Программа наставничества "Мы вместе"
рабочая программа (1 класс)
Наставничество – это длительный, трудоёмкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс, способствующий успешной адаптации учащихся, качественному освоению учебной программы.
Программа создана для того, чтобы у учащихся 1 года обучения в творческом объединении легче и быстрее прошла адаптация к новым для них условиям, а старшие дети, знающие и умеющие больше, использовали свои знания и умения, чтобы сделать что-то полезное и приятное тем, кто новичок в декоративно-прикладном творчестве. Все это существенно влияет на представления старших детей о себе.
Программа «Мы вместе» определяет цели, задачи, порядок внедрения методологии для такой ролевой модели, как: «Старшие – младшим».
Программа «Мы вместе» реализуется через организацию работы в наставнических группах по форме "Дети – детям». Организация работы по данной форме предполагает решение индивидуальных и конкретных задач, определенных в процессе предварительной работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Николаевского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей центр детского творчества
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Программа наставничества «Мы вместе»
Форма «Дети - детям»
Ролевая модель: «Старшие – младшим»
Куратор: Пинчук Н.Е.
с. Красное
2023 г
- Пояснительная записка.
Наставничество – это длительный, трудоёмкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс, способствующий успешной адаптации учащихся, качественному освоению учебной программы.
В образовательном и воспитательном процессе в клубе «Рукодельница» наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной и воспитательной деятельности.
Форма наставничества «Дети - детям» предполагает такую систему обучения, при которой передача знаний происходит непосредственно в аудитории, когда более опытный учащийся передает свои навыки новичку. Хочу заметить, что наставничество по данной модели, это добровольный вид деятельности и включаются в эту деятельность социально активные учащиеся. У нас их немало. Это в основном дети, уверенные в себе, трудолюбивые, коммуникабельные, толерантные, ответственные, лидеры в группе, обладающие достаточным социальным интеллектом. И, самое главное, имеющие большое желание помогать своим товарищам. И это позволяет нам решать задачи сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, снимаются психологические барьеры, и устанавливается доброжелательная атмосфера сотрудничества, а с другой стороны ребята получают широкий опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной социально значимой деятельности.
Дети-наставники делятся с другими детьми своим опытом в искусстве работы с фоамираном, работой в технике валяние, выкладывание из шерсти, шитье мягких игрушек, и работой в технике «лесная мозаика», разными природными материалами, и многими другими. Наставники на своем личном примере показывают определенные методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач, делая учебные ситуации понятнее.
Программа создана для того, чтобы у учащихся 1 года обучения в творческом объединении «Рукодельница» легче и быстрее прошла адаптация к новым для них условиям, а старшие дети, знающие и умеющие больше, использовали свои знания и умения, чтобы сделать что-то полезное и приятное тем, кто новичок в декоративно-прикладном творчестве. Все это существенно влияет на представления старших детей о себе.
Программа «Мы вместе» определяет цели, задачи, порядок внедрения методологии для такой ролевой модели, как: «Старшие – младшим».
Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
∙ Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
∙ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
∙ Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
∙ Распоряжения министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
∙ Письма Министерства просвещения Российской Федерации от года «О внедрении примерной программы воспитания».
∙ Положения о программе наставничества в образовательных организациях Хабаровского края.
∙ Устава МБОУ ДОД ЦДТ г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.
∙ Положения о наставничестве в МБОУ ДОД ЦДТ г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.
- Цель и задачи программы наставничества
по форме «Дети - детям»
Цель программы - Разносторонняя поддержка учащихся дополнительного образования, имеющих образовательные дефициты в сфере декоративно-прикладного творчества и временная адаптация к новым условиям.
Задачи программы:
- Оказать помощь в адаптации учащимся 1 года обучения к новым условиям в творческом объединении;
- Создать комфортные условия для взаимодействия учащихся разных лет обучения (старших и младших учащихся);
- Развивать творческие способности, умения и навыки всех участников образовательного и воспитательного процесса.
- Формировать коммуникативные умения у учащихся в творческом объединении.
- Привлекать в массовые и воспитательные мероприятия детей 1 года обучения.
3. Сроки и этапы реализации программы.
Срок реализации программы – 1 год.
Этапы реализации:
1этап – запуск программы - сентябрь 2023г;
2 этап – практическая реализация программы - октябрь 2023г – май 2024г ;
3 этап – завершение программы - май 2024.
Программа «Мы вместе» реализуется через организацию работы в наставнических группах по форме "Дети – детям». Организация работы по данной форме предполагает решение индивидуальных и конкретных задач, определенных в процессе предварительной работы.
Этапы | Мероприятия | Результат |
Подготовка условий для запуска программы наставничества | - Работа по формированию базы наставников; - Информирование и определение форм наставничества; | Пакет документов |
Формирование базы наставников | - Определение и выбор учащихся, мотивированных помочь младшим учащимся в адаптации к новым условиям; в обучении декоративно - прикладному искусству; - Привлечение активных учащихся, желающих реализовать свои способности и приобрести новые навыки. | Сформированная база наставников |
Формирование базы наставляемых. | Выявление конкретных проблем у учащихся творческого объединения 1 года обучения, которые можно решить с помощью программы наставничества. | Сформированная база наставляемых. |
Обучение наставников | Обучение наставников для работы с наставляемыми | Наставники, готовые к работе, с определенными умениями и навыками |
Формирование наставнической группы | -Провести общую встречу наставников и наставляемых в любой форме; -Зафиксировать сложившуюся группу; | Сформирована наставническая группа. |
Организация хода наставнической программы | Проводится работа в группе для комфортных, гармоничных и продуктивных отношений: -встреча «знакомство»; -встреча «планирование»; - комплекс последовательных встреч; - итоговая встреча; | Реализация программы |
Завершение программы наставничества | Подведение итогов работы группы | Презентация итогов и отчет об эффективности программы наставничества. |
4. Участники программы.
Наставники – активные учащиеся 3-4 года обучения творческого объединения «Рукодельница», обладающие, высоким уровнем творческих способностей, лидерскими и организаторскими качествами, принимающие активное участие в жизни творческого объединения.
Наставляемые – учащиеся 1 года обучения творческого объединения «Рукодельница» с низкой мотивацией, имеющие проблемы в работе с разными материалами, отстраненные от коллектива, либо имеющие проблемы с поведением.
- Показатели эффективности реализуемой программы.
- Соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям программы, по которой она осуществляется;
2. Наличие доброжелательного психологического климата в творческом объединении;
3. Логичность деятельности наставников, понимание ими ситуации наставляемых и правильность выбора взаимодействия с наставляемыми;
4. Положительная динамика образовательных результатов, успехи в делах и во взаимодействии друг с другом;
5. Удовлетворённость всех участников в наставнической деятельности;
6. Оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
7. Повышение уровня самооценки наставляемых;
8. Активность и заинтересованность наставляемых в участии в различных мероприятиях;
- Планируемые результаты:
1. Учащиеся 1-го года обучения будут адаптированы к новым для них условиям в творческом объединении.
2. Учащиеся будут мотивированы к обучению декоративно-прикладным искусством.
3. Активное включение во все мероприятия, образовательные и воспитательные процессы наставников и наставляемых творческого объединения;
4. Рост посещаемости творческого объединения.
5. Приобретение творческих умений и навыков учащимися в творческом объединении.
7. Выводы и результаты по завершению работы по программе наставничества «Мы вместе»:
В результате проделанной работы по программе наставничества «Мы вместе», можно сказать, что:
1. В клубе «Рукодельница» высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
2. Повышен уровень усвоения дополнительной общеразвивающей программы «Радость творчества».
3. Психоэмоциональный фон внутри детского коллектива улучшился.
4. Повысилась посещаемость клуба.
Хорошим показателем наставничества в клубе «Рукодельница» является участие учащихся в конкурсах, в выставках, городских массовых мероприятиях, в акциях. (см. Приложение – презентация)
Таким образом, я убедилась, что инструмент наставничества в форме «ученик-ученик» или «дети-детям» работает. Образовательно-воспитательная система клуба по интересам «Рукодельница» работает, она стала упорядоченной и эффективной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"
Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Сценарий мероприятия "Карусель народных игр" по программе "Играем вместе".
Сотрудники "СРЦ для несовершеннолетних" провели мероприятие на одной из площадок с. Зензели для жителей села. Целью мероприятия было укрепление внутрисемейных связей между родителями и детьми....

Сценарий конкурсной программы "Мы вместе!"
Цели: способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей; формировать потребность в общении взр...

Рабочая программа "Подумаем вместе" 1-2 класс
Рабочая программа по математике "Подумаем вместе" для учащихся 1-2 класса...
Игровая программа «Встанем вместе в хоровод»
Программа посвящена инвалидам - сильным духом людям. Тому, кого не сломила судьба и определенные обстоятельства....

