Технологическая карта урока "Басня И.А. Крылова "Квартет"
план-конспект урока

Данная разработка будет полезна учителям начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Басня И.А. Крылова ”Квартет”».

Цель: создать условия для ознакомления с жанровыми особенностями и структурой басен; способствовать развитию умений выделять особенности языка И. А. Крылова, определять мораль и форму изложения, ориентироваться в тексте, сравнивать басни одного автора (форма, содержание, сюжет, мораль); содействовать выразительному чтению басен.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни ; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

  1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
  2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

  1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
  2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
  3. планируют свои действия для решения учебной задачи,

Коммуникативные:

  1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
  2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
  3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

1

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Фронтальная

Приветствует учащихся.

- Прозвенел звонок,

начинается урок.

На меня все посмотрели

и за парты тихо сели!

-Здравствуйте!

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова приветствия учителя.

2

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Фронтальная

Чтобы перейти к теме урока, предлагаю вам поучаствовать в викторине по уже изученным ранее произведениям. Ваша задача вспомнить название и автора по нескольким строчкам из произведений, помогут мне в этом некоторые ребята.

;Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!

;Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"-

3. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

4. Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

#1040;й Моська! Знать она сильна, что лает на слона.

Отрывки каких произведений вы сейчас услышали? (басни)

-А кто из вас может сказать, что такое басня? (- Басня – короткие занимательные рассказы в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием).

- Почему басню мы не спутаем ни с каким другим произведением? Назовите особенность басен.

(- В басне всегда есть мораль).

-а что такое мораль басни? (нравоучительный вывод)

Кого из авторов басен вы знаете? (Крылов, Толстой, Эзоп)

- Над какими человеческими пороками смеются авторы басен? (- Высмеивают такие недостатки, как лень, хитрость, жадность, грубость, невежество).

Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

- самопроверка, оценивание своего ответа.

- поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

- анализ объектов с

целью выделения признаков.

- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

- умеют ориентироваться в своей системе знаний.

3

Подготовка к основному этапу урока.

Прогнозирование содержания, постановка учебной задачи.

Как вы, ребята, думаете, чем мы с вами займемся далее на уроке?

(Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем, подумаем над их значением, и чему нас они учат. Будем изучать новую басню. Познакомимся с новыми героями. Будем продолжать учиться выразительному чтению.)

Познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».

Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Формулируют учебную задачу.

- прогнозируют содержание текста.

- умеют формулировать учебную задачу.

- формулируют собственное мнение и позицию

4

Усвоение новых знаний и способов действий.

Понимание текста на уровне содержания, морали; оценивание поступков героев. Развитие интереса к чтению. Осознанное, правильное, выразительное чтение

Фронтальная.

-Как вы понимаете, что такое квартет?

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

Где четыре музыканта

Замечательно играют,

Этот маленький оркестрик

Все квартетом называют.

Каков был Квартет узнаем, послушав басню в исполнении актера В. Гафта.

- Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?

Прослушивание басни в исполнении актера.

- Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет»?

- А можете их назвать?

- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)

Рассматривание иллюстрации к басне.

-Кто изображен?

-Сколько животных?

- Назовите их.

Отвечают на вопросы.

Слушают басню.

Отвечают на вопросы.

- высказывают свое отношение к поступкам героев.

- правильно и выразительно читают, отвечают на вопросы учителя.

- устанавливают причинно-следственные связи.

- высказывают свое мнение.

Самостоятель

ная работа.

На слайде текст басни.

- Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование

- Прочитайте мораль басни.

Словарная работа

В басне встречаются выражения. Давайте попробуем дать им объяснение:

Пленять своим искусством свет – увлекать, заинтересовать.

Уселись чинно в ряд – строго по порядку.

Квартет нейдет на лад – не получается музыка.

Возьми на час терпенье – помоги, научи, подскажи.

Чтение по цепочке

Какие еще непонятные слова встретились в басне?

Работа со словарем по группам.

Прима, втора, бас, альта, ноты.

(Зачитывают значения слов).

Анализ басни

- Где происходит действие басни?

(Сели на лужок под липки)

- Верит он в то, что у них что-нибудь получится?

(“...ударили в смычки, дерут, а толку нет»)

- Как относится И. Крылов к своим героям?

- Почему эти звери собрались вместе?

(- «затеяли сыграть Квартет…»;

- «пленять своим искусством свет …»)

- Достигли ли они своей цели?

- Почему?

- Какие советы дают друг другу горе – музыканты?

- В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?

- Как вы думаете, почему ее произносит Соловей? (Соловей - самая музыкальная птичка)

- Так чего же не хватает героям для осуществления мечты? (Нужно учиться)

- Какие недостатки высмеиваются в этой басне?

Ориентируются в тексте басни.

Пользуются разными видами чтения; осуществляют анализ и синтез, делают выводы.

- поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Групповая работа.

- Возьмите карточки.

Задание: Дайте характеристику героям нашей басни.

- На карточке нужно соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями)

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких

музыкальных способностей

Сверяют с эталоном.

Сейчас поработаем с рабочим листом. (ЭОР)

Работают в группах.

! человек из группы зачитывает характеристику.

- контроль, оценка,

коррекция.

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Формулирование главной мысли произведения. Понимание текста на уровне содержания, морали; оценивание поступков

героев.

Групповая работа.

- А сейчас поработаем в группах, почитаем басню по ролям.

- Речь каких животных звучит в басне? (Cоловей, Мартышка, осел.) + автор

- Почему именно к Соловью обратились герои басни? (Соловей - самая музыкальная птичка.)

- Имеет ли право этот герой поучать всех остальных?

- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?

(Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)

мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.

Чтение по ролям

Читают басню «Квартет»

по ролям в группах.

Отвечают на вопросы.

Слушают басню.

Отвечают на вопросы.

Учатся находить мораль и понимать, что хотел сказать автор им, читателям.

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

работа в команде одноклассников.

- умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

- высказывают свое отношение к поступкам героев.

- правильно и выразительно читают, отвечают на вопросы учителя.

- устанавливают причинно-след-ственные связи.

- высказывают свое мнение

5

Применение знаний
и способов действий

Создание условий для выполнения задания.

Индивидуальная работа

Анализ чтения текста

Можно ли сказать, что соловей прав?

Давайте послушаем его пение и убедимся.

А какой вывод мы можем сделать лично для себя?

- осуществляют анализ, сравнение;

- принимают участие в проверке,

- корректируют свою деятельность.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Фронтально-индивидуальная

- Давайте подведем итог нашего урока

Каждый внимательно подумает и оценит себя на листах достижений сегодняшнего урока.

Я – молодец (зеленый цвет)

Не все получилось, но я старался (желтый цвет)

Да, трудно все-таки учиться (синий цвет)

Мне надо быть внимательнее (красный цвет)

Подводят итог, самооценку работы на уроке.

- осуществляют оценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...