Родительское собрание на тему "Характер моего ребёнка"
материал

Орлова Виктория Евгеньевна

Родительское собрание на тему "Характер моего ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_sobranie.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Характер моего ребенка: что можно и нельзя изменить?»

Форма проведения: дискуссия

Задачи собрания:

  1. Познакомить родителей с понятием «характер» и его составляющими.
  2. Определить, совместно с родителями, что можно и нельзя изменить в характере детей.

Вопросы для обсуждения:

-Что такое характер и его составляющие?

-Можно ли изменить характер ребенка и как это сделать?

-Как взаимодействовать с детьми, обладающими разными типами характера?

План проведения собрания:

1.Вступительное слово учителя

2.Беседа о характере и его составляющих

3.Обсуждение вопроса «Что можно и нельзя изменить в характере ребенка?»

5.Подведение итогов собрания.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово учителя

-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня на собрании мы обсудим важную тему. Посмотрите на экран и прочитайте высказывание Эриха Фрома. О чем оно? Как вы его понимаете?

-Как вы думаете, о чем же сегодня пойдет речь? Давайте сформулируем тему нашего собрания.

-У вас интересные предположения! Я предлагаю вам следующую формулировку темы: «Характер моего ребенка: что можно и нельзя изменить?»

-Какова будет цель нашего собрания?

-Сегодня мы поговорим о характере ваших детей, определим, можно ли изменить характер ребенка и как это можно сделать, а также научимся правильно взаимодействовать с детьми разных типов характера.

  1. Беседа о характере и его с оставляющих

-Для начала давайте разберемся, что же такое характер? Как думаете Вы?

-Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

-Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния.

-Важно ли знать характер своего ребенка? Для чего?

-Давайте разберемся по пунктам. Очень важно знать характер ребенка для того, чтобы:

знать его сильные и слабые стороны.

помочь ему приспособиться к новым условиям,

научить его использовать свои сильные стороны и сгладить слабые.

найти с ним общий язык.

помочь найти ребенку самого себя.

Черты характера составляют те существенные свойства человека,

которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни

-В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

1.Черты, показывающие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и

отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

2. Черты, показывающие отношение человека к труду (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);

3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

-Помимо черт характера существуют также и его свойства. Среди них принято различать общие (глобальные) и частные (локальные).

-Как вы думаете, в чем же отличие общих свойств характера от частных?

-Глобальные свойства характера фактически перекрывают свойства темперамента, так как распространяют свое действие на столь же широкую сферу поведенческих проявлений. Локальные свойства характера распространяются на частные, более узкие ситуации. Некоторые авторы не различают свойства темперамента и глобальные свойства характера, считая их проявлением одной и той же психологической реальности. Свойства характера целесообразно отличать от свойств темперамента хотя бы потому, что они в гораздо большей степени отражают стиль сознательной, волевой регуляции поведения и определяют поступки, за которые человек несет прямую моральную и юридическую ответственность. Наиболее широко признанной классификацией глобальных черт характера является так называемая Большая пятерка свойств. В нее входят:

1. Согласие, дружелюбие, враждебность.

3. Сознательность - импульсивность.

4. Эмоциональная стабильность - тревожность.

5. Интеллектуальная гибкость — ригидность.

-Обратите внимание, перед вами список качеств человека, как хороших, так и плохих. Я попрошу вас выбрать качества, которые относятся к вашему ребенку и подчеркнуть их.

(добрый, злой, отзывчивый, черствый, опрятный, неряшливый, умный, глупый, веселый, грустный, честный, лживый, искренний, неискренний, смелый, робкий, послушный, непослушный, миролюбивый, враждебный, смешливый, угрюмый, разговорчивый, молчаливый, спокойный, беспокойный, непоседливый, усидчивый, добросовестный, безответственный, терпимый, нетерпимый, осторожный, раздражительный, спокойный, ласковый, доверчивый, заботливый, щедрый, стеснительный, упрямый, общительный, аккуратный, любознательный, трудолюбивый, спортивный, свирепый, предприимчивый, выносливый, целеустремленный, сообразительный, доброжелательный, серьезный, порядочный, храбрый.)

-Все выбранные вами черты не только проявляются в поступках и поведении, но и формируются в них. Для того, чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершенствования мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека, а превращаются в привычный для него образ  действий. Сформировавшийся в человеке характер в виде привычек и устойчивых отношений определяют его судьбу. Недаром говорится в известной пословице: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Поэтому родители, которые хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны все время заботиться о формировании его характера,  о привитии ему полезных и добрых привычек. Важно научить ребенка различать добро и зло, сформировать у него соответствующее отношение к добру и иммунитет  ко злу.

  1. Обсуждение вопроса «Что можно и нельзя изменить в характере ребенка?»

-Уважаемые родители, а как вы считаете, можно ли изменить характер ребенка? Почему вы так считаете?

-Быт, условия жизни в семье, труд, учеба - школа человеческих характеров.

Одни и те же педагогические воздействия могут вести к противоположным результатам, если они применяются к людям с различными индивидуальными особенностями. Характер не дан человеку от природы, нет характера, который нельзя было бы скорректировать.

-Характер - индивидуальное приобретение личности в процессе жизнедеятельности, которое включается в систему общественных отношений, в совместную деятельность и в общение с другими людьми.

В истории психологии существовало немало теорий, ставивших характер человека в зависимость от формы черепа, строения лица, конституции тела, т. е. дающих возможность по внешним признакам диагностировать характер человека. Так, в XVIII в. приобрела известность физиогномическая система Каспара Лафатера, который считал, что человеческая голова есть «зеркало души» и ее строение, мимика есть основной путь для познания человеческих характеров.

После смерти Лафатера новое учение стало называться френологией. В основе этого учения лежало утверждение, что всем свойствам характера соответствует определенный центр мозга. Даже составлялись специальные физиогномические справочники с психологическим истолкованием мимики.

Однако эта зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является закономерной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь не одну, а много причин возникновения.

О характере человека следует судить по его поступкам. Характер не должен быть особым оправданием ребенку, когда он недозволенное делает дозволенным.

-Зная характер сына или дочери, вы сможете избежать многих проблем в ваших взаимоотношениях с ними. Сейчас я предлагаю вам оценить черты характера своих детей по следующим критериям: скромность, трудолюбие, вежливость, доброта, честность.

-   Поставьте на шкале точку в том месте, на каком уровне, по-вашему, находится эта черта характера в личности вашего ребенка.

(Родители работают над тестом.)

-   А теперь сравните свое мнение с самооценкой вашего ребенка [раздает бланки с результатами тестирования детей). Критичен ли ребенок по отношению к себе? Хорошо ли вы знаете своего ребенка? А может быть, ваша оценка излишне строга?

(Организуется обмен мнениями.)

-Обратите внимание на слайд. Что на нем изображено?

-Правильно, замок. Как вы можете заметить, он закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

-Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Хорошо. Вот и связка ключей

- С чем же можно сравнить замок и ключи?

- Как к этому замку, так и к вашему ребёнку необходимо подбирать определённый стиль общения.

-Характер формируется и складывается постепенно – в основном, к концу детства. При этом в процессе жизни характер может измениться в ту или иную сторону: портиться или улучшаться. Характер определяет особенности поведения ребенка.

-Для того, чтобы ребенок в любых обстоятельствах и условиях действовал разумно и нравственно, очень важно формировать у него правильные, полезные привычки поведения.

-Как же выработать полезную привычку? Внедряемая привычка должна соответствовать правилу четырех П:

1.Полезно для Вас

2.Постепенно

3.Последовательно

4.Постоянно.

-Детский врач и психолог Алла Баркан разработала памятку о том, как надо вести себя родителям с детьми, обладающими разными типами характера. Вот ее советы.

• Учитывать все минусы и плюсы характера ребенка.

• Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.

• Не подавлять, а управлять любым из типов характеров ребенка.

• Не укрощать характер ребенка, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.

• Не пытаться подавить особенности характера ребенка.

• Не выпячивать все минусы ребенка, особенно при посторонних людях.

• Не раздражаться от того, что он не такой, как вам хотелось бы.

• Выбирать методы воспитания в зависимости от особенностей характера ребенка

-Я раздаю вам памятки с этими советами. Может у кого-то из Вас есть дополнения? Что еще необходимо соблюдать при взаимодействии с детьми, обладающими разными типами характера?

4. Подведение итогов собрания

-Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?

-Была ли данная тема полезна для вас? Что вы для себя вынесли?

-На экране вы видите незаконченные фразы, вам по очереди нужно их продолжить.

-Я благодарю каждого из Вас за участие в нашем собрании, за активный обмен мнениями и надеюсь, что каждый из Вас сегодня узнал что то новое и полезное. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Путь к сердцу ребёнка"

Конспект семинара - практикума для родителей, посвящённого внутрисемейным взаимоотношениям. Причины дивиантного поведения детей и подростков,психологический тест "Какой я родитель?", способы решения с...

Родительское собрание: "Как воспитать уверенность ребёнка в себе"

Надеюсь, что данный материал пригодится учителям начальной школы для проведения родительского собрания. Тема очень важная и нужная....

Родительское собрание по теме "Гипперактивный ребёнок"

Презентация для родительского собрания.На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений....

Презентация родительского собрания «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения».

Чудесен мир прекрасного! Каждый раз дети открывают в нём всё новые и новые уголки. Дети – не просто читатели, они и писатели. Но дело это не простое. Этому надо специально учиться. Столько ещё хитро...

Родительское собрание Поощрение и наказание ребёнка в семье.

эта тема родительского собрания актуальсна во всех классах...

Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"

Советы педагога и психолога по подготовке детей к школе...

Родительское собрание "Влияние семьи на ребёнка"

Конспект беседы с родителями на тему семьи и её влияния на ребёнка. Взгляд на понятие "семья" глазами детей и взрослых. Беседа сдержит памятки для родителей....