Статья "Обобщение опыта наставнической работы учителя начальных классов"
статья

Куталина Вера Борисовна

В  статье я делюсь опытом своей работы наставником у студентов Нижегородского  Губернского Колледжа на протяжении 8 лет.  Данный материал будет полезен учителям-наставникам студентов педагогических колледжей и ВУЗов, которые являются куратором будущих педагогов и помогают им осваивать на практике компетенции, необходимые для их успешной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта наставнической работы учителя начальных классов

Куталина Вера Борисовна, учитель начальных классов

МАОУ гимназия №2 г. Нижний Новгород

 Вопрос нехватки педагогических кадров в нашем обществе назрел достаточно давно. Многочисленные ВУЗы и колледжи ежегодно выпускают молодых специалистов, которые часто даже не доходят до школы.  Продуманная организация педагогической практики студентов на базе школ у опытных педагогов поможет в решении данной проблемы и подготовит молодых учителей к реалиям современной школы.

Целью такой формы наставничества является всестороннее формирование у студентов представлений о выбранной им профессии, развитие мотивации к овладению профессиональными навыками и компетенциями, необходимыми для дальнейшей работы, осознание своего образовательного и личностного потенциала и осознанный выбор дальнейших траекторий обучения.

На базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2» с 2017 года плодотворно осуществляется прохождение практики по учебно-воспитательной работе студентами Нижегородского Губернского колледжа, проходящих обучение по программе «Преподавание в начальных классах». Будущие педагоги ходят на практику в течение всего учебного года в закрепленный за ними класс, к учителю-наставнику, который помогает им в организации, разработке и проведении внеурочных занятий и праздничных мероприятий, знакомит с должностными обязанностями учителя, дает практическое представление о профессии, которую они выбрали.

В наставничестве важна планомерная и целенаправленная работа со студентами, которая поможет им в дальнейшем ориентироваться в выбранной профессии. Учителю-наставнику необходимо разработать план работы со студентами, в котором следует учесть интересы и пожелания наставляемых. Следует провести анкетирование, которое поможет выяснить запрос и готовность студентов к сотрудничеству.

С первых дней практики я представляю своих студентов детям по имени и отчеству, подчеркивая, что это будущие педагоги и не допуская фамильярного отношения к ним.  В начале практики некоторые студенты испытывают стеснение и даже страх и не готовы проводить занятия в классе. Постепенно я вовлекаю их в работу с детьми, предлагая провести физкультминутки, подвижные игры на перемене, подготовить занимательный материал для уроков окружающего мира или литературного чтения.

Своё первое внеклассное занятие студенты планируют и проводят коллективно, т.к. это способствует сохранению уверенности и надежности. Коллективные мероприятия часто посвящены праздничным датам или каким-либо значимым событиям. (День отца. День матери. День лицеиста) Далее будущие педагоги готовы выбрать темы для проведения индивидуальных занятий по внеклассной работе.  Для разработки конспектов занятий со студентами всегда проводятся консультации наставника и предлагается несколько различных вариантов форм и методов его проведения.

Хотелось бы отметить, что при обсуждении конспектов занятий наставнику всегда надо проявлять тактичность и понимание к будущему учителю, выслушивать до конца предложения молодого специалиста и находить рациональное зерно в его доводах и предложениях. Не следует отвергать все предложения студента, говоря, что Вы лучше знаете, как провести урок. Как правило, большая часть практики сводится к посещению уроков опытного учителя, консультациями молодых специалистов по составлению конспектов занятий и разработок праздников.

Не стоит упускать из внимания необходимость познакомить студентов с ведением документации классного руководителя (программа воспитательной работы класса, социальный паспорт класса, расписание уроков и внеурочной деятельности, оформление личных дел, ведение журналов бесед с детьми по технике безопасности)

За время наставничества я убедилась, что молодые специалисты полны творческих идей, интересных предложений и им только стоит помочь своим опытом воплотить фантазии в жизнь.  Оставить место для реализации мечты и для творчества очень важно в нашей профессии, а молодежь этому помогает как никто другой.

Результатом правильной организации наставнической работы является повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах дальнейшего обучения и самообразования, профессиональное ориентированность будущих педагогов и активная готовность продолжить работу учителем начальных классов.

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Из опыта воспитательной работы учителя начальных классов

В работе  учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем....

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...