План работы с одаренными детьми
материал

План работы с одаренными детьми пригодится учителям, которые стремятся повысить качество обучения в своем классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odar.docx43.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Рассмотрено

на ШМО

учителей начальных

классов

Протокол
от «     »                  2021 г.

                

Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 11» НГО

                Н.Л. Кудрявцева

 

«        »                      2021г.

Утверждаю

Директор
МАОУ «СОШ № 11» НГО

               А.В. Деркачев

Приказ

от  «          »                2021г.

                

План работы с одарёнными детьми

на 2021-2025 уч. год

        

Составитель:

Дворачек Анастасия Рудольфовна

учитель начальных классов,

первая квалификационная

категория

ПЛАН  РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

2021-2025 г.

ВВЕДЕНИЕ

Цель:

        Создание условий для         выявления и оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Задачи:

уделять особое внимание педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

  • создавать оптимальные условия для развития и реализации способностей;
  • развивать личность одаренных учащихся;
  • развивать учебную деятельность, развивать их субъектности в ней;
  • развивать позитивную «Я-концепцию»;
  • развивать творческую самостоятельность;
  • развивать коммуникативные умения;
  • пополнять информационный банк данных по направлению «Одаренные дети».

Выявление одаренных детей.

        Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяется 
три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности.
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • дополнительные занятия с сильными учащимися;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • проектная деятельность.

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

        Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

        Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

        Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

        Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

        В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Деятельность педагога предусматривает:

  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
  • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

        Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

        Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

График консультаций

Предметы

Ф. И. О.

День проведения

Время проведения

Русский язык/ Математика

Дворачек А. Р.

Через понедельник

12:20 -13:30

Литературное чтение/ Окружающий мир

Дворачек А. Р.

Пятница

12:20-13:30

План работы с одаренными  детьми

Мероприятия

Сроки

Подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей.

Постоянно

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год. Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка.  Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.

сентябрь

Обеспечение индивидуализации, дифференциации  учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

В течение года

Ведение кружка "Умники и умницы".

В течение года

Работа на платформе "Учи.ру".

В течение года

Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных заданий.

В течение года

Подготовка к конкурсам и олимпиадам по предметам

В течение года

Участие в олимпиадах, конкурсах-играх, фестивалях и т.д.

В течение года

Подготовка к проектной деятельности, выбор темы проекта, работа с литературой.

В течение года

Работа с родителями.

В течение года

Поощрение победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

В течение года

Анализ результатов олимпиад, конкурсов.

В течение года

Индивидуальная работа.

В течение года

Домашние задания опережающего характера, эссе, творческие отчёты, презентации.

В течение года

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе.

май

Планирование по предметам

Математика

Цель: Развивать математические способности.

Тематическое планирование по математике.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Математические игры : ребусы, примеры с буквами, цепочки.

1

2.

Нестандартные задачи «Распиливание, разрезание».

1

3.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

1

4.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

1

5

Задачи ловушки, шутки.

1

6.

Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты».

1

7.

Задачи связанные с величинами.

1

8.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

9.

Решение логических задач.

1

10

Решение логических задач.

1

11

Задачи на упорядочение множеств.

1

12

Задачи решаемые с помощью графов.

1

13

Решение логических задач.

1

14

Олимпиадные задачи.

1

15

Олимпиадные задачи.

1

16

Олимпиадные задачи.

1

17.

Олимпиадные задачи.

1

Русский язык

Цель: Углубление основных базовых знаний по русскому языку

Тематическое планирование по русскому языку.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Весёлая грамматика (ребусы, шарады, кроссворды).

1

2.

Предложения. Словосочетание.

1

3.

Хитрые вопросы по словообразованию.

1

4.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

1

5

Слова – родственники. (Об однокоренных словах).

1

6.

Решение олимпиадных работ.

1

7.

Состав слова.

1

8.

Веселая грамматика. (Безударные гласные, проверяемые ударением). (Непроверяемые безударные гласные).

1

9.

Веселая грамматика (слова с глухими и звонкими согласными в корне).

1

10

Веселая грамматика (с непроизносимыми согласными звуками в корне, слова с удвоенными согласными).

1

11

Решение олимпиадных работ.

1

12

Имя существительное.

1

13

Решение олимпиадных работ.

1

14

Имя прилагательное.

1

15

Решение олимпиадных работ.

1

16

Глагол.

1

17.

Решение олимпиадных работ.

1


Окружающий мир

Цель: Углубление основных базовых знаний по окружающему миру.

Тематическое планирование по окружающему миру.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Как устроен мир. Ребусы, кроссворды.

1

2

Решение олимпиадных работ.

2

3

Эта удивительная природа.

2

4

Мы и наше здоровье.

2

5

Наша безопасность.

2

6

ПДД. Дорожные знаки.

2

7

Решение олимпиадных работ.

2

8

Чему учит экономика.

2

9

Решение олимпиадных работ.

2

Литературное чтение

Цель: Углубление основных базовых знаний по литературному чтению.

Тематическое планирование по литературному чтению.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Устное народное творчество. Тесты.

1

2

Устное народное творчество. Ребусы, кроссворды.

2

3

Великие русские писатели. Анализ прочитанных книг.

2

4

Решение олимпиадных работ.

2

5

Поэтическая тетрадь

2

6

Литературные сказки. Анализ прочитанных книг.

2

7

В гостях у детских журналов.

2

8

Зарубежная литература. Анализ прочитанных книг.

2

9

Решение олимпиадных работ.

2


Учитель                                                                                              Дворачек А. Р.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....

План работы с одаренными детьми

План работы на год с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми.

Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....

план работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг...

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми 3 класс...

План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5

План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель:  создание благо...

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми представлен в виде рабочей программы, с соблюдением структуры....