а во-вторых, связан с осознанием национальной общечеловеческой духовной культуры. Автор книги «Этнопедагогика» Волков Г.Н. пишет: «Человек, оторванный от национальных духовных корней, - будь он  русским или осетином, армянином или тувинцем, узбеком или адыгом, - теряет многие духовные и нравственные качества личности, как и человек, замкнувшийся в соей национальной скорлупе» (Волков Г.Н. «Этнопедагогика» - Чебоксары, 1974 - с. 80-81).

На территории Республики Татарстан активно взаимодействуют различные этнические общности - татары, русские, чуваши, мордва, удмурты и другие.

В течение 48 лет преподавания в школе, я преподавала детям - татарам, чувашам, русским, башкирам, таджикам, узбекам и др. Все эти дети были различны по языку, традициям культуры, национальным проявлениям образа жизни.

Несмотря на всё это, их объединяла одна Родина - Татарстан.

Республика Татарстан - родина для многих народов и как это прекрасно, что ценности национальных культур находят реализацию в нашей жизни. Сегодня Татарстан можно считать уникальной лабораторий поиска и обретения не только способа согласия многих народов, но и их дружеского развития.

                Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», гарантирует каждому гражданину Республики Татарстан право выбирать образование, в том числе, и воспитание, на русском языке или на языке другой национальной общности.

Мы, педагоги, тоже представители различных национальностей. Нас объединяет установка на то, чтобы учащиеся Татарстана получали знания не ниже мировых стандартов, а также развитие нового поколения юных граждан нашего Отечества, отличающихся интеллигентностью, высокой духовной культурой, мыслящих творчески, настроенного патриотично. Наше образование берет на себя миссию возрождения, обогащения, дальнейшего развития национальных культур, формирования культуры межнационального общения юных граждан Отечества.

Под национальной культурой или этнокультурой мы понимаем созданные конкретным народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве его исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение своей жизненной необходимостью, востребованностью.

 Я – учитель татарского языка в начальных классах. Считаю очень важным, начиная работу по изучению той или иной темы, определить конечный результат. Моя же конечная цель работы такова: достичь прочного усвоения учащимися изучаемых тем, расширение кругозора и систематизация знаний учащихся, а также развитие национального и интернационального сознания и самосознания, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, стимулирования практических видов деятельности; формирование нравственных качеств личности посредством приобщения их к традициям родного народа, других родственных народов, достижениям общечеловеческой, единой государственной и отдельной национальной культуры; развитие духовных потребностей учащихся. Каждую из этих целей конкретизирую применительно к проводимым занятиям и воспитательным мероприятиям.

Народная педагогика располагает огромным количеством материала, не исчерпавших своих воспитательных возможностей. Использование позитивных народных традиций оказывает неоценимую помощь в образовании и воспитании  младших школьников. Народная педагогика – это родник душевной чистоты и разума. В её основе лежат  человечность, справедливость, скромность и милосердие.

Один из моих уроков начинается с эпиграфа:

 «У каждого цветка – свой  запах,

У каждого народа – свой  цвет».

                                          Татарская народная пословица.

                 В конце урока дети сами делают вывод: каждая национальность несёт свои замечательные особенности, каждая культура дополняет друг друга и вместе они объединяются в прекрасную поляну культуры. Как поляна прекрасна разноцветными цветами, так же наша жизнь красива разными народами, дружно живущими на нашей Земле.

В  годы преподавания в татарских классах, набрав класс, я увидела, что детям - татарам, не знающим родного языка, необходимо не только давать хорошие знания, но - главное: воспитывать в них чувство национального самосознания. Разработала программу параллельного изучения Әлифбы и Букваря. Была учтена специфика обоих языков, устранено ненужное дублирование, сэкономлено время на развитие связной речи, на формирование фонематического слуха, обогащение словарного запаса детей на обоих языках.

Итак, детям, не владеющим татарским языком, приходилось не только давать знания по программе, но и учить говорить на этих уроках. Некоторые говорят, что это же чрезмерная нагрузка для детей. Я с этим не согласна. У физически развитых детей в раннем школьном возрасте бывают большие способности и к получению знаний, и изучению языков. Учеными доказано, что человек, владеющий многими языками, легко усваивает знания и отличается отличной памятью. Посуду наполненную яблоками, можно ещё наполнить горохом, крупой. Подобно этому, в детском мозгу есть место и для усвоения языков, и для усвоения знаний. Нельзя бояться, что у ребенка не останется свободного времени, нужно бояться, что у него это свободное время уйдёт для вредных занятий.

Я, являясь учителем татарского языка в начальных классах, исходя из темы и цели урока, в связи с изучаемыми произведениями, а также во внеклассных мероприятиях обращаюсь к народному творчеству. Обычно учащиеся изучают их с большой любовью, очень эмоционально их воспринимают. В процессе работы с разнообразными произведениями устного народного творчества осуществляется расширение словарного запаса, содержательнее и красочнее становится речь учащегося, развивается наблюдательность, сообразительность, гордость за свой народ, развивается творчество, самостоятельность, повышается познавательный интерес к изучаемым предметам, интенсивно усваивается учебный материал, воспитывается интерес, а также развивается внимание, память, речь.

 В народном творчестве отражается веками накопившийся жизненный опыт, ум, самые лучшие народные традиции и обычаи. Они пропитаны чувствами благородства, вечной молодости.

Народное творчество татарского народа учит уважать старших, дать правильное воспитание своему ребенку, заботиться о своих родителях, помогать беззащитным и слабым, бедным, соседям, учит жить в согласии и дружбе с другими народами, любить свою Отчизну, любить и бережно относиться к книге, природе, гостеприимству, чистоте, воспитывает стремление к знаниям, любовь к труду и человеку труда, трезвость, гордость и другие общечеловеческие, нравственные ценности.

Читаем сказки, загадки, пословицы, поговорки, разучиваем песни, танцы с песнями, считалки, народные игры, приметы и т.д.

Учащиеся с огромной любовью читают сказки. Ведь сказки созвучны с психологией детей младшего школьного возраста. Их читают до и после уроков. В кабинете организовали свою библиотеку. Есть свои библиотекари.

Следует показать детям, что пословицы, поговорки - это не просто проявление остроумия (хотя и об этом стоит поговорить). В этих пословицах народ передавал правила, по которым жили люди, а для младшего поколения они служили устной школой жизни.

С первого класса, буквально с первых же дней, каждый день, будь это урок или внеклассные мероприятия, учащиеся учат, знакомятся с детским фольклором. Чаще всего материалы беру из книги «Детский фольклор», составитель Нәкый Исәнбәт. Он собрал для детей собственные сочинения, которые близки их психологии.  

*

Это моя настольная книга.

               В книге много увлекательных материалов, которые учат правильному произношению труднопроизносимых для детей звуков, расширяет их кругозор, через них учащиеся познают мир, обогащается словарный запас, они развивают в них смекалку, логическое мышление, играют большую воспитательную роль.

Наряду с изучением татарского народного творчества, также изучаем русское народное творчество и творчества других народов. Сравниваем их, сопоставляем и делаем выводы. Это позволяет воочию убедиться, как много общего в культурах различных народов - при всей их яркой самобытности и неповторимости. И как интересна и многообразна может быть жизнь в нашем многонациональном Отечестве, если знаешь и любишь родную культуру, уважаешь и понимаешь культуру своих соотечественников.

М. Горький писал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостнее поймём великое значение творимого нами настоящего». Поэтому необходимо во всех случаях, когда возможно, показывать, что древние явления находят разнообразные проявления и развития в современной жизни, это приучает слушать и слышать, а также вдумчиво относиться к обычаям своего народа.

Учитывая психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, я широко использую в своей школьной практике игровую деятельность учащихся. Например, ситуативные и ролевые игры, путешествия, КВНы, «Звёздный час», «Поле чудес», инсценировки, часы занимательной грамматики, вопросы и задания которых требуют знания традиций татарского народа.

Набирая ребят в 1-ый класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьей. Я считала и считаю, что мы, учителя, не только воспитываем и обучаем детей, но и воспитываем и обучаем и их родителей. Приглашаю родителей на любой урок, внеклассные занятия, внеклассные мероприятия, проводим совместные краеведческие экскурсии, национальные праздники «Нәүрүз», «Сөмбелә», «Кара боткасы», «Аулак өй» и просто праздники: «Әлифба бәйрәме», «Әниләр бәйрәме», «Әтиләр бәйрәме», Гаилә бәйрәме» и другие. Просто прогулки, вечера, посвященные жизни творчеству татарских поэтов и писателей, например таких как:           Г. Тукай, М. Джалиль, А.Алиш, Ш. Галиев, Р. Миңнуллин. Вечера встречи с бабушкиной молодостью и другие.

В школу идут все: и старшие, и младшие. Они идут не только как зрители, но как участники.

Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы, песни, игры, подарки, сюрпризы, чаепития. Анкеты показывают, что и дети, и родители остаются довольны таким сотрудничеством.

Всех приглашаю на первый урок. Здесь семейный и школьный праздники сливаются в единый. Традицией стало то, что каждый год 1-го сентября провожу урок - лекцию об актуальности, значимости знания языков и конкретного знания татарского языка. На этом уроке присутствуют все родители, дедушки, бабушки. Они вместе с детьми слушают и стихи и старинные песни со слезами на глазах. В мире насчитывается свыше 6 тысяч языков. Из них самыми распространенными считаются - 14, среди них татарский занимает 11 -ое место. Надо стараться воспитывать ребенка так, чтобы он в совершенстве владел хотя бы 2-3 языками.

Ни в какой науке нельзя получить глубокие знания, владея только одним языком, так как в каждом языке есть свои достоинства и свои недостатки. Поэтому нужно пользоваться 2-3 языками (то, что нельзя понять на одном языке, можно разобрать на другом). Поэтому в школах,  ВУЗах преподают не менее 2-х языков.

Таким образом, знание специфики 2-х языков облегчает усвоение иностранных языков.

Ведь язык - веками накопившаяся мудрость народа.

В воспитании учащихся велика роль введения регионального компонента в курс начальной школы нами, учителями. Это актуальное, интересное дело, как для нас, так и для учащихся. Ознакомление учащихся с историей, языковой культурой, традициями края, региональной лексикой, за счёт чего учащиеся обучаются навыкам исследовательской работы, повышается интерес к предметам, расширяется словарный запас.

Считаю, учителя татарского языка, будь это в начальных или старших классах, смогут достичь высоких результатов в обучении татарскому или любому другому языку, лишь тогда, если смогут воспитать любовь и интерес к изучаемому языку, к родному краю; уважение к народам, населяющим его, а также воспитают желание говорить, обучаться и изучать татарский язык или иной другой язык.

Исходя из этой цели, уже в начале учебного года совершаем с учащимися заочные путешествия в Булгары.

Мои ученики с большим желанием посещали и посещают мои уроки, изучают татарский язык.

Родители первые результаты видят уже в первый же год обучения. Те, кто ни одного слова не знал по-татарски, в совершенстве говорили, пели песни, читали стихи. Да не только, многие сами сочиняют стихи, рассказы, сказки, лучшие из которых публикуются на страницах газеты «Заман сулышы».

По итогам анкетирования, а также проводимых контрольных работ уровень  воспитанности и знаний у многих учащихся  очень высокий. (Конечно же, невозможно рассказать обо всей проводимой мною работе по этому направлению).

В районных газетах «Заман сулышы» и «Заветы Ильича» многократно опубликовывались материалы о моей работе.

С экрана телевизора, со страниц газеты «Заман сулышы», делясь своим опытом работы, я говорила о большом значении возрождения татарской культуры, языка, национальных традиций.

                По местному телевидению были большие передачи об опыте моей работы по национальному воспитанию учащихся «Уңыш бәйрәме», “Туган илем, туган телем” и др.

Мой труд высоко оценили родители моих учеников, которые многократно выражали свою благодарность через печать. Среди которых

 статья Есаревской М. (родителя моего ученика) в газете «Заветы Ильича» статья «Учитель по призванию».

Сегодня очевидно, что формирование школы XXI века невозможно без глубокого изучения и использования национального раздела в системе образования и воспитания.

Я считаю, что каждый человек, как представитель определенного народа должен стать личностью, чтобы сохранять, развивать и передавать его национальные ценности и традиции.

Возрождение духовных и культурных традиций народов и использование их в образовании оказывает существенное влияние на формирование личности, позволяет глубже осознать общее и особенное национальной культуры, нравственные принципы и духовные идеалы каждого народа, выработать единую этнокультурную политику согласия.

В то же время хочется подчеркнуть, что любовь к своему народу, родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов,  как  и  полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы по воспитанию национального самосознания на прогулках средствами фольклора и русскими народными играми «За околицей»

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольс...

ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ»

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях на...

ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ»

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях на...

Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Тема родительского собрания в 3 классе «Роль родителей в нравственном воспитании детей, учащихся младших классов».

Оформление: плакат с пословицами: «Что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке», «Родительское слово на ветер не молвится», на доске высказывание В.А. Сухомлин...