Активизация познавательной деятельности на уроках у младших школьников с ОВЗ через игровые формы и методы.
материал

Швецова Анна Евгеньевна

Современный урок это урок, на котором интересно и комфортно всем детям. Он должен быть познавательным и нетрудным. Материал должен быть изложен понятно и доступно. На уроке все дети должны чувствовать себя уверенно, свободно общаться на доступном для них уровне, испытывать желание участвовать в учебном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках у младших школьников  

с ОВЗ через игровые формы и методы.

Швецова Анна Евгеньевна, учитель начальных классов,

                                                        учитель-дефектолог  МОУ «Железнодорожная СОШ №2»                                                                      

 «Ребенок в игре переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению».

Л. С. Выготский

Современный урок это урок, на котором интересно и комфортно всем детям. Он должен быть познавательным и нетрудным. Материал должен быть изложен понятно и доступно. На уроке все дети должны чувствовать себя уверенно, свободно общаться на доступном для них уровне, испытывать желание участвовать в учебном процессе. Урок предполагает взаимопонимание, наличие атмосферы радости и увлеченности. Он должен быть динамичным и вариативным.

 Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.

Удовлетворению всех этих требований помогают дидактические игры, игровые упражнения и игровые моменты на уроке.

Учащиеся с интеллектуальными нарушениями  отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьезные трудности в процессе обучения.

Использование игровых технологий,  оригинальных заданий и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием, также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся, обеспечивая  их психологическую разгрузку.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

Применение игровых форм и методов –  актуально для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования базовых учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Игра может использоваться в качестве проведения целого занятия, например игра – путешествие или частью занятия (введение, объяснение, закрепление, упражнение), а также во внеклассной работе. С помощью игры можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, развивать навыки общения и формировать: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные базовые учебные действия.

Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед  тем,  как приступить к изучению какой- либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие.

В работе применяю различные игры при повторении и обобщении тем. На уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия.

Сюжетно-ролевые игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков.

 В ходе разыгрывания проводится совместный поиск наиболее оптимальных путей выхода из различных ситуаций, обсуждаются различные пути ее разрешения. Так, например на занятии учащиеся разыгрывали сценку знакомства, используя фразы при знакомстве: «Я очень хочу с тобой познакомиться», «Давай познакомимся» и ответные реплики: «Рад нашему знакомству», «Очень приятно было познакомиться».

Игровое упражнение «Как бы ты поступил» было использовано на занятии по теме «Я дома. Я в школе. Я среди друзей», где учащимся предлагается картинка, на которой изображены два или более человек, взаимодействующие друг с другом. В процессе игры ученик должен предложить свой вариант окончания действия. 

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит  предложить участникам войти в какую-то роль. Ребята могут выступать в роли экскурсоводов, актеров,  исследователей, продавцов.

Игровая деятельность предполагает различные формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Эти формы организации учебной деятельности способствуют формированию коммуникативных навыков у обучающихся.

При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал

Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления.

      В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме.

Для развития активности и внимания учащихся провожу устный счёт  с  элементами игры.

При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 20 стремлюсь на уроке отвести 5-10 минут на работу с заданиями на логическое  мышление учащихся. Для этого предлагаю: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения найти и исправить ошибки в решении примеров (Незнайка решил примеры, проверьте,  ошибки исправьте).

Особые трудности в обучении учащихся с ОВЗ вызывает формирование навыков чтения и письма.

На  уроке чтения и письма детям предлагаю занимательные дидактические упражнения,

игровые упражнения, которые могут быть использованы на уроках русского  языка в запланированном учителем объеме и в разных сочетаниях.

1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

2. Развитие зрительно-моторной координации.

- Графические диктанты. Рисуем по клеточкам буквы

3.Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.

- «Узнай и назови предметы» - работа с таблицами, на которых изображены предметы, или их контуры, наложенные друг на друга.

4.Развитие пространственных представлений.

- «Смотри и делай»

- «Слушай и делай»

5. Совершенствование навыка чтения.

- Составление предложения из слов, записанных на отдельных карточках,

- Поиск в ряде предложений, или в рассказе заданного слова.

6. Развитие фонематического восприятия.

- «Угадай слово» - по первым (последним) названным учителем слогам нужно угадать слово.

- «Найди ошибку» - дети выслушивают фразу, в которой есть ошибка, и исправляют ее.

- «Хлопни в ладоши» - дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат нужный звук (слово). и т.д.

7. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза (слоги).

- «Неполные слова»  - пропущены 1 или 2 буквы (или окончание).

- «Отгадай слово»  - из данных наборов слогов составляются слова.

Дифференцированная работа, задание в конвертах по уровням, которое дети выбирают самостоятельно.

Использование на уроках дидактических игр и игровых упражнений облегчает детям с нарушением интеллекта процесс усвоения учебного материала, повышает познавательный интерес, способствует более глубокой коррекции, повышает эффективность урока, активизируя познавательную деятельность учащихся.

Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.  

Литература 

1.Л. Б. Баряева, А. Зарин  «Обучение сюжетно-ролевой игре детям с проблемами интеллектуального развития». Санкт — Петербург. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001г.

2.Л.С.Выготский. Вопросы детской психологии - СПб, 1997

3. Горшкова Т. В. Игра как средство развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2017. — №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках и внеклассных занятиях по математике через использование элементов истории.

Известный французский математик, физик Жуль Анри Пуанкаре отмечал, что при выборе методов преподавания , история науки должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится ярче и богаче от ...

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.Выступление на Международной заочной научно-практической конференции учителей "Успешный учитель" на тему «Пол...

Использование разнообразных форм и приёмов активизации познавательной деятельности на уроках математике.

Учёёба - это серьёзный труд, именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление и будит мысль.Существуют различные пути активизации учебной деятельности...

Доклад "Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС."

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе к...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

«Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках обучения грамоте»

    Качество знаний по русскому языку - это система знаний, умений, навыков по фонетике, лексике, фразеологии и синтаксису, которыми учащийся владеет в совершенстве. А без этих знаний...

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффект...