Комплексная программа адаптации вновь прибывших воспитанников "Ты не один"
рабочая программа
Комплексная программа адаптации вновь прибывших воспитанников "Ты не один"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Емельяновский детский дом»
Согласовано: заместитель директора по ВР _______________Щербакова Ю.Н. «___» _________ 2018 г. | Утверждаю: директор _____________ Осадчая Н.С. «___»________2018г. |
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО ДОМА
Составители: Педагог-психолог _____________ И.А. Белова Педагог-психолог _____________А.О.Ильцевич |
пгт. Емельяново, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, поэтому, проблема успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в условиях детского дома получила особую актуальность.
При поступлении в детский дом жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия: рацион питания, режимные моменты и так далее. В социально-психологической области изменения касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, социальные контакты и тому подобное.
Специфика адаптации детей к новым условиям определяется тем, что многие их них пережили или переживают психические травмы: (оторванность от родителей или их смерть; алкоголизация/наркотизация одного или обоих родителей; физическое, психологическое и сексуальное насилие; большинству из них присущи наследственные и психосоматические заболевания.
Все это усиливает неблагоприятное течение адаптации, проявляясь в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемости, сниженной концентрацией внимания. У этих детей выраженная агрессивность, у них складывается устойчивая заниженная самооценка, неприятия себя, недоверие к окружающим. В особо сложных случаях появляется угроза глубоких психических изменений личности: нервно-психических расстройств и психических заболеваний.
Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание программы психолого-педагогического сопровождения детей, с учетом их индивидуально-личностных и физиологических особенностей. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.
Цель: создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.
Задачи. сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через:
создание благоприятного психологического климата в группе детей;
формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной ведущей деятельности;
формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;
помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
Адресат программы: дети, поступившие в детский дом в возрасте
7 16(18) лет.
Методологическая основа программы.
- Личностный подход, признание личности высшей социальной ценностью; осознание уникальности каждого ребенка,
- Комплексный, индивидуальный подход, учет половозрастных особенностей воспитанников.
- Опора на положительные черты личности ребенка.
- Деятельностный подход в воспитании и развитии.
- Социализация личности, развитие самопознания, самооценки, самовоспитания.
Нормативно-правовая основа программы: Закон РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
Теоретическая основа программы: подходы к изучению проблем адаптации детей к условиям детского дома А.В. Быкова и Т.И. Шульги, И.А. Коробейникова, В.Н. Меркуловой и Л.Г. Самоходкиной, Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева; подходы к личностному развитию детей О.В. Хухлаевой и других.
Структура программы. Программа построена на основе следующих взаимосвязанных направлений деятельности.
1. Диагностическое направление.
2. Методическое направление.
3. Коррекционно-развивающее направление.
4. Аналитическо-методическое направление.
Программа состоит из двух блоков: I блок направлен на работу с детьми 7-12 лет; II блок – с детьми 13-16 (18) лет.
Этапы реализации программы.
Этап | Содержание | Сроки |
I | изучение медико-психолого-педагогическое документации ребенка, проведение диагностического обследования | 1-3 дня с момента поступления ребенка в детский дом |
II | реализация программы адаптации | 1-2 месяца |
III | анализ результатов, составление дальнейшего плана сопровождения ребенка с учетом достижений и неудач реализации программы адаптации | 1-3 дня с момента завершения реализации программы |
Средства и методы реализации программы. Игротерапия, музыкотерапия, ароматерапии, психогимнастика. Методы, применяемые для реализации программы, оказывают на ребенка воспитательное, образовательное, эмоциональное и коррегирующее воздействие.
Содержание программы. В процессе работы удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неээфективное напряжение; ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется; психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности. В ходе занятий ребенок получает новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями». Через взаимодействие с другими детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».
Срок реализации программы: 1–2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка (в случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев).
Программа ориентирована на индивидуальную и групповые формы работы. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю; продолжительность занятий 30-40 минут.
Предполагаемый результат.
- Повышение уровня самосознания, умения предвидеть последствия поступков.
- Умение контролировать свои эмоции и агрессивное поведение при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
- Повышение уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
- Умение применять приемы регуляции поведения и конструктивные способы достижения поставленной цели.
Формы контроля уровня достижений. Оценка успешности процесса адаптации по данной программе определяется по результатам наблюдения таким показателям как: удовлетворенность ребенка пребыванием в учреждении; уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции); способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми; успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.
Программа адаптации считается эффективной, если у ребенка на конец адаптационного периода наблюдается благополучный уровень по всем показателям (степень выраженности критериев соответствует +3, +2 баллам).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаптация детей к новым способам жизни: [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/05/solnyshko_v_ladoshke.doc (дата обращения: 15.01.2015)
2. Быков, А.В. Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков / А.В. Быков, Т.И. Шульга. – М.: Изд-во УРАО, 2004. – 98 с.
3. Гигиена детей и подростков / по ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986. – 494 с.
4. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М.: ПЕРСЭ, 1992. – 300 с.
5. Меркулова, В.Н., Самоходкина Л.Г. Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении: [Электронный ресурс]. URL: http://docus.me/d/503591/
6. Хухлаева, О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4) / О.В.Хухлаева. – М.: «Генезис», 2015. – 312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вновь прибывшие ученики и проблемы их адаптации
Данный материал будет полезен классным руководителям, детям 1-4 классов, родителям. Это конспект собрания направленного на решение проблемы адаптации вновь прибывших в класс учеников....
Карта вновь прибывшего
карта для сопровождения вновь прибывших учащихся в школу...

Программа "Наставничество" для работы с вновь прибывшими кадрами
Программа «Наставничество» в МОУ СОШ 44 г. Рыбинска. Методические материалы...

Школьный психологический театр, как средство социализации и адаптации детей, прибывших из ЛНР и ДНР
Ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территорий ДНР и ЛНР, рассматривается как трудная жизненная ситуация, которая определяется как определяется как временная, объективно или субъективно ...

Адаптация вновь прибывших детей.
vПсихологическая адаптация, понимается как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие ...
Комплексная программа адаптации вновь прибывших воспитанников "Ты не один"
Комплексная программа адаптации вновь прибывших воспитанников "Ты не один"...

