Игры с мячами для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и школьного возраста.
учебно-методический материал

Комплекс упражнений с мячами для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и школьного возраста. Выполняется от простого к сложному. Будет полезен родителям и педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с мячами для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и школьного возраста.

Рекомендации родителям и педагогам

                                                   

                                               

                                     Учитель-логопед: Лесько Татьяна Александровна

                                      Педагог-психолог: Титова Мария Сергеевна

Москва 2025

Игры с мячами для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и школьного возраста

Развитие головного мозга начинается еще во внутриутробном периоде и продолжается после рождения ребенка.

При рождении включаются механизмы, которые активизируют стволовые структуры мозга и запускают работу межполушарных связей. Исследования доказывают, что одной из причин трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является несформированность межполушарного взаимодействия, то есть дисгармоничная работа полушарий мозга. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием. Каждое полушарие воспринимает и анализирует информацию по-своему, обеспечивая полноценный анализ и синтез полученной информации.

Для эффективной работы мозга необходимо слаженное взаимодействие левого и правого полушария. Нарушение взаимодействия полушарий отражается на познавательной деятельности: возникают сложности с пространственной ориентировкой, координацией работы зрительного и слухового восприятия, что может привести к возникновению трудностей с формированием навыка чтения и письма.

На слабость развития межполушарных связей у ребенка могут указывать следующие признаки:

- трудности в описании ситуации/сюжета по картинке;

- затруднения при оценивании эмоций других людей;

- нарушения речи, проявляющиеся в нечеткой артикуляции и сбивчивости изложения;

- сложности при письме под диктовку и переписывании текста;

- написание букв зеркально.

Скоординированная работа левого и правого полушария является важным условием для интеллектуального развития ребенка и успешного обучения в школе. При недостаточности межполушарных связей возрастает риск возникновения оптической дислексии и оптической дисграфии.  

Для того, чтобы у ребёнка улучшилась память, письмо, чтение, счёт, повысились концентрация внимания и скорость мыслительных процессов, необходимо развивать деятельность обоих полушарий головного мозга. Для решения поставленной задачи мы рекомендуем комплекс упражнений с мячами. Такие задания выполняются ребенком индивидуально по образцу педагога (родителя) или по речевой инструкции. Задания даются от простого к сложному.

Комплекс упражнений с мячами

1) Бросить большой мяч двумя руками о пол и поймать двумя руками не менее 10 раз, стоя на одном месте.

2) Бросить мяч вверх (не выше головы), следить только глазами, не поднимая головы, ловить его двумя руками не менее 10 раз, стоя на одном месте.

3) Бросить мяч о пол правой рукой и ловить его правой, а затем левой рукой. Выполняется не менее 10 раз, стоя на одном месте.

4) Бросить мяч о пол левой рукой и поймать его правой, а затем, наоборот, бросить правой и поймать левой рукой. Выполняется не менее 10 раз, стоя на одном месте.

5) Отбивать мяч о пол сначала правой рукой, затем левой рукой не менее 10 раз, стоя на одном месте.

6) Отбивать мяч о пол сначала двумя руками одновременно, потом попеременно, то правой, то левой рукой не менее 10 раз, стоя на одном месте. (Усложняем, добавив речевое сопровождение. Например, называем фрукты, овощи, животных и т.д.).

7) Отбивать мяч о пол двумя руками одновременно, считая вслух до 30, при этом пропуская цифру 3 и числа, содержащие эту цифру.

8) Подбросить теннисные мячи, держа ладони вверх, дать удариться о пол, поймать. Сначала 10 раз правой рукой, потом столько же левой рукой,

  а затем одновременно двумя руками. 

9) Бросить теннисные мячи о пол, держа ладони вниз, поймать. Сначала 10 раз правой рукой, потом столько же левой рукой, а затем одновременно двумя руками. 

10) Подбросить теннисный мяч, держа ладони вверх, дать удариться о пол и ловить попеременно то правой, то левой рукой.

11) Бросить мяч о пол, ждать пока он ударится о пол второй раз и ловить его правой рукой, а затем повторять левой рукой. 

12) Бросить мячи о пол двумя руками одновременно, ждать пока они ударятся о пол второй раз и ловить одновременно двумя руками, ладонями вверх. 

13) Бросить мяч о пол в центр правой рукой и ловить его левой рукой (10 раз), затем, наоборот, бросать левой рукой, ловить правой.

14) Бросить мяч о пол в центр правой рукой и ловить его левой рукой, затем перекладывать мяч в правую руку. Повторяем упражнение: бросить мяч левой рукой, ловить правой, перекладывать в левую руку. (Усложнение: перекладывание мяча за спиной).

15) Одновременно бросить о пол мячи двумя руками, а ловить руками наперекрест. И, наоборот, бросить руками наперекрест, а ловить параллельно.

16) Подбрасывать теннисные мячи к потолку, ладонями вверх и ловить. Сначала 10 раз правой рукой, потом столько же левой рукой, а затем одновременно двумя руками (следить только глазами без дополнительных движений головой). 

Со временем упражнения можно усложнять: регулированием высоты отскока мяча (до пояса, груди, выше головы); громкостью «цоканья» (тише/громче) и физическими действиями (хлопок, приседания, прыжок, шаг и т.д.); играми для развития речи («Скажи наоборот», «Продолжи словарный ряд», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Придумай слово», «Определи место звука в слове» и т.д.).

Предложенные игровые приёмы окажутся полезными всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересными и способствовали разностороннему развитию детей. Комплекс упражнений с мячами педагоги могут включать в работу с детьми как в условиях образовательной организации, так и рекомендовать к использованию родителями в домашних условиях для закрепления полученных навыков. 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НО".

Темы выступления на промблемном очно-заочном семинаре-практикуме: "Игровые приемы в познавательном  и эмоционально-волевом развитии детей младшего школьного возраста"....

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".

Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...

«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей»

Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространств...

Развитие слоговой структуры у детей дошкольного и школьного возраста.

Коррекция слоговой структуры слова является важным направлением в работе учителя-логопеда, так как от неё зависит успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, пись...

Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ...

"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"

В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....

Игры и упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия и развитию речи в работе с детьми ОВЗ

В статье рассматиривается использование кинезиологических упражнения на логопедических занятиях. Кинезиологические игры – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарно...