Деятельность учителя-дефектолога по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
учебно-методический материал (1 класс)

РахмановаТатьяна Сергеевна

Дефектолог - специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

ГКОУ «Вышневолоцкая школа- интернат №2»

Деятельность учителя-дефектолога по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Подготовила: учитель – дефектолог

Рахманова Татьяна Сергеевна

2025 год

(1 слайд)

Деятельность учителя-дефектолога по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Опыт сопровождения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в общеобразовательную школу, показывает, что в настоящее время большинство учеников испытывают либо огромные трудности при обучении, либо не в состоянии овладеть даже минимальными требованиями образовательной программы.

(2 слайд)

 Дефектолог - специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Цель работы учителя-дефектолога:

Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях общеобразовательной школы.

(3 слайд) 

Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач :

  • Своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка.
  • Динамическое изучение уровня умственного развития ребенка и результатов коррекционного воздействия.
  • Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
  • Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

(4 слайд)

 Основные принципы деятельности учителя-дефектолога

  • Комплексность и единство диагностики и коррекции
  • Построение коррекционно-педагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
  • Моделирование вариантов взаимодействия специалистов в зависимости от структуры дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия
  • Осуществление анализа состояния сформированности учебных ЗУН и психофизического развития ребенка
  • Изучение динамики развития познавательных процессов и освоения программных ЗУНов

(5 слайд)

Основные направления коррекционной работы учителя-дефектолога

- Сенсорное и сенсомоторное развитие 

(Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи).

- Формирование пространственно-временных отношений 

(Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом).

- Умственное развитие 

(Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ (высшие психические функции), такие как память, мышление, анализ и синтез и др.).

- Нормализация ведущей деятельности возраста .

(Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая)

- Формирование представлений о предметах и явлениях

(В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например: ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка)

- Обогащение словаря, развитие связной речи

 (Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной)

- Готовность к восприятию учебного материала

 (Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала)

- Формирование умения и навыков, необходимых для усвоения программного материала 

(Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал).

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе).

 На занятиях прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем занимается дефектолог).

Структура дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают, как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

(6 слайд) 

Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме.

- групповые занятия — работа с группой учащихся, объединенных общими коррекционно образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования.

- индивидуальные занятия — наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют выраженные нарушения развития.

В своей работе учитель-дефектолог ориентируется на дифференцированный подход внутри каждой категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуальных методов и способов коррекционной работы. Также задачей учителя-дефектолога является привлечение к процессу коррекционно-развивающего обучения родителей, педагогов, специалистов сопровождения и администрации образовательного учреждения.

(7 слайд)

 Основные направления деятельности учителя-дефектолога

  1. Организационно-методическое направление

Цель - организация   и подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК

  1. Диагностическое направление

Цель - определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.

а) предварительную беседу с педагогами по выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи;

б) педагогическое наблюдение за учащимися в учебной ситуации и во время режимных моментов;

в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;

г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития учащегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи);

д) проведение текущей диагностики с целью корректировки индивидуальной коррекционной программы и выявления возможных дополнительных трудностей;

е) проведение итоговой диагностики. Проводится в конце коррекционного курса и определяет результативность и эффективность коррекционной работы на развитие учебно-познавательной деятельности детей.

На каждого учащегося, нуждающегося в сопровождении учителя-дефектолога составляется заключение и рекомендации по составлению индивидуального план сопровождения. Все результаты обсуждаются на заседаниях ПМПк образовательного учреждения, в результате которого разрабатывается компонент комплексной индивидуальной программы сопровождения. Данные обследования сообщаются родителям ребенка, совместно обсуждается план предстоящей работы.

  1. Коррекционно-развивающее направление

Цель - определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.

Задачи:

- нормализация ведущей деятельности;

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;

- формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;

- формирование и расширение представлений об окружающей действительности;

- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;

- формирование школьных компетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);

- формирование навыков социального взаимодействия.

Данное направление предполагает:

а) изучение заключений и рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии с целью составления индивидуальной коррекционной программы для учащихся, нуждающихся в сопровождении;

б) составление индивидуальной коррекционной программы с указанием целей, задач и сроков реализации;

в) реализация коррекционно-развивающей работы посредством индивидуальной или групповой формы работы. Занятия проводятся не меньше, чем два раза в неделю.

Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.

  1. Консультативно – просветительское и профилактическое направление

Цель - обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.

Данное направление предполагает:

а) выявление запроса педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:

- наблюдение учебного процесса;

- совместное обсуждение проблем развития и образования учащихся с ОВЗ;

- совместное составление индивидуального учебного плана и индивидуальной программы обучения;

- разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;

- информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;

- проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений, профессиональных встреч;

- рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.

б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:

- проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;

- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;

- участие в родительских собраниях;

- разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;

- совместное составление индивидуальной коррекционной программы;

- информирование об источниках дополнительного сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи;

- информирование о мероприятиях, организованных для родителей;

- проведение открытых занятий.

Отметим, что деятельность учителя-дефектолога не только оценивается как компонент психолого-педагогического сопровождения, но максимально включается и непосредственно в разработку адаптированной образовательной программы, является базисом для адаптации образовательной программы в соответствии с возможностями ребенка.

  1. Аналитическое направление

Цель - проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.

Данное направление предполагает:

а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;

б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;

в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу;

г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.

(8 слайд)

 Перечень документации учителя дефектолога:

1. Карта динамического развития ребенка:

-протокол обследования;

-дефектологическое представление на учащегося;

-лист наблюдений за учащимися (отражает этапы и результат коррекционной работы,

динамику занятий).

2. График работы учителя-дефектолога;

3. Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем (методистом);

4. Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем-дефектологом;

5. Список детей, рекомендованных к индивидуальным занятиям;

6. Перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению);

7. Перспективный план индивидуальной работы с ребенком;

8. Журнал посещаемости занятий;

9. Журнал консультаций;

10. Должностная инструкция;

11. Паспорт кабинета (перечень оборудования и

дидактических материалов);

12. Портфолио профессиональных достижений

учителя-дефектолога;

13. План работы учителя-дефектолога на год;

14. Годовой отчет учителя-дефектолога

15. Согласие на обследование ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Программа психологического сопровождения рассчитана на  10 лет  обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

     Кадровое обеспечение требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:— укомплектованн...

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"

В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В  материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...

Деятельность учителя - дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых требуют постоянной специал...

«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога»

В статье мною описаны разные виды современных образовательных технологий, которые я применяю в своей педагогической деятельности, приведены примеры их эффективного использования....

Содержание коррекционно образовательной деятельности учителя дефектолога в ДОУ с детьми с Синдромом Дауна

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями в развитии в общественную жизнь....

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя дефектолога для обучающихся с РАС (8.4) «Коррекционно-развивающие занятия»

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования о...