игры и задания по технологии проблемного диалога
материал

Капустина Анастасия Андреевна

Технология проблемного диалога готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_tehnologii.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Для работы над технологией проблемного диалога в начальной школе можно использовать следующие игры и задания:

Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. 

Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о тех

наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей

практике.

Для создания условий, способствующих удовлетворению, радости, расширению

спектра положительных эмоций у детей, необходимо использовать приемы

эмоционального вхождения в урок.

1. Прием. Поделись улыбкою своей.

Ребята, сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг

другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам. Вы улыбнитесь мне и друг другу.

«Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она

поможет легко и радостно трудиться на уроке!

«Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и

пытается угадать наше настроение!»

2. Прием. Загадочное письмо.

Письмо с заданиями от сказочных героев прикреплено к доске или

обнаруживается на столе.

Я письмо сейчас открою.

Содержание раскрою.

Отвечая, не спешите,

Ум, смекалку покажите

И фантазию включите.

На уроке отвечайте

И пятерки получайте.

На уроке нередко складываются ситуации, когда ученик достигает особого успеха:

- удачно ответил на трудный вопрос;

- высказал интересную мысль;

- нашел необычное решение.

Такого ребенка обязательно нужно отметить.

- Коля, ты сегодня был на высоте, решил такую сложную задачу!

- Ребята, давайте поаплодируем Вике, она справилась с очень интересным и трудным заданием.

- Ребята, как вы считаете, Дима заслужил сегодня нашу похвалу и улыбки? Улыбнемся Диме и громко скажем «Молодец»

- Ребята, оцените труд своего товарища. Какие качества личности помогли Саше подготовить такой проект?

3 Прием. Эмоциональные поглаживания.

- «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» - это похвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.

4. Прием. Анонсирование.

Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать

определенную тему, подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».

5. Прием «Даю шанс»

При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.

6. Прием «Умышленная ошибка»

Этот прием в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале.

Чем он хорош? Во – первых, разрушается миф о всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.

7. Прием «Внесение мотива»

Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

8. Прием «Персональная исключительность»

- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом животном.

- «Алёша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к следующему уроку фотографии о дружбе людей и животных. Хорошо?», «Варя, только ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. Напиши, пожалуйста, к следующему уроку.

Это прием «Персональная исключительность». Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Используя этот прием, я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д.

9. Прием «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности». 

Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …»

10. Прием «Мобилизация активности или педагогическое внушение»

Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…»

Ситуация успеха создается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

  • Работа в группах над поиском решения. Каждая группа получает карточку с заданием и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. 

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

  • Формулировка вопросов по изученному материалу и их задавание друг другу. Учащимся предлагается сформулировать вопросы по изученному материалу и задать их друг другу. При помощи диалога анализируются вопросы и ответы. 
  • Выполнение заданий логического и проблемного характера. Дети выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения. 

Технология проблемного диалога готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания.   А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...

Конспект урока по английскому языку для 3 класса "Пикник.Специфика употребления слов much,many,a lot of" к УМК М.З. Биболетовой с использованием технологии проблемного диалога

Данный урок разработан  с использованием технологии проблемного диалога и влючает в себя цель урока, предметные, метапредметные и личностные результаты,рефлексию,подробно расписаны этапы урока, с...

Тема урока «Знакомство с системой времён глагола». Педагогические технологии: технология проблемного диалога. 3 класс УМК "Гармония"

Тема урока «Знакомство с системой времён глагола».  Место и роль урока в изучаемой теме:  3 урок в теме «Глагол»Тип урока:  открытие новых знаний.Педагогические ...