Формирование читательской грамотности в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Предметом измерения читательской грамотности является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование читательской грамотности в начальной школе»
«Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело»
К.Д.Ушинский
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Леонтьев Алексей Алексеевич, известный российский психолог, педагог, учёный так определил это понятие: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Предметом измерения читательской грамотности является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. Актуальность темы в том, что в процессе осуществления школьной реформы стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Вот почему одной из основных задач обучения младших школьников на современном этапе является качественное обучение осознанному чтению.
Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:
- 1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
- 2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
- 3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Вроде, всё четко и понятно. Но почему школа оказалась не способна эффективно обучить детей осознанному чтению?
Людмила Аполлоновна Ясюкова, - кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского Государственного университета и центра диагностики и развития способностей, уверена, что основная проблема именно в тех школьных программах обучения, по которым проходят обучение дети в современных школах. Одна из проблем в том, что современные программы обучения построены по системе Д.Б. Эльконина, который считал, что чтение – это озвучивание графических символов. Но озвучивание графических символов — это скорее музыка. А чтение, на самом деле это именно понимание графических символов. Но поскольку сейчас все учителя привыкли, что чтение — это озвучивание графических символов, то акцент в обучении делается именно на этом. В результате происходит то, о чём говорил Л.С. Выго'тский «Озвучивание и осмысливание - две разные операции мозга». На самом деле озвучивание и осмысливание не слиты воедино даже у взрослых людей. Если вы спросите ребенка, как ему удобней читать, любой ребенок ответит, что читать «молча» удобней. Когда не нужно озвучивать, тогда мышление идет больше на понимание текста. Так что секрет невероятно прост. Когда ребенок читает молча и ему не нужно озвучивать прочитанное, тогда дети намного быстрее обучаются технике чтения и тогда им начинает больше нравиться сам процесс чтения.
Есть простая диагностика сформированности навыков осознанного чтения по методике Л.А. Ясюковой.
► Учащимся предлагается текст (соответствующий возрасту) с пропущенными словами, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста. Ребёнок должен вставить пропущенные слова.
► Учащиеся, хорошо овладевшие навыком чтения и письма, сами вписывают подходящие слова (3,4 классы). Если же осознанность чтения проверяется у первоклассников или второклассников, то называемые учеником слова записывает учитель.
► На подготовку учащимся даётся не более 10 минут.
► При подготовке теста следует выбирать целостный, законченный по смыслу отрывок текста.
► При выделении и «изъятии» слов из текста следует отдавать предпочтение заданиям разного уровня сложности, «вырезать» разные части речи, обращать внимание на наличие рядом с пропускаемым словом знаков препинания.
► Для выпускника начальной школы удобно «пропустить» 10 слов, для первоклассника достаточно и пяти.
► Соответственно, четверокласснику при оценке его осознанности чтения давать один балл за каждое верно вставленное слово, а первокласснику – два балла.
Итоги диагностики сформированности навыков осознанного чтения по методике Л.А. Ясюковой. На основании того, как ученик справился с тестом (сколько пропущенных слов и какие ребёнок может правильно, по смыслу вставить, можно сделать надёжный вывод, какого уровня сформированности достиг его навык чтения, на сколько быстро и адекватно он понимает смысл текста или не понимает совсем).
Учащиеся, получившие по осознанности чтения «10», освоили беглое чтение, у них начинают формироваться лингвистические способности, чувство языка.
Если навык чтения развит хорошо («8» - «9»), то единица восприятия текста - целое предложение, смысл которого ребёнок как бы схватывает сразу.
Оценки «5» - «7» - навык чтения сформирован ещё не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание, а смысл предложения понимается не сразу. Такой ученик длинные, стилистически усложнённые предложения может вообще не понять.
«1» – «4» - слабая осознанность чтения. Единицей восприятия текста выступают слово или части слова (слоги). Ребёнок с трудом понимает то, что читает, и может правильно воспринимать только тексты, состоящие из коротких простых фраз.
Учащимся была предложена карточка текста с пропущенными словами.
.
Итоги диагностики сформированности навыков осознанного чтения по методике Л.А. Ясюковой в 4 классе.
Участвовали в тестировании 27 человек.
Учащихся, получивших по осознанности чтения 10 баллов - нет.
9 - 8 баллов - 10 человек, это учащиеся, у которых навык чтения развит хорошо, единица восприятия текста - целое предложение.
7 – 5 баллов – набрали 17 человек, у которых единицей восприятия текста является словосочетание. Это учащиеся, которые смысл предложения могут понимать не сразу, а длинные, стилистически усложнённые предложения могут вообще не понять. Навык осознанного чтения сформирован ещё не полностью.
Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?
Проблема 1. Практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание».
Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.
Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.
Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения.
Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.
Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Её приёмы как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.
Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения.
Как правило, дети для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.
Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.
Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.
Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Шаги: Чтобы добиться результата, необходима система. С одной стороны, принято считать, что начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребѐнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.
Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их не читающие сверстники.
Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.
Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения.
В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.
Шаги: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.
Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение - это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов. При формировании смыслового чтения выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы по всем учебным дисциплинам в начальной школе.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям следующее:
► выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
► формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом
► определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
► предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
► повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
► организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
► обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)
Уроки литературного чтения особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу данного...
Статья на тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».
Статьяна тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается пере...

_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»
_Формирование читательской грамотности в начальной школе_ Программа повышения качества образования МБОУ «Ермаковская СШ №2»...
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

Формирование читательской грамотности в начальной школе.
Данная публикация поможет учителям в методической работе....

Презентация мастер- класса "Формирование читательской грамотности в начальной школе"
Эффективные приемы формирования читательской грамотности в начальной школе...

Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе
Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...
