План работы с одаренными детьми
материал
План работы с одаренными детьми пригодится учителям, которые стремятся повысить качество обучения в своем классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Рассмотрено на ШМО учителей начальных классов Протокол № | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 11» НГО Н.Л. Кудрявцева
« » 2021г. | Утверждаю Директор А.В. Деркачев Приказ от « » 2021г. № |
План работы с одарёнными детьми
на 2021-2025 уч. год
Составитель: Дворачек Анастасия Рудольфовна учитель начальных классов, первая квалификационная категория |
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
2021-2025 г.
ВВЕДЕНИЕ
Цель:
Создание условий для выявления и оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Задачи:
уделять особое внимание педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
- создавать оптимальные условия для развития и реализации способностей;
- развивать личность одаренных учащихся;
- развивать учебную деятельность, развивать их субъектности в ней;
- развивать позитивную «Я-концепцию»;
- развивать творческую самостоятельность;
- развивать коммуникативные умения;
- пополнять информационный банк данных по направлению «Одаренные дети».
Выявление одаренных детей.
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяется три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися.
- дополнительные занятия с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- проектная деятельность.
Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
- Не могут четко развести реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
- Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Деятельность педагога предусматривает:
- реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
- изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
- управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
График консультаций
Предметы | Ф. И. О. | День проведения | Время проведения |
Русский язык/ Математика | Дворачек А. Р. | Через понедельник | 12:20 -13:30 |
Литературное чтение/ Окружающий мир | Дворачек А. Р. | Пятница | 12:20-13:30 |
План работы с одаренными детьми
Мероприятия | Сроки |
Подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей. | Постоянно |
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год. Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся. | сентябрь |
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | В течение года |
Ведение кружка "Умники и умницы". | В течение года |
Работа на платформе "Учи.ру". | В течение года |
Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных заданий. | В течение года |
Подготовка к конкурсам и олимпиадам по предметам | В течение года |
Участие в олимпиадах, конкурсах-играх, фестивалях и т.д. | В течение года |
Подготовка к проектной деятельности, выбор темы проекта, работа с литературой. | В течение года |
Работа с родителями. | В течение года |
Поощрение победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | В течение года |
Анализ результатов олимпиад, конкурсов. | В течение года |
Индивидуальная работа. | В течение года |
Домашние задания опережающего характера, эссе, творческие отчёты, презентации. | В течение года |
Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе. | май |
Планирование по предметам
Математика
Цель: Развивать математические способности.
Тематическое планирование по математике.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Математические игры : ребусы, примеры с буквами, цепочки. | 1 |
2. | Нестандартные задачи «Распиливание, разрезание». | 1 |
3. | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | 1 |
4. | Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | 1 |
5 | Задачи ловушки, шутки. | 1 |
6. | Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты». | 1 |
7. | Задачи связанные с величинами. | 1 |
8. | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. | 1 |
9. | Решение логических задач. | 1 |
10 | Решение логических задач. | 1 |
11 | Задачи на упорядочение множеств. | 1 |
12 | Задачи решаемые с помощью графов. | 1 |
13 | Решение логических задач. | 1 |
14 | Олимпиадные задачи. | 1 |
15 | Олимпиадные задачи. | 1 |
16 | Олимпиадные задачи. | 1 |
17. | Олимпиадные задачи. | 1 |
Русский язык
Цель: Углубление основных базовых знаний по русскому языку
Тематическое планирование по русскому языку.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Весёлая грамматика (ребусы, шарады, кроссворды). | 1 |
2. | Предложения. Словосочетание. | 1 |
3. | Хитрые вопросы по словообразованию. | 1 |
4. | Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. | 1 |
5 | Слова – родственники. (Об однокоренных словах). | 1 |
6. | Решение олимпиадных работ. | 1 |
7. | Состав слова. | 1 |
8. | Веселая грамматика. (Безударные гласные, проверяемые ударением). (Непроверяемые безударные гласные). | 1 |
9. | Веселая грамматика (слова с глухими и звонкими согласными в корне). | 1 |
10 | Веселая грамматика (с непроизносимыми согласными звуками в корне, слова с удвоенными согласными). | 1 |
11 | Решение олимпиадных работ. | 1 |
12 | Имя существительное. | 1 |
13 | Решение олимпиадных работ. | 1 |
14 | Имя прилагательное. | 1 |
15 | Решение олимпиадных работ. | 1 |
16 | Глагол. | 1 |
17. | Решение олимпиадных работ. | 1 |
Окружающий мир
Цель: Углубление основных базовых знаний по окружающему миру.
Тематическое планирование по окружающему миру.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Как устроен мир. Ребусы, кроссворды. | 1 |
2 | Решение олимпиадных работ. | 2 |
3 | Эта удивительная природа. | 2 |
4 | Мы и наше здоровье. | 2 |
5 | Наша безопасность. | 2 |
6 | ПДД. Дорожные знаки. | 2 |
7 | Решение олимпиадных работ. | 2 |
8 | Чему учит экономика. | 2 |
9 | Решение олимпиадных работ. | 2 |
Литературное чтение
Цель: Углубление основных базовых знаний по литературному чтению.
Тематическое планирование по литературному чтению.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество. Тесты. | 1 |
2 | Устное народное творчество. Ребусы, кроссворды. | 2 |
3 | Великие русские писатели. Анализ прочитанных книг. | 2 |
4 | Решение олимпиадных работ. | 2 |
5 | Поэтическая тетрадь | 2 |
6 | Литературные сказки. Анализ прочитанных книг. | 2 |
7 | В гостях у детских журналов. | 2 |
8 | Зарубежная литература. Анализ прочитанных книг. | 2 |
9 | Решение олимпиадных работ. | 2 |
Учитель Дворачек А. Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....
План работы с одаренными детьми.
Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....
план работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг...
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми 3 класс...

План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5
План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель: создание благо...

План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми представлен в виде рабочей программы, с соблюдением структуры....

