"РАЗВИТИЕ ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ: ТЕХНИКИ И СТРАТЕГИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ"
статья (2 класс)

Умрихина Ольга Анатольевна

В статье обсуждаются возможности интеграции сказок и других литературных текстов в учебный процесс на уроках математики в начальной школе. Рассматриваются преимущества использования художественных текстов для развития математического мышления и интереса к предмету у младших школьников. Приводятся примеры математических задач и упражнений на основе сказок, а также предлагаются методы применения таких заданий на практике для улучшения познавательной активности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_4.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ: ТЕХНИКИ И СТРАТЕГИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Умрихина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

МКОУ Миндерлинская СШ, филиал Борская основная общеобразовательная школа, Красноярский край п.Борск

Аннотация. Осмысленное чтение является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения и личностного развития учащихся. В данной статье рассматриваются техники и стратегии, которые могут помочь учителям начальных классов эффективно развивать навыки осмысленного чтения у детей. Обсуждаются основные подходы к обучению, важность активного вовлечения учеников в процесс чтения, а также предложения по улучшению понимания прочитанного на разных этапах обучения.

Ключевые слова: осмысленное чтение, техники чтения, стратегии обучения, начальная школа, педагогика, развитие навыков.

Чтение — это не просто механический процесс восприятия текста, а сложный когнитивный процесс, в котором важны понимание, интерпретация и анализ информации. Для детей начальных классов умение осмысленно читать открывает двери к новым знаниям и помогает развивать критическое мышление. Учителям необходимо применять разнообразные техники и стратегии, чтобы способствовать формированию этой важной компетенции.

Понимание осмысленного чтения

Осмысленное чтение включает в себя не только декодирование слов, но и активное взаимодействие с текстом. Это предполагает осознание содержания и контекста, а также способность связывать прочитанное с личным опытом. Дети, обладающие навыками осмысленного чтения, могут:

Формулировать вопросы по тексту.

Делать выводы и обобщения.

Оценивать и анализировать информацию.

Находить связь между прочитанным и реальной жизнью.

Техники обучения осмысленному чтению

Предварительное чтение

Перед тем как читать текст, учитель может провести обсуждение ключевых тем и вопросов, которые будут затронуты. Это поможет активизировать предыдущие знания учащихся и подготовит их к восприятию нового материала. Использование изображений, заголовков и вопросов может стимулировать интерес к чтению.

Чтение вслух

Чтение вслух учителем способствует развитию понимания текста. Он может комментировать содержание, задавать вопросы и предлагать ребята подумать о различных интерпретациях. Такой подход помогает детям развивать критическое мышление и осмысление прочитанного.

Вопросы высокого порядка

Учителям следует задавать вопросы, требующие от детей глубокого анализа. Например, вместо простого вопроса «Что произошло в тексте?» стоит задать: «Почему, по вашему мнению, персонаж принял такое решение?» Это побуждает детей думать глубже и обосновывать свои мнения.

Подведение итогов

После чтения полезно провести обсуждение, в ходе которого дети смогут поделиться своими мыслями и чувствами по поводу прочитанного. Педагог может подытожить основные идеи и темы текста, а также помочь детям сформулировать выводы. Такой подход способствует лучшему запоминанию и осмыслению информации.

Стратегии развития осмысленного чтения

Чтение в парах

Данная стратегия позволяет детям обсуждать текст друг с другом. Чтение в парах помогает развивать навыки сотрудничества и критического анализа, так как учащиеся могут обмениваться мнениями и задавать вопросы друг другу.

Использование графиков и схем

Дети могут использовать графические организаторы, такие как схемы, ментальные карты или таблицы, чтобы визуализировать информацию. Это помогает структурировать знание и облегчает осмысленное восприятие текста.

Ролевая игра

Включение элементов драматизации и ролевой игры в занятия может помочь детям более глубоко понять персонажей и события. Это обеспечивает не только весёлый, но и образовательный опыт, который способствует развивающему осмыслению текста.

Личное подключение к тексту

Поощряйте детей делиться личными историями, которые имеют отношение к прочитанному. Это не только делает урок более интерактивным, но и помогает учащимся связать материал с собственным опытом, что способствует более глубокому пониманию.

Развитие навыков осмысленного чтения у детей начальных классов — важная задача для каждого учителя. Применение разнообразных техник и стратегий способствует повышению интереса к чтению и улучшению понимания прочитанного. Осмысленное чтение не только улучшает академическую успеваемость, но и формирует у детей навыки критического мышления, которые будут полезны на протяжении всей жизни.

Список литературы

  1. Мамырова А. Ю., Курбаналиева Г. Взаимосвязь творческой компетентности и процесса анализа художественного текста на уроках литературного чтения // Бюллетень науки и практики. 2023. №4. URL:
  2. Панова Н. В., Борисов В. А. К вопросу формирования ключевых читательских компетенций у младших школьников // Телескоп. 2022. №2. URL:
  3. Шеманаев С. С. Современные тенденции исследования применения технологий смыслового чтения // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. №8. URL:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Техника НЛП "Стратегия грамотного письма" (спеллинг)

Описание методики грамотного письма....

«Стратегии и приемы развития смыслового чтения на уровне начального общего образования».

"Чтение- это окошко через которое дети видят и познают мир и самих себя"....

Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения

Цель:  научить применять активныеметоды обучения на уроках литературного чтения в начальных классахЗадачи: Обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литератур...

Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе как средства формирования осмысленного чтения

В данном докладе я делюсь опытом повышения интереса к чтению и к урокам литературного чтения детей младшего школьного возраста. Здесь рассматриваются варианты упражнений техники "Скорочтения"...