Деятельность учителя-дефектолога по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
учебно-методический материал (1 класс)
Дефектолог - специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Вышневолоцкая школа- интернат №2»
Деятельность учителя-дефектолога по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Подготовила: учитель – дефектолог
Рахманова Татьяна Сергеевна
2025 год
(1 слайд)
Деятельность учителя-дефектолога по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Опыт сопровождения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в общеобразовательную школу, показывает, что в настоящее время большинство учеников испытывают либо огромные трудности при обучении, либо не в состоянии овладеть даже минимальными требованиями образовательной программы.
(2 слайд)
Дефектолог - специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).
Цель работы учителя-дефектолога:
Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях общеобразовательной школы.
(3 слайд)
Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач :
- Своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка.
- Динамическое изучение уровня умственного развития ребенка и результатов коррекционного воздействия.
- Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
(4 слайд)
Основные принципы деятельности учителя-дефектолога
- Комплексность и единство диагностики и коррекции
- Построение коррекционно-педагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
- Моделирование вариантов взаимодействия специалистов в зависимости от структуры дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия
- Осуществление анализа состояния сформированности учебных ЗУН и психофизического развития ребенка
- Изучение динамики развития познавательных процессов и освоения программных ЗУНов
(5 слайд)
Основные направления коррекционной работы учителя-дефектолога
- Сенсорное и сенсомоторное развитие
(Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи).
- Формирование пространственно-временных отношений
(Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом).
- Умственное развитие
(Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ (высшие психические функции), такие как память, мышление, анализ и синтез и др.).
- Нормализация ведущей деятельности возраста .
(Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая)
- Формирование представлений о предметах и явлениях
(В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например: ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка)
- Обогащение словаря, развитие связной речи
(Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной)
- Готовность к восприятию учебного материала
(Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала)
- Формирование умения и навыков, необходимых для усвоения программного материала
(Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал).
Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе).
На занятиях прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем занимается дефектолог).
Структура дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают, как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.
(6 слайд)
Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме.
- групповые занятия — работа с группой учащихся, объединенных общими коррекционно образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования.
- индивидуальные занятия — наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют выраженные нарушения развития.
В своей работе учитель-дефектолог ориентируется на дифференцированный подход внутри каждой категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуальных методов и способов коррекционной работы. Также задачей учителя-дефектолога является привлечение к процессу коррекционно-развивающего обучения родителей, педагогов, специалистов сопровождения и администрации образовательного учреждения.
(7 слайд)
Основные направления деятельности учителя-дефектолога
- Организационно-методическое направление
Цель - организация и подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК
- Диагностическое направление
Цель - определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.
а) предварительную беседу с педагогами по выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи;
б) педагогическое наблюдение за учащимися в учебной ситуации и во время режимных моментов;
в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;
г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития учащегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи);
д) проведение текущей диагностики с целью корректировки индивидуальной коррекционной программы и выявления возможных дополнительных трудностей;
е) проведение итоговой диагностики. Проводится в конце коррекционного курса и определяет результативность и эффективность коррекционной работы на развитие учебно-познавательной деятельности детей.
На каждого учащегося, нуждающегося в сопровождении учителя-дефектолога составляется заключение и рекомендации по составлению индивидуального план сопровождения. Все результаты обсуждаются на заседаниях ПМПк образовательного учреждения, в результате которого разрабатывается компонент комплексной индивидуальной программы сопровождения. Данные обследования сообщаются родителям ребенка, совместно обсуждается план предстоящей работы.
- Коррекционно-развивающее направление
Цель - определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.
Задачи:
- нормализация ведущей деятельности;
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
- формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование и расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
- формирование школьных компетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);
- формирование навыков социального взаимодействия.
Данное направление предполагает:
а) изучение заключений и рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии с целью составления индивидуальной коррекционной программы для учащихся, нуждающихся в сопровождении;
б) составление индивидуальной коррекционной программы с указанием целей, задач и сроков реализации;
в) реализация коррекционно-развивающей работы посредством индивидуальной или групповой формы работы. Занятия проводятся не меньше, чем два раза в неделю.
Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.
- Консультативно – просветительское и профилактическое направление
Цель - обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.
Данное направление предполагает:
а) выявление запроса педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:
- наблюдение учебного процесса;
- совместное обсуждение проблем развития и образования учащихся с ОВЗ;
- совместное составление индивидуального учебного плана и индивидуальной программы обучения;
- разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;
- информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;
- проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений, профессиональных встреч;
- рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.
б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:
- проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;
- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
- участие в родительских собраниях;
- разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;
- совместное составление индивидуальной коррекционной программы;
- информирование об источниках дополнительного сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи;
- информирование о мероприятиях, организованных для родителей;
- проведение открытых занятий.
Отметим, что деятельность учителя-дефектолога не только оценивается как компонент психолого-педагогического сопровождения, но максимально включается и непосредственно в разработку адаптированной образовательной программы, является базисом для адаптации образовательной программы в соответствии с возможностями ребенка.
- Аналитическое направление
Цель - проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.
Данное направление предполагает:
а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;
б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;
в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу;
г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.
(8 слайд)
Перечень документации учителя дефектолога:
1. Карта динамического развития ребенка:
-протокол обследования;
-дефектологическое представление на учащегося;
-лист наблюдений за учащимися (отражает этапы и результат коррекционной работы,
динамику занятий).
2. График работы учителя-дефектолога;
3. Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем (методистом);
4. Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем-дефектологом;
5. Список детей, рекомендованных к индивидуальным занятиям;
6. Перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению);
7. Перспективный план индивидуальной работы с ребенком;
8. Журнал посещаемости занятий;
9. Журнал консультаций;
10. Должностная инструкция;
11. Паспорт кабинета (перечень оборудования и
дидактических материалов);
12. Портфолио профессиональных достижений
учителя-дефектолога;
13. План работы учителя-дефектолога на год;
14. Годовой отчет учителя-дефектолога
15. Согласие на обследование ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Кадровое обеспечение требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:— укомплектованн...
Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"
В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...
Деятельность учителя - дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых требуют постоянной специал...

«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога»
В статье мною описаны разные виды современных образовательных технологий, которые я применяю в своей педагогической деятельности, приведены примеры их эффективного использования....

Содержание коррекционно образовательной деятельности учителя дефектолога в ДОУ с детьми с Синдромом Дауна
Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с нарушениями в развитии в общественную жизнь....

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя дефектолога для обучающихся с РАС (8.4) «Коррекционно-развивающие занятия»
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования о...
