Главные вкладки

    Тема урока «Знакомство с системой времён глагола». Педагогические технологии: технология проблемного диалога. 3 класс УМК "Гармония"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Бондарева Ирина Александровна

    Тема урока «Знакомство с системой времён глагола».  

    Место и роль урока в изучаемой теме:  3 урок в теме «Глагол»

    Тип урока:  открытие новых знаний.

    Педагогические технологии:  технология   проблемного диалога.

    Цель:  научить различать глаголы по временам.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФИО учителя : Бондарева Ирина Александровна

    Место работы, должность:   МБОУ Раздолинская СОШ,   учитель начальных классов

    Название УМК:   «Гармония»  (учебник М.С.Соловейчик).

    Учебный предмет:  Русский язык

    Класс 3 «б»

    Тема урока «Знакомство с системой времён глагола».  

    Место и роль урока в изучаемой теме:  3 урок в теме «Глагол»

    Тип урока:  открытие новых знаний.

    Педагогические технологии:  технология   проблемного диалога.

    Цель:  научить различать глаголы по временам.  

    Планируемые результаты  формирования УУД.

    Личностные результаты:

     -формировать положительное отношение к учению (к урокам русского языка);

    -появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием);

     выражать желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда.

    Метапредметные результаты  

    Регулятивные: 

    Коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции. Коллективно планировать свои действия, осуществлять их, выводить необходимый  способ действия для решения практических (языковых и речевых) задач, фиксировать его или понимать его представление в словесной и схематичной форме;  выполнять каждую операцию, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать действия «другого», проверять и оценивать «чужие» решения, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата.  

    Познавательные: 

     Под руководством учителя вести наблюдения, извлекать из них информацию, размышлять над ней. Целенаправленно слушать учителя и читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях. Пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в табличном, схематичном, изобразительном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его.   Осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Подводить факты языка под определённые понятия, находить примеры нужных явлений в тексте.  

    Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание;

     Участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками и конкретным партнёром. Точно отвечать на вопросы, задавать вопросы. Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость. Соблюдать нормы литературного языка, обнаруживать их нарушения и исправлять, проявлять при этом понимание, уважительное отношение к партнёру. Делиться приобретённой информацией с другими, в том числе дома, стараться донести и объяснить её, учитывать при общении особенности адресата.

    Предметные: познакомить с изменением глаголов по временам, с особенностями каждой временной формы. Определять принадлежность слова к той или иной части речи, различать формы слов и однокоренные слова.  Определять морфологические признаки слов: род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного, род глагола (в прошедшем времени), выполнять для этого необходимый способ действия. Сравнивать слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах. Устанавливать связи слов,  изменять слова, конструировать предложения.

    Обнаруживать и устранять ошибки в образовании и использовании форм слов.

    Ход урока.

    Этап

    урока

    Время,

    мин.

    Содержание

    учебного материала

    Методы и  приёмы

    Формы организации

    учебной деятельнос-ти

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирова-ние

    УУД

    1.Мотивация к учебной  деятельности.

    2 мин

    У.: Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

    -А еще к нам пришли сказочные герои.

    -Угадайте, кто они  (на экране персонажи из «сказки о потерянном времени»).

    -Из какого произведения эти «постаревшие» дети?

    -Что не умели делать эти ребята? (Беречь время)

    Будем учить сегодня этих мальчиков и девочек.

       Беседа

    Фронталь-ная

    Настроить детей на предстоящую работу;

    -введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка.

     

    Настраиваются на внутреннее положительное отношение к русскому языку, сформировать самооценку готовности к уроку

    «Хочу, потому что смогу»

    Личностные-

     положитель-ное отношение к учению (к урокам русского языка)

    2.Актуализация знаний  и пробное учебное действие.

    5 мин

    . Учитель открывает написанное на доске слово    ВРЕМЯ.

    Учитель. А как вы понимаете это слово?

    Дети. - Часы. -Дни. -Сутки.

    - В какой словарь   заглянуть?

    Дети. В толковый.

    У. Верно.  Найдите

    «Время- Это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.»

    У. Ребята, прочитайте выражения написанные на доске. Время летит. Время разум дает. Всякой вещи время. Делу время , потехе час.  Как вы их понимаете? Ответы детей.

    У -  А почему мы  начали урок с разговора о времени? Какую цель поставим?  

     У. А сейчас я попрошу выйти к доске моих сегодняшних помощников Артёма и Семёна. Сейчас ребята разыграют перед вами сценку. Ваша задача - внимательно слушать и  записывать  глаголы.

    Выходят два ученика.

     -Привет! Ты что делаешь?

     -Уроки. Математику.

     -А по русскому языку задание уже делал?

     -Нет, буду делать после математики.

    -А потом ты на улицу выйдешь?

     -Конечно!

    -И я выйду!

    -Тогда до встречи!

     -Пока!

    У. Спасибо, мальчики, садитесь. А вас, ребята, я попрошу из разговора ребят (А как называется разговор двух людей?  

     Д. - Диалог.)

    У.

    -На какие группы можно разделить глаголы?

     Выписать все глаголы,  располагая  их следующим образом.

    На доске:

    Действие происходило до разговора______________________________________________        

    Действие происходит во время разговора_____________________________________

    Действие будет происходить после разговора________________________________________

    Ученики   работают в парах  и записывают глаголы в следующем виде:

    на первую строку - ДЕЛАЛ

    на вторую строку - ДЕЛА… ШЬ, ДЕЛАЮ

    на третью - БУДУ ДЕЛАТЬ, ВЫЙД… ШЬ, ВЫЙДУ

    ( пропуск буквы обозначает неизученную орфограмму)

    У. Какой глагол можно добавить в первый ответ мальчика, взявшего трубку?

    Д.    ДЕЛАЮ

    У.Какое значение передает его форма?

    Д. 1-е лицо, ед. ч.

    У. Допишите слово в нужную строку.

    Назовите форму этого же глагола изменённую по лицам . Д. ДЕЛАЕШЬ - 2л. ед. ч.

    У. Найдите изменение по лицам др. глагола.

     Д. ВЫЙДЕШЬ, ВЫЙДУ.

       

    Частично-поисковый,   демонстрацион-ный,

     

    Индиви-дуальная.

     

    Работа в парах

    Проверяет знания учащихся  о временах года

    -подготовить к изучению нового материала;

    -организовать уточнение и согласование темы урока.

    Определяют степень усвоения материала;

    -показать, где были затруднения с целью их последующего предупреждения;

    -правильно определить тему и цели урока.

    Познаватель-ные

    пользоваться словарями учебника для решения поставленных вопросов

    Регулятивные

    -ставить цель и проводить работу по  коллективно

    составленому плану

    Коммуника-тивные

    - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

     

     

     

    3.Выявление места и причину затруднения.

    4 мин

    У.

     У. А чем отличаются другие глаголы, записанные вами в разные строки?  

    -Почему вам трудно ответить на этот вопрос?

                                           

                                                                               

                                                                             

     

    Проблемно-поисковый    

    Фронталь-ная работа

     Фиксируют причину затруднения.

    .

    Выявляют причину затруднений.

    Регулятивные

    Познаватель-ные

    -легко ориентирова-ться в учебнике, тетради-задачнике

    Познаватель-

    ные

    самостоятельно добывать информацию из текстов

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    4мин

     У. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте  создадим в группах  схему   об этом изменении глагола, которым вы постоянно пользуетесь, общаясь с людьми. (Вывешиваются на доску  3 схемы) Дети рассматривают  их и делятся своими впечатлениями.

    Глагол  изменяется по временам                              

                             

    Прош.вр.          Наст. вр.     Буд.вр.  

    действие           действие    действие  

    до разговора     во время       после разговора

                                 разговора  

    Практический     

     групповая

    Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному  

     объяснению нового знания

    Построить план выбора способа и средств  выхода из затруднительной ситуации

    Регулятивные

    Познаватель-ные:

    осуществле-ние анализа речевых ситуаций

    5. Реализация построенного проекта. 

    8 мин

     После этого вместе с учителем читают сообщение в учебнике №240:

     В речи нам часто приходится изменять глаголы по временам.

    Когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора ( в момент речи), то ставим глаголы в настоящее время.

    Когда мы говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы пользуемся глаголами прошедшего времени.

    А когда говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы ставят в будущее время.

    У. Давайте прочитаем предложения и закончим их. №241.

    Глаголы умеют изменяться по временам. В русском языке они могут употребляться в ..., ... или ... времени. Форма каждого времени передаёт своё значение. Так, форма настоящего времени указывает на то, что ..., форма прошедшего - на то, что ..., а форма будущего - на то, что ...

    После этого учитель вывешивает на доску изображение Антона и задаёт от его лица вопрос.

    - Про времена мне тоже интересно! А я, когда говорю, изменяю глаголы по временам?

    Ответы детей.

          Наглядный,

    поисковый

    Работа в группах

    Организуют усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи;

    -учить самостоятельно решать проблемы поискового характера.

    -Осуществляют анализ опасных мест при письме    с выделением существенных и несущественных признаков;

    -умение работать со схемами (транскрипция слов);

    -формулировать выводы.

     

     

    Коммуника-тивные

    -задавать уточняющие вопросы;

    Познаватель-ные

    формулиро-вать простые выводы;

     

    Личностные

    -появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка для общения с  младшими детьми.

     Физкульт. минутка  

    3 мин

    Презентация

    Демонстрацион-ный

    Фронталь-ный

    Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения, психоэмоцио-нальная разрядка

    Сбережение здоровья.

     Личностные

    -заботиться о своем здоровье

    6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

    5мин

     У.   Чтобы ваше объяснения было более убедительным, запишите, как он должен был ответить на несколько вопросов.

    №242

    Ребята выполняют задание    в тетрадях, отвечая на вопросы словами: писать, читать.

    Ты что сейчас делаешь?       Пишу, читаю.

    Ты что делал раньше?        Писал, читал.

    Что будешь делать?        Буду писать, буду читать.

    У. В каком из глаголов при изменении происходит чередование согласных звуков и букв? Каких? Какой буквой обозначили безударный гласный звук в корне первого слова, второго?

    Ответы детей.

    Антон: «А как узнаешь, в каком времени я употребил глаголы?»

    У. Ребята, чтобы вы могли ответить Антону, авторы учебника придумали для вас следующую таблицу-подсказку. Поищите на ней приметы времен.  Учитель вывешивает таблицу на доске.

    -По какому суффиксу в вопросе можно отличить глаголы прошедшего времени? (-л-)

    -Какие окончания делают похожими окончания двух других времен? (-у, -ю, -ут. -ют)

    Но в каком времени в вопросах нет приставки с-, а в каком она есть?

    Каким словом отличается другая форма того же времени? (в н. в. —нет, в б. в.-есть; слово-быть)

    -Давайте прочитаем и впишем недостающие слова в схему в №244 задачника и объясним Антону, как определять время глагола.

    Чтобы узнать время, в котором употреблён глагол, нужно поставить к нему вопрос   и обратить внимание на приметы-подсказки.

    1.Есть ли в вопросе суффикс  –Л-?

    Если есть, глагол  ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ .

    2.Если есть в вопросе одно из таких окончаний:

            Ед.ч.:  – у, -ю, -ешь, -ет                  Мн.ч.: -ем, -ете, -ут, -ют

    Если есть, глагол НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ  или БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

    3.Есть ли в вопросе приставка С- или слова БУДУ, БУДЕШЬ, …, БУДУТ? Если есть, глагол БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ, если нет – НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

    (Жирным шрифтом выделены слова, которые вставляют дети).

     Проблемно-поисковый

    Индиви-дуальная

    Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

    Выполняют типовые задания на новый способ действий.

    Регулятивные

    в устной форме – слушание и говорение.

     

    7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

    5мин

     А теперь поработайте в парах,  определите время записанных нами глаголов в №242 и отметьте приметы времен как в вопросах, так и в самих формах глаголов.  

    Проверка. (задан эталон).

    Частично-поисковый.

    Индиви-дуальная

    с последую-щей самопровер-кой

    Учить производить сравнение и классификацию по заданным критериям.

     

    Анализируют, сравнивают, классифицируют.

    Познаватель-ные

    -контролиро-вать свою деятельность,  оценивать свои достижения по эталону.

    8. Включение  в систему знаний и повторение.

    6мин

     У.Молодцы! Вы замечательно поработали и теперь мы поиграем. Игра называется «Помоги паучку найти свой уголок.»

    На доске картинки с тремя «уголками» (наст. вр.. прош. вр., буд. вр.) и паучки с записанными на них глаголами.

    Задача игроков: найти для каждой «паучка» соответствующий «уголок» и доказать свою правоту.

    Слова: взяли, играю, унесу, сходила, буду печь, созревает, съели, пишем, убежим, читать(«ловушка»)

      Частично-поисковый.

    Фронталь-

    ная

    Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

    -развивать умение выбирать действия по достижению цели.

     Формируют умение применять полученные знания на практике

    Познаватель-ные

    умение применять полученные знания на практике.

    Регулятивные

    -понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи;

    9.Рефлексия.  

    10. Домашнее задание

    3мин

    У.

    – Как же могут изменяться глаголы?

    -Расскажите о способах  определения в русском языке.

     

    Упражнение 245.

     

     Словесный.

    Фронталь-

    ная

    Организовать фиксацию нового содержания,  изученного на уроке. Создать условия для эффективного выполнения самостоятель-ных заданий, самореализации личности детей

      

      Адекватно  оценивают свою работу и полученный результат. Самостоятельно применяют полученные знания;

    -организовывают фиксацию неразрешённых затруднений на уроке.

    Регулятивные

    -осуществлять самоанализ успешности участия  в учебном диалоге.

    Личностные

    -достигать положительных результатов  в изучении русского языка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

          со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

    Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

    Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

    Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

    Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

    Урок математики в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Знакомство с многоугольниками».

    В ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «многоугольник» и названием многоугольников....

    Урок по музыке в 3 классе. Тема урока "Знакомство с театром"

    Тема: Знакомство с театром.Цель:1) скорректировать представление о понятии «театр», о некоторыхвидах театра (драматический, кукольный, пантомимы, оперы, оперетты, балета), о «театральном ритуале»...

    Русский язык 2 класс программа «Гармония» Тема урока: Знакомство с понятием «текст». А если одного предложения мало?

    Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте. Метапредметные планируемые результаты: ПУУД:*действия постановки и решения проблем-формулирование проблемы -самостоятельн...