Доклады
материал

Есенина Елена Анатольевна

Разные темы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема доклада: «Как я работаю  над техникой чтения своих учеников»

Подготовила учитель начальных классов Есенина Е.А.

Во-первых, в тексте тщательно отбираются слова, которые требуют пояснения. Если не знакомых слов много, то они обязательно включаются в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились его целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значение слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, так как изменился быт людей. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи! Как отрабатывается техника чтения в первом полугодии I класса, т.е. в добукварный и букварный периоды?

С учениками читать хором, как бы пропевая, т.е. сливая слоги. Читать по нескольку раз страничку букваря. Сначала очень медленно (с..с..с..а..ш..ша), где-то 3 – 4 раза. Потом чуть-чуть побыстрее, но все равно медленно (с.са.ша), а после еще быстрее.

После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения, несколько видоизменяется работа над техникой чтения. Ученики читают почти весь урок (25-30 мин) хором с учителем, по колонкам. К столу учителя дети не вызываются. Когда они читают вслух, учитель всё время ходит около парт и смотрит, все ли следят пальчиком при чтении, наклоняется и прислушивается к чтению нужного ему ученика. Учитель ни на секунду не ослабляет своё внимание. Все читают в унисон, если кто-то сфальшивил, просит вновь прочесть то место, где была допущена ошибка. Когда отработано чтение, просит, чтобы читал кто-нибудь один, причем он сидит на своем месте и читает, а все следят пальчиком. Если ученик ошибся, то исправляют сразу же все хором. Нельзя спрашивать с ученика чтения, если статья слабо отработана. Цель - не отбить желание читать. Постоянно подхваливать детей, но не мимоходом, а аргументированно и чаще хвалить слабеньких.

Чтение рассказов, сказок подготавливается дома, продумывая, как оживить рассказ, прочитать его так интересно, чтобы ученик захотел непременно сам еще раз так его прочитать. Теперь работа ведётся не только над правильностью и темпом чтения, но и отрабатывается эмоциональность чтения, соблюдение паузы при знаках препинания. Чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость... Учитель сидит с детьми над одним предложением порой 1 мин, 3 мин, пока не добьётся нужной интонации. Никогда ничем не заменяется внеклассное чтение. Много читает детям сама. Вот где можно разгуляться! Глаза ребят горят или наполняются слезами. Вздыхают, хохочут, сердятся, ласково улыбаются. И всегда говорит говорю: «Скоро и вы будете так же интересно читать, как артисты. Я вас научу». А детям даётся задание рассказать так же интересно маме, папе, бабушке, дедушке, как им прочитала учительница.

Бывает, один рассказ (маленький) читается 3-4 дня, пока не отработается его интонация. Диктанты тоже читаются выразительно, эмоционально. Над чем бы ни работали: упражнение, задача, текст учебника по природоведению, - читается все вместе, и печатный текст, и письменный. Благодаря такому подходу дети почти не делают ошибок и в письменных работах.

Чтение про себя даётся очень редко, да и то с каким-нибудь заданием: что-то найти или подобрать пример на правило правописания, или найти в тексте какой-то отрывок, или подумать, какую картинку можно было бы нарисовать по данному вопросу.

Уроки внеклассного чтения проводятся по разным книгам разных авторов, но тематика одна. Тогда возникает очень широкий круг обсуждения, которое заинтересовывает детей, и они, по желанию, обмениваются книгами друг с другом. Кроме того с первого же дня занятий установлены дружеские отношения с библиотекарем. Каждую пятницу у нас проходят конкурсы на лучшего чтеца, рассказчика. Как ревностно следят судьи - все ученики класса - за чтением каждого из участников!

Bo II классе чтение тоже проводится преимущественно вслух по 20-25 мин. В качестве речевых зарядок выступают полюбившиеся детям стихотворения. Статьи, рассказы в III четверти разбиваются на абзацы и пишется план в вопросительной форме.

В III классе дети самостоятельно составляют план пересказа в утвердительной форме. И каждый пересказывает по своему плану.

С I класса 5 раз в неделю идут уроки развития речи. Во II классе они ведутся до второго полугодия, преимущественно с устными видами работы. Дети приносят книжечки, а потом сами делают книжки-малютки со своими рисунками и небольшими текстами (1-2 предложения) под рисунком. Читают очень много. Вслух учитель учит читать грамотно, эмоционально, т.е. так, как того требует текст. Возможно, при этом будет всего 40-60 слов в минуту, а может, и 30 слов, но глазами, про себя, некоторые читают в минуту даже 360 слов, а большинство - 200-240 слов в минуту, самые слабые по 180-200 слов в минуту. Я проверяю осознанность прочитанного постоянно, главным образом, через вопросы, пересказы, выборочное чтение, составление «своих» предложений с отдельными словами и т.д.

Грубой родительской ошибкой считается когда детей до школы учат читать и даже писать.

Подводя итог своему рассказу:

1). в детях надо пробуждать любовь к чтению;

2) следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать;

3) первый раз читать тексты должен только учитель: он передает текст грамотно, эмоционально (не надо поручать первоначальное чтение ученику, как бы хорошо он ни читал);

4) на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 минут, включая фонетические зарядки в I классе;

5) не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика;

6) в I классе не следует опрашивать ученика путем индивидуального чтения перед всем классом;

7) домашних заданий в 1 и II классах, кроме чтения, не должно быть;

8) домашнее задание по чтению должно быть с творческим уклоном: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока;

9) важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Скребицкого, Сладкова, Чарушина, Екимушкина), причем предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки   предметов (животных), составлять задачи по математике и т.д. Кроме того, ребенок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Это заинтересовывает и других учеников, они хотят узнать что-то интересное, чем и они могут поделиться с друзьями, родителями. А наилучшее из того, что понравилось ученикам, учитель прочтёт классу сам. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения;

10)во II и III классах учитель просит, чтобы родители читали детям книги или статьи из журналов, газет, энциклопедий где-то по 20-30 мин каждый день (найти столько времени всегда можно); где найти литературу для чтения и какую, рекомендует. Если это входит в систему, то интерес к чтению возрастает; кроме того, важно, чтобы дети
тоже читали родителям то, что они сами хотят;

11) нельзя задавать на дом большие тексты, дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов, полная работа над которыми (чтение по главам или частям) требует
больших затрат времени (3-4 часа);

12) всегда работайте творчески: пусть дети высказывают свое мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами;

13) чаще надо проводить выборочное чтение;

14) даже в III классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом, колонками, рядами, парами, по одному;

15) в III классе опрос по чтению лучше проводить после того, как что-то прочитано хором всем классом. Если надо проверить стихотворение, то сначала ученики читают его хором 2-3 раза, а затем учитель приступает к опросу. Почему? Цель - привить
любовь к книге, к чтению, чтобы ребята не боялись даже случающейся плохой оценки (не у всех учеников одинаковая память, и хотя все предпринимается для того, чтобы именно на уроке стихотворение было выучено, бывает, даже повторив его несколько раз дома, ученик после ночи забывает весь текст или часть его. А если в классе повторить стихотворение, то ребенок вспомнит заученное и ответит. Каждое из стихотворений, заданное для заучивания наизусть, повторяется в течение всего года;

16)  проводятся конкурсы чтецов  или литературные викторины, что очень любят дети;

17) начиная с I класса, проводятся выставки книг  разных авторов на общую тему;

18) даже в III классе на уроке чтения лежат книги, прочитанные в I и II классах. Проходим, например, тему «Осень» - читаем  произведения по книгам I и II классов, вспоминаем стихи и рассказы об
осени,  а  потом  читаем  стихи  по учебнику II класса, сравниваем произведения и находим, какие авторы пишут, например, в песенном стиле (Есенин, Кольцов, Некрасов) и т.д. Заучиваем 2-3 стихотворения по выбору детей; учитель знакомит детей с писателями, их творчеством и предлагает найти в книгах их
произведения на данную тему;

Итак, чтение не ограничивается только учебным материалом. Учитель старается читать своим ученикам больше книг, сеящих доброе: произведения классиков, устного народного творчества – былины, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Они инсценируются, оформляются общие тетради (дети по очереди записывают пословицы, загадки, считалки, потешки и т.д., разрисовывают и подписывают каждый свою страничку).



Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

                                                                       Учитель начальных классов:

Есенина Е.А.

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность.Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение,тем легче даётся ему правописание».

Н.С. Рождественский

Учителей начальных классов, и меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Для того чтобы добиться лучших результатов в этой работе, я поставила перед собой следующие цели и задачи :

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Упражнения:
• ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе;
• постоянно показывать образец анализа звучащего слова;
• использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр, сы-ы-ы-ы-р;
• на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля;
• прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?);
• при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать);
• подбор слов к звуковым моделям;
• использовать задания ловушки (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?)
Игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Шифровальщики» с пропусками «опасных» мест сразу по слуху. «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
• развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
•самостоятельно проверить результат работы;
• видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
• если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «подглядеть» их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки – самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки. Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается 2-3 проверочных карточки.

Виды приемов развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

В традиционной методике русского языка выделяют следующие виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1.Списывание.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописи». В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п. 
Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально организованного обучения списыванию необходимо как можно раньше познакомить учеников с наиболее общими признаками орфограмм.
Выделение орфограммы в каждом слове обязательно должно включать в себя определение ударногослога.
2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Внешне навык фонемного письма – это быстрое письмо с пословной орфографической самодиктовкой и написанием в такт их проговаривания.
Слабые учащиеся не всегда исполнительные, не уверенные в своих способностях, часто не усвоившие твердо буквы и графический навык, стараются запомнить написание букв зрительно. Поэтому они или не диктуют себе при письме или диктуют формально, вне связи с написанием слогов. Поэтому них не формируется орфографическая зоркость.
Вот поэтому и важно научить детей данному приему – письму с проговариванием
.
3. Комментирование (объяснение написания).
объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить; комментирование слов по коллективке (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка); комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака); комментированный диктант.

4. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного. 

5. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.
6. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
7. Письмо буквенной дробью.
На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук (вада; крожка; крук; питак…).
8. Звуковой анализ слов.
9. Использование словарей.
10. Использование таблиц, схем.


По моему мнению систематическое и последовательное использование данных приемов на уроках русского языка позволит развить орфографическую зоркость у всех детей.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. 
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам.

    Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3. Упражнение в запоминании.

4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5. Запись.

6. Проверка.       

        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

       Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

       «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

        Словарный диктант.


Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
1.Прочитайпословицу: 
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу» 
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить). 
3. Часто провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить , какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы. 
4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах 
берега, холода. 
5. Провожу различные игры. 


Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды. 
Объясни , почему вставили такие буквы. 
Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы: 
рука… бере… 
лу… моро… 
зимний ле… гладкий лё…

Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило: 
Имена, фамилии - Начинает буква 
Клички, города – Важные слова: 
Все с заглавной буквы Иванова Анна, 
Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Правописание ЖИ – ШИ 
Лыжи. Мыши и ужи 
Шины, ёжики, чижи, 
ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ 
С буквой И всегда пиши.

Мягкий знак – показатель мягкости. 
Мягкий знак, мягкий знак , 
Без него нельзя никак! 
Станут «пенками» - «пеньки», 
«Уголками» - «угольки», 
Без него не написать. 
Тридцать, двадцать, десять, пять 
«Банька» в «банку» превратится, 
Вот, что может получиться, 
Вместо «шесть» получим «шест», 
Вместо «есть» получим «ест», 
Если будем забывать 
Мягкий знак в словах писать.

Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. 
Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, 
используя разные виды заданий.

 Вот некоторые из них: 

1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги. 
2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой. 
3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О). 
4. Выписать слова отвечающие на вопросы кто? (что?). 
5. Выписать слова в которых два слога. 
6. Выписать слова на тему «Животные». 
7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось. 
8. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д. 
9. Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей)
10. Отгадать загадку: 
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (
мороз
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (
молоко
Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру 
«Найди лишнее слово». 
Например, я предлагаю детям следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова: 
1.Москва – т.к. пишется с большой буквы; 
2.Суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова; 
3.Тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков; 
4.Сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный); 
5.Чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные. 
6.Карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх. 
Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова .нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. 
Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды. Состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка У. Урожай – род с приставкой –у. 
Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. 
Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание. 
Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок.

Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. 
Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. 
А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Создание  в классе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки.

Подготовил учитель начальных классов МБОУ школы № 6 Есенина Е.А.

Годы обучения - особые, пожалуй, самые важные, и в образовательном, и в воспитательном отношении. Когда я взяла 1 класс, то первым этапом моей работы стало изучение особенностей обучающихся класса, их отношений, стиля общения и отношения в коллективе.

Для создания в классе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки школа должна развивать положительные эмоции обучающихся, а также управлять отрицательными эмоциями. Одним из аспектов атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки в классе является создание условий для уважения чужого мнения. Воспитательные мероприятия должны формировать у обучающихся культуру общения, развивать коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Однако значение воспитательной работы классного руководителя в этом вопросе состоит в том, чтобы научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и не формируя в нем комплекс вины. Я считаю, классный руководитель должен сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающий жизнью, которая сплотит всех воспитанников , поможет им преодолеть трудности совместного общения.

Перед собой поставила следующие задачи:

1) Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2) Определить в коллективе  межличностных отношений.

3) Выявить воспитательные возможности ребят и родителей, вовлеченных в жизнь класса.

Важнейшая задача воспитателя, учителя - целенаправленное формирование в детском коллективе таких отношений, такого морально – психологического климата, который был бы максимально благоприятен для развития лучших качеств каждого ребенка, выявление его творческого потенциала. В атмосфере товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности расширяются возможности для разностороннего проявления, гармоничного развития личности.
Для создания в детском коллективе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки мы должны развивать положительные эмоции у детей, а также управлять отрицательными эмоциями. В развитии эмоциональной сферы мы должны научить детей умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других.

Какие умения необходимо научить у детей вызывать в себе?

Умение прощать. Прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать.

* Умение управлять страхом. Одно из главных проявлений страха – это страх потерпеть неудачу. Получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться в течение многих школьных лет и т.д.

Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями, дети должны научиться с помощью воспитателя, классного руководителя создавать вокруг себя, в себе ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций. Еще одним аспектом атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки в детском коллективе является создание условий для уважения чужого мнения учащимися. Воспитательные мероприятия должны формировать у детей культуру общения, развивать коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Однако значение воспитательной работы воспитателя, классного руководителя в этом вопросе состоит в том, чтобы научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и не формируя в нем комплекс вины. Важный момент, на который надо обращать внимание в воспитательной работе, это воспитание терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам. Никогда не говорите человеку прямо, что он не прав. Если вы хотите, чтобы человек был с вами одного мнения, прежде всего вы должны доказать ему, что вы его искренний друг. Именно эта «капля меда» обеспечит вам его расположение, а этого уже достаточно, чтобы вы могли убедить его согласиться с вашей точкой зрения. Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких-то элементарных вещей, неловкость в маневрах и поведении могут стать детонатором взрывоопасной ситуации. Поэтому воспитатель должен сделать все возможное для того, чтобы детский коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающий жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела, поможет им преодолеть трудности совместного общения.

Для достижения поставленных целей можно использовать следующие формы работы с детским коллективом:

1. Тематические классные часы по нравственной тематике;

2. Изучение нравственного наследия мира;

3. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;

4. Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины»;

5. Праздники, сюрпризы, конкурсы;

6. Экскурсии, поездки.

7. Игры и др.

Для сплочения коллектива было проведено много бесед, семейных праздников: «Праздник вежливости и доброты», «Без труда нет плода», «Осенние посиделки». Особенно сплачивают детей различные коллективные игры. Интересно и увлеченно провели игры : «Зарница.», «Смотр строя и песни», В каждом ребенке заложены начала творческой силы, его творческий потенциал неисчерпаем, надо лишь создать условия для этого проявления. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей. Вот почему психологический климат - решающее условие формирования психологически здоровой и нравственно-активной личности ребенка.
Мой опыт работы позволяет сделать вывод о том, что классный руководитель, воспитатель является архитектором детского коллектива, где комфортно каждому.

Как классный руководитель считаю, что моя деятельность заключается, прежде всего, в заботе о сохранении психологического здоровья детей, создании благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, оказании помощи семье в воспитании ребенка.

Для того чтобы достичь цели и решить поставленные задачи, руководствуюсь следующими принципами педагогического воздействия.

Вступаю в общение с ребенком «как человек с человеком». Когда ребенок понимает, что общается не с «безличным воплощением школьных правил», он начинает с большей охотой включаться в учебный процесс и общественную жизнь класса.

Школа – это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребенку найти занятия по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Стараюсь в своем классе использовать педагогику успеха. Мои дети участвуют в олимпиадах, научно – практических конференциях, турнирах, различных конкурсах. Это потом озвучивается на классных часах. Всегда походит момент поздравления победителя  или просто участника какого-то мероприятия, события. Ребята активно участвуют в школьных конкурсах и праздниках.

 Для поддержания успешности и мотивированности обучающихся в классе провожу классные часы – беседы: « Как учиться, чтобы не лениться». На родительских собрания провожу беседы, после собрания родители уходят с мыслью, что они в силах помочь своим детям, это приводит к улучшению взаимоотношений. На родительском собрании знакомлю  с портфолио класса. Вся моя работа направлена на то, чтобы показать ценность каждого конкретного ученика, как неповторимой, интересной, индивидуальной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....